Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система работы школы по формированию эстетической культуры. Эстетика детской жизни




Человек по натуре своей — художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь дея­тельностью в области искусства: в той или иной форме оно при­сутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непо­средственно создает произведения искусства, посвящает себя по­эзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в са­мом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетиче­ское отношение человека к действительности обязано своим про­исхождением его трудовой деятельности. Осознание и пережива­ние труда как игры физических и духовных сил, как явления в°звышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фун-Замент эстетического развития личности. Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, Риносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотво­ри высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и Чн°стью движений, строгой экономией времени, вдохновени-> Увлеченностью. Гармония физических движений рождает внут-нНюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости,

четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и нивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель­ность учения. В математике, например, нередко говорят: «Краси­вое, изящное решение или доказательство», понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи­моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан­никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив­ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают ук­лад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо­го оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красо­ту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занима­ются делом или отдыхают. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. В руководимых им учеб­но-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цве­тов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные скатер­ти в столовых, идеальную чистоту в помещениях.

Ничем не заменимый источник прекрасного — природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» — писал К. Д.Ушинский. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное вос­питательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...»1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.