Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические проблемы теории культуры 3 страница




Поскольку искусство многие века жило воссозданием ми­фологических сюжетов, оно сохраняло этот опосредованный и неосознаваемый характер отражения общественных отно­шений; примечательно, что отражение это вбирало в себя изменявшиеся формы социального бытия — так в драматур­гии французского классицизма XVII в. через покров антич­ных или библейских мифов явственно просвечивала совре­менная жизнь королевского двора. Вместе с тем с первых шагов реалистического направления в европейской художе­ственной культуре — начиная со средневековых новелл, через романы XVII—XVIII вв., пьесы В. Шекспира и Лопе де Вега, к социально-аналитическому творчеству мастеров кри­тического реализма XIX—XX столетий — развивалось осво­божденное от мифологии и аллегорических иносказаний пря­мое и осознанное художественное исследование общества как системы, отношений людей, существенно отличных от отношений естественных, природных и формирующих чело­века в соревновании с природными силами. Об искренности и принципиальной значимости такого взгляда на мир говорят теоретические суждения мастеров реалистического искусст­ва — от Ш. Сореля и Д. Дидро до О. Бальзака и Э. Золя, Л. Толстого и Ф. Достоевского, М. Горького и Б. Брехта. Стоит вспомнить в этой связи, что Бальзак с гордостью величал себя "доктором социальных наук" и что Белинский иллюстрировал тезис о родстве искусства и науки ссылкой на разные способы познания ими одного общего предмета — положения классов в обществе.

Наряду с художественно-образным исследованием законов общественной жизни их теоретическое осмысление развива­лось в ходе освобождения общественного сознания от мифо­логических фантазий и формирования трезвого объективного взгляда на формы человеческого бытия. При этом теорети­ческая мысль осваивала общественную реальность тремя способами — научным, идеологическим и проектирующим. Второй и третий по понятным причинам значительно старше первого — о научном изучении общества в строгом смысле этого слова можно говорить не раньше, чем с XVIII в., когда в Англии складывалась классическая политическая эконо­мия, а в философии французских просветителей закладыва­лись основы социологического понимания общества, идеоло­гическое же — т. е. ценностно-осмысляющее — рассмотрение различных общественных отношений и связанное с ним "идеалогическое" построение моделей желанного обществен­ного устройства мы встречаем уже у Платона, у христиан­ских теологов, у ренессансных утопистов. Марксизм поста­вил перед собой задачу преодолеть расхождение между нау­кой об обществе и ее ценностным и проективным рассмотре­нием, тем самым ликвидировав идеологию в старом смысле этого слова (как идеологическое ложное сознание) и превра­тив учение о социалистическом будущем человечества из утопического в научно обоснованное. Однако решение этой задачи — как показал опыт истории — оказалось непростым делом: существенные расхождения взглядов между марксис­тами в конце XIX—начале XX вв. в России, Германии, Франции; раскол мирового социалистического движения на разные Интернационалы; троцкистская, сталинская, маоист­ская и иные интерпретации марксизма в 20-е—50-е гг.; противоречивое отношение к революционной перестройке, начатой в СССР в середине 80-х гг., ив мировом коммунис­тическом движении, и в нашей стране — все это показывает, сколь сложным является органичный синтез науки об обще­стве, его ценностного осмысления и проектирования совер­шенной системы общественного устройства. Оно и понятно — научное изучение общества гораздо труднее, чем исследова­ние природных явлений, эффективное социальное проекти­рование несравненно труднее технического, а идеологическое оценивание общественных явлений несравненно более проти­воречиво, чем ценностное осознание природы (с преодолени­ем ее религиозных мистификаций ценностное отношение к природе остается нравственным и эстетическим, а здесь мо­мент общечеловеческий гораздо сильнее, нежели социально-классовые, профессиональные и далее этнические расхожде­ния взглядов). Давно уже было замечено, что в трактовке общественных процессов влияние интересов людей несрав­ненно более могущественно, чем в познании природных яв­лений.

В ходе социальных преобразований в нашей стране в последнее десятилетие выяснилось, в известной мере для всех неожиданно, что в наиболее, казалось бы, строгой обществен­ной науке — политической экономии — десятки самых разных ученых, и российских, и западноевропейских, не могли сойтись во взглядах на конкретный характер процесса перестройки экономики бывшего Советского Союза; не более успешным оказались действия ученых-правоведов в постро­ении новой Конституции России, гражданского и уголовного кодексов, равно как и усилия теоретиков от педагогики радикально улучшить систему образования. При этом все сознают, что отсутствие научно-теоретического обоснования практической деятельности в этих, как и во всех иных направлениях, обрекает ее на слепой поиск методом "проб и ошибок", делающий неизбежными большие потери и медлен­ный ход процесса — в социальной деятельности, в отличие от технического конструирования, нельзя, к сожалению, повторить, скорректировав его, неудавшийся эксперимент; поэтому в выборе теоретической концепции, подлежащей практическому воплощению, решающее значение имеет ин­туиция государственного деятеля, реформатора или револю­ционера, судьей же оказывается только история... А интуи­ция — это не чисто природное качество, но природно-кулътурное, как и все в человеке, она синтезирует врожденные индивиду способности и предоставляемый культурой опыт. Так выявляется еще один аспект зависимости общественной деятельности человека от уровня его культуры.

4

Анализ второй плоскости отношений общества и культуры позволяет увидеть ее особенности в тех же трех сферах, в которых было рассмотрено отношение культуры и природы.

Во внечеловеческом предметном бытии связь общества и культуры приводит, с одной стороны, к созданию разнообраз­ных социальных институтов — организаций, о которых шла у нас речь, придающих культурные формы общественным отношениям, а с другой — к опредмечиванию этих отноше­ний в продуктах духовного и художественного производства, отделяющихся от человека и приобретающих самостоятель­ное существование в истории человечества.

Проведенный выше анализ охарактеризовал в общих чер­тах плоды организационной, идеологической и художествен­ной деятельности людей, в которых так или иначе взаимо­действуют социальная и культурная "субстанции". Что же касается их интериоризации в самом человеке, то это требует специального рассмотрения.

Общество и культура встречаются здесь в ходе воспитания личности, делая этот процесс двусторонним — одновременно социализацией и кулыпурацией индивида.

Здесь кроется чрезвычайно важная проблема, к рассмот­рению которой придется не раз возвращаться, ибо в педаго­гике господствуют односторонние представления о воспита­нии — либо как о формировании индивида обществом, либо как о его приобщении к культуре. Между тем подлинная сложность онтогенеза человека состоит именно в том, что условием его является природная данность — совокупность врожденных индивиду качеств, которая подлежит обработке и переработке силами общества и силами культуры. Оттого конечный продукт этого процесса.— человеческая индивиду­альность — оказывается трехсторонней системой, обуслов­ленной особенностями взаимодействующих сторон — приро­ды, общества и культуры. В предыдущей главе речь шла уже о взаимодействии двух из них — природного и культурного факторов, теперь пришло время подключить в наш анализ третью силу, осветив взаимодействие социальной и культур­ной детерминант человеческого существования.

О наличии сложности их сцепления говорит то, хорошо известное каждому по своему жизненному опыту, обстоятель­ство, что в одной и той же социальной среде мы встречаемся с широким разбросом уровней и качеств культуры в разных людях. Этот разброс был минимальным в эпохи господства так называемых традиционных культур (в докапиталисти­ческих формациях), поскольку общий культурный минимум был обязателен для всеобщего усвоения в той или иной общественной среде — крестьянской, бюргерской, аристокра­тической, монастырской; различия интериоризируемых каждым индивидом объемов культуры обусловливались здесь не столько индивидуальными, сколько социально-груп­повыми факторами. В силу этого социальное и культурное как бы сливались, становились трудно различимыми. Поло­жение резко изменилось в буржуазном обществе, когда и семья, и учебное заведение, и сам индивид получили возможность широкого выбора осваиваемых ценностей — и из культурного наследия, и из современной культуры. Такой выбор, осуществляемый родителями, педагогами, более авто­ритетными друзьями и, в конечном счете, самим молодым человеком, определяющий содержание его мировоззрения, знаний, опыта, идеалов, приводит к резкому повышению удельного веса индивидуальных особенностей личности в процессе ее приобщения к культуре, тогда как направление "обработки" индивидов обществом — системой социальных отношений — ими не избирается, оно является общим для людей, живущих в данных социальных условиях. Иначе говоря, влияние общества на личность зависит главным образом от характера этого общества, которое личность, как правило, не выбирает, особенно в детстве, юности, тогда как ценности культуры, которые она осваивает, выбираются, ею и ее ближайшим окружением в большой мере свободно.

Для современной ситуации в народном образовании этот вывод имеет грандиозное значение, так как до сих пор наша школа была ориентирована на единое направление социали­зации, которому полностью подчинялся единый же для всех учеников набор предназначенных для ученика культурных ценностей; в итоге формально признаваемый принцип "ин­дивидуального Подхода" оставался нереализованным, и пол­ноценная индивидуальность ученика могла формироваться только вопреки конформистским устремлениям официаль­ной педагогики.

Такова главная и наиболее трудная Задача школьной ре­формы — найти оптимальные способы включения ребенка (подростка, юноши, молодого человека) в культуру и в систему социальных отношений, тем самым в полной мере реализуя принцип индивидуального подхода и одновременно принцип коллективизма, т. е. приобщенности индивида к социальному целому, выражающейся в чувстве гражданской солидарности и ответственности. При этом нужно учитывать подвижность соотношения "удельных весов" обоих потенци­алов воспитательного процесса, образующую некий спект­ральный ряд: на одном его краю находится самовоспитание, в котором освоение богатств культуры ведет преимуществен­но к формированию индивидуально-своеобразных черт лич­ности, а на другом краю — воспитание в военной Школе, где доминирует формирование единых для всего коллектива учеников граждански-патриотического сознания и правил поведения, а между этими полюсами, с одной стороны, се­мейное воспитание, делающее акцент на развитии индивиду­альных особенностей ребенка средствами культуры, а с дру­гой стороны, воспитание в обычной школе, гимназии, кол­ледже, которое выдвигает на первый план усвоение всеми учениками единого комплекса знаний, умений и форм пове­дения. Но и в разного типа учебных заведениях меняется соотношение индивидуации и обобществления — скажем, в художественных школах, училищах, институтах господству­ет первая, а в юридических учебных заведениях — вторая.

5

История взаимодействия общества и культуры имеет, ко­нечно, не только количественный (так сказать, силовой), но и качественный аспект. В этом процессе различается не­сколько фаз:

а) Первобытность, в которой социокультурная реальность только формируется, вырывая человека из природно-животного состояния, и в которой нет еще поэтому сколь-нибудь отчетливого разделения общественных отношений и культур­ных действий, — всесторонний синкретизм первобытности сказался и здесь (что, кстати сказать, закономерно для пер­вой стадии любого эволюционного процесса). А это значит, что структура человеческого общества еще не сложилась с той степенью определенности, которая выразится позднее в формировании государства, правовой системы, регламенти­рованных экономических отношений — все это принесет лишь рабовладельческий строй (в его дальневосточной, ближневосточной и западных вариациях), и потому только там возникнет сама проблема взаимоотношений общества и культуры, как двух относительно самостоятельных подсис­тем бытия человечества.

б) С тех пор как проблема эта возникла, она могла полу­чать — и действительно получала — разные решения. Одно из них — безусловное, безоговорочное, жесткое подчинение культуры обществом, характерное для раннеклассовых социокультурных систем. В рабовладельческой, феодальной и смешанной восточной (основанной на "азиатском" (К. Маркс) способе производства) системах диктат общественных отно­шений над культурой проявлялся по-разному, он имел и свои этнические и исторические модификации, но во всех случаях оставался лишь самый узкий зазор для проявления культу­рой ее самостоятельности, для ее самодвижения и самоуправ­ления.

в) Ситуация стала решительно меняться в ходе формиро­вания буржуазного общества: уже в средневековых, а затем ренессансных городах складывался новый тип отношений между культурой и обществом, который раскрылся в полной мере в XIX—XX вв. Суть этого процесса — развитие авто­номии культуры и по отношению к экономической, и по отношению к политически-правовой структуре общества. Исходным импульсом стал тут принцип свободы человеческой деятельности, сбрасывавшей с себя все социальные оковы и провозглашавшей одну только свою зависимость — от воли, желания, устремлений, сознания и даже подсознания (не­осознаваемых интенций) личности.

Свобода — едва ли не коренной принцип культуры буржу­азного общества, отражавший новую ситуацию, в которую человек был поставлен в реальном жизненном процессе:

оторванный от фатальной прикрепленности в своему сосло­вию и тем самым обретший возможность самому творить свою судьбу, вырвавшийся из тенёт религиозного и полити­ческого сознания, которыми индивид был опутан в феодаль­ном обществе, он получил практически и духовно безгранич­ный простор для проявления собственной активности, права выбора своего места в общественном бытии. В философской и художественной мысли это сознание свободы личности стало получать гипертрофированные формы, выражаясь в иллюзорном представлении об "абсолютной свободе" индиви­да, в индивидуалистическом своеволии, произволе, распаде социальных связей, но само это гипостазирование свободы, культ свободы, метафизическое противопоставление свободы необходимости, социальной ответственности, всечеловечес­кой связи отражало новую, неизвестную всей истории куль­турную ситуацию, новый тип отношений культуры и обще­ства. Показательно, что это сказывалось и на организацион­ном уровне культуры, выражаясь в возникновении разнооб­разных культурных объединений, творческих союзов, художественных обществ, даже партий, которые утверждали свои чисто-культурные функции и свою независимость от общества (партии "зеленых", например); более того, нередко именно культурные факторы теперь признаются решающими в истории человечества сравнительно с факторами социаль­но-экономическими и социально-политическими — таковы сциентистско-техницистская концепция научно-техническо­го прогресса, или маклюэнона теория зависимости общества от характера массовых коммуникаций, или же противопо­ложные им по содержанию, но родственные методологически толстовская идея нравственного усовершенствования личнос­ти или шиллеровская идея эстетического воспитания как альтернативы представления об экономических и полити­ческих силах, управляющих историческим процессом.

Как бы ни преувеличивали подчас социологи и культуро­логи значение научного и технического факторов и средств массовой коммуникации при переходе от промышленной цивилизации XIX в. к "индустриальному обществу" XX в., от него — к "постиндустриальному обществу", нельзя не видеть заключенных в этих концепциях рациональных зерен — уровень развития материальной и духовной культу­ры стал действительно оказывать существеннейшее влияние на характер общества, на его экономический базис и полити­ческую надстройку. В конечном счете именно здесь родилась сила, оказавшаяся в ряде случаев более, могущественной, чем антагонизм капитализма и социализма, не позволяя этому антагонизму вылиться в вооруженный конфликт — средства термоядерной войны (интересно, что К. Маркс предвидел такую ситуацию в развитии общества, когда уровень военной техники сделает невозможными военные способы разреше­ния социальных противоречий). Сейчас становится все более очевидным влияние уровня развития техники и науки как культурных сил на общественные отношения.

г) Четвертый, абстрактно возможный и вместе с тем исто­рически необходимый тип взаимодействия общества и куль­туры должен сложиться в будущем. Его суть — преодоление векового рассогласования общества и культуры, которые в разумно устроенной социокультурной системе должны стать разными сторонами единого, целостного и гармоничного бытия человечества. Но это не приведет к исчезновению их различий, ибо культура и общество — разные внебиологические "механизмы" организации совместной жизни людей, взаимно дополнительные в решении этой общей задачи.

 

Глава 4.

КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.