КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Передмова 1 страница. • систему социальных норм, предписаний и правил, регули рующих их взаимоотношения и деятельность; систему роле вых предписаний
Г • систему социальных норм, предписаний и правил, регули Будучи связанной с системой установленных правил, формальная организация стандартизирует и унифицирует отношения в сфере деловых взаимодействий, существенно снижает роль личного фактора (позволяя не учитывать в управлении индивидуальные особенности его участников) в деятельности организаций; делает деловые отношения более определенными и предсказуемыми; сводит сложность и многофакторность человеческих отношений к упрощенным стандартизированным безличным деловым взаимодействиям между позициями. Построенные на этом принципе отношения — это не отношения реальных людей, а отношения их позиций — например, директора магазина игрушек с заведующим секции мягких игрушек. Сточки зрения обеспечения порядка и предсказуемости в сфере деловых отношений преимущества такой системы отношений очевидны. Стремление же свести все организационные отношения организации к деловым и формальным привело к появлению в теории организаций и управленческой практике одной из наиболее популярных в первой половине XX в. моделей организации, именуемой моделью «идеальной бюрократии». Формирование последней связано с именем М. Вебера, хотя сам термин «формальная организация» был введен значительно позже Э. Мэйо. Рассматривая бюрократию как наиболее эффективную форму принципов легитимной власти (работа по правилам), Вебер трактовал последнюю как самый эффективный и технически чистый тип социальной организации из созданных человечеством и как единственный тип подлинно профессионального управления,-как машину по принятию рациональных решений. Будучи направленной на рационализацию деловых взаимоотношений, построенных на власти универсальной и безличной нормы, она противостоит власти реального человека, поскольку та всегда предполагает произвол*. Логика высокоформализованных бюрократических деловых отношений по Веберу предполагает, что: • бюрократия представляет собой «штаб», состоящий из ве • деятельность каждого ведомства специализирована, компе * См Вебер М. Три типа господства. 583 • деятельность максимально дробится, упрощается и стандар • все управление строится на принципах разделения компе • каждый руководитель наделяется властью и формальным ав • каждый подчиненный имеет руководителя; • приказы отдаются сверху, но обжалуются снизу; • власть любого руководителя строго нормирована и ограни • деятельность максимально регламентирована системой еди • управленец — это чиновник, наемный работник, высоко • идеальный чиновник осуществляет обязанности в соответ • карьера чиновника зависит от его стажа и квалификации; • оплата труда зависит не от количества выполненной рабо Однако, как показывает практика, построить деятельность организации целиком на принципах формализации отношений невозможно. Во-первых, реальная деятельность бюрократии не столь идиллична, как ее описал М. Вебер. Как видно из работ авторитетных специалистов (П. Блау, А. Гоулднер, Р. Дабин, М. Крозье, Р. Лай-керт, Д. Макгрегор, Р. Мертон, Д. Сильверман, Н. Смелзер и др.), она порождает ряд дисфункций, из которых наиболее значимы игнорирование внешнеориентированных целей, обслуживание корпоративных интересов, отчуждение работника и др. Во-вторых, деятельность организации предполагает не только порядок, но и творческую активность работника, что в данной модели практически не предусмотрено. В-третьих, существует множество ограничений на тотальную формализацию отношений: • всю сферу человеческих взаимодействий в организации нельзя • формализация деловых отношений возможна только в том • в организации существует масса проблем, требующих ин • высокий уровень формализации отношений возможен лишь 584 бильна и определенна, что позволяет четко распределить, регламентировать и стандартизировать обязанности работников; • для установления и юридического оформления норм необходимо, чтобы эти нормы соблюдались в неформализованной сфере. Ряд специалистов (например, М. Крозье) утверждают, что даже организации, именующиеся бюрократическими, не представляют собой систем, в которых вся сфера деловых отношений формализована и упорядочена. Они представляют собой «островки упорядоченности и определенности в море неопределенности». В связи с этим возникает необходимость дать представление об альтернативном типе социальной регуляции поведения, сосуществующем в формальной организации. Неформальная организация — это во многом альтернативная, но не менее действенная подсистема социокультурной регуляции поведения, стихийно возникающая и действующая в организации на уровне малых групп. Этот тип социальной регуляции поведения ориентирован на реализацию групповых целей (зачастую не совпадающих с общими целями организации) и поддержание социального порядка в группе. Вектор ее воздействия часто не совпадает с вектором организационного воздействия формальной организации. Возникая в процессе деятельности, неформальная организация действует как в сфере деловых, так и неделовых отношений. Неформальная организация может быть определена как естественно сформированная социокультурная подсистема регуляции поведения людей, действующая в рамках малой группы и институционализирующая отношения между людьми, а не позициями. Эта подсистема направлена на обеспечение общих целей и общих интересов группы. Открытие этой подсистемы регуляции связано с разработками представителей школы человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, В.уДиксонс и др.), анализом итогов знаменитого хотторнского эксперимента, а в дальнейшем — с работами Ч. Барнарда, Р. Дабина, Р. Лайкерта, Г. Саймона, Дж. Хоманса, А. Этцио-ни и др. В разработках Э. Мэйо механизм неформальной организации рассматривается как элемент процессов групповой динамики и оценивается как действенное средство регуляции поведения в группе. Оно связывается с появлением в группе воспроизводимых форм поведения — «рутин» и системы выработанных группой социальных норм, направляющих, контролирующих, регулирующих и корректирующих межличностные взаимодействия в группе и поведение отдельных ее членов. Этот механизм дополняется формированием динамичной структуры групповых отношений, связанных с выде- 585 лением авторитетных членов группы — лидеров — основных агентов контроля за поведением группы, направленного на реализацию и защиту ее интересов. Э. Мэйо правомочно отмечал, что роль этой системы столь сильна, что любые акции, предпринимаемые руководством в организации, имеют смысл только при одобрении группы, и указывал на действенность предпринимаемых группой санкций в ответ на отклоняющееся поведение лидера. Поскольку структура формируемых здесь отношений более динамична, нормы более подвижны, чем в формальной организации, а более подвижные цели не совпадают с целями организации, по мнению некоторых специалистов, в частности Ч. Барнарда, неформальная организация хотя и является важным компонентом социальной организации, но может быть рассмотрена как бесструктурная система бессознательной регуляции, координации деятельности и поведения, проявляющейся на уровне группы. Однако большинство современных специалистов считают неформальную организацию целенаправленной и достаточно структурированной системой регуляции, действующей на уровне группы*. Взаимоотношения формальной и неформальной организаций сложны и диалектичны. С одной стороны, очевидное изначальное несовпадение целей и их функций ведет к рассогласованию векторов их организационных воздействий и часто провоцирует конфликт между ними. С другой стороны, эти подсистемы социальной регуляции взаимодополняют друг друга. Если формальная организация, объективно ориентированная на достижение общеорганизационных целей, часто провоцирует конфликт между участниками совместной деятельности, то неформальная организация снимает эти напряжения и укрепляет интеграцию социальной общности, без чего деятельность организации невозможна. Кроме того, по утверждению Ч. Барнадра, связь этих систем регуляции очевидна: во-первых, формальная организация возникает из неформальной, т.е. образцы поведения и нормы, создаваемые в процессе неформальных взаимодействий, являются основой для конструирования формальной структуры; во-вторых, неформальная организация — полигон для проверки создаваемых образцов, при отсутствии которой юридическое закрепление социальных норм в формальной подсистеме регуляции ведет к их недействительности; в-третьих, формальная организация, заполняя собой лишь часть организационного пространства, неизбежно порождает неформальную организацию. * См ■ Эпштейн С. Индустриальная социология в США — М., 1972. 586 § 3. Внутренняя среда организации Весь перечень процессов формирования воспро- составляющая ходит отражение и закрепление в структуре уп- среды и или административной структурой организации. организации Последняя в наиболее общем виде может быть определена как принятый в организации способ разделения деятельностей, способ ее соединения, координации и контроля, закрепленный в системе взаимосвязанных безличных статусов (должностных и профессиональных), юридически закрепленных социальных норм и формально-ролевых предписаний подразделений, функций, закрепленных за каждым подразделением и ролевых позиций, системе деловых коммуникаций между ними, форм и способ принятия решений. Совокупность этих элементов обеспечивает порядок в сфере деловых взаимодействий, что создает предпосылки для эффективной совместной деятельности. Структура организации, таким образом, является одной из главных характеристик внутренней среды и строения организаций. Организационные структуры вариативны. Они различаются степенью дифференциации и специализации видов деятельности и структурных подразделений; мерой централизации в принятии решений; уровнем централизации власти, числом этажей иерархии и длиной скалярной цепи; степенью стандартизации и формализации деловых отношений; мерой автономии работников и структурных подразделений; принятыми формами и степенью жесткости контроля, способами коммуникаций и др. Разные исследователи (Дж. Вудворд, А. Чендлер-мл., Д. Пыо (Паг), Г. Саймон и др.) называют до 10—14 подобных признаков организационной структуры. В ряде современных концепций организации, начиная с разработок представителей «эстонской группы», громадный перечень переменных, характеризующий параметры структуры, пытаются свести к более ограниченному перечню укрупненных параметров. Так, в концепции группы Д. Пью, Б. Хайниыгс, Д. Хиксона вводятся два укрупненных измерения организационной структуры: 1) горизонтальное, именуемое параметром «структурности деятельности» (последнее включает такие характеристики структуры, как степень структурной дифференциации, степень формализации и стандартизации деятельности); 2) вертикальное, именуемое степенью концентрации власти (последнее включает такие характеристики структуры, как мера автономии организации в принятии решения 587
ВНУТРЕННИЕ Некоторые наиболее типичные структуры будут ситуационные рассмотрены в дальнейшем. Формирование того или иного типа структур во многом зависит от ряда факторов, именуемых «ситуационными пе- j ременными» и относящихся как к внутренней, так и внешней среде организаций. Соответственно определяется набор переменных, характеризующих внутреннюю среду организации. Отметим, что к ситуационным переменным, относящимся к внутренней среде и; влияющим на структуру организации, могут быть отнесены цели, стратегия, технология, размер организации, тип персонала, тип организационной культуры*. Цели организации. Один из важнейших элементов внутренней среды и внутренних ситуационных переменных организации — организационные цели. Важнейшую их роль в формировании организационной структуры и функционировании организации отмечали практически все специалисты по организации управления, начиная с представителей классической школы. Так, А. Файоль, давая определение социальной составляющей процесса организации, связывает этот процесс именно с формированием структур управления под цель. Эта же точка зрения в той или иной форме просматривается и в работах многих современных специалистов, особенно рационально дефпрагматической ориентации (Р. Дабин, П. Друкер, М. Крозье и др.). Под целями организации обычно понимается идеальный образ.желаемого будущего или планируемый результат. Проблема целеполага-ния активно разрабатывается организационной и управленческой теорией, начиная с классической школы. Управление современной организации предполагает наличие не одной цели, а их разветвленной системы, при этом работа с целями — особая область деятельности управленца, который занимается выбором приоритетных целей и их уравновешиванием в терминах «результат — цена». При этом именно оценка результатов реализации широкого перечня целей сегодня часто рассматривается как основной способ оценки эффективности организации. Например, П. Друкер, один из авторов популярной на Западе концепции «управления по целям», применительно к деловой коммерческой организации выделяет следующий примерный набор целей, ориентированных на реализацию в разных областях: • определение секторов рынка, с которой организация рабо • цели, связанные с отношением к нововведениям и облас * См ■ Мескон М X., Альберт М., Хедоури М. Основы менеджмента. 590 • обеспечение продуктивности организации; • обеспечение определенного уровня производительности; • обеспечение материальных и финансовых ресурсов; • достижение определенного уровня прибыли; • развитие эффективности системы управления и развитие самих • обеспечение признания организации со стороны внешнего Оценивая функцию целей, Друкер связывает с их существованием возможность решения ряда управленческих проблем: • оценка и интерпретация широкого спектра общественных • проверка истинности теоретических представлений, латен • оценка и предсказание поведения людей, групп и других • оценка значимости тех или иных целей уже в процессе при Стратегия организации. Другим важным компонентом внутренней среды, тесно связанным с понятием цели, является стратегия. Эта ситуационная переменная внутренней среды, интегрирующая осмысленную логику организационного развития. Под стратегией обычно понимается разновидность долгосрочного плана развития организации, ориентированного на перспективы взаимоотношений с внешней средой с учетом реальных и потенциальных возможностей организации. По определению А. Чендлера, последняя включает перечень долгосрочных целей, краткосрочных и вспомогательных целей, способы распределения и пользования ресурсами, правила, регулирующие взаимоотношения персонала и осуществление деятельности. Стратегия всегда возникает по поводу и в связи с изменением состояния внешней среды и в той или иной степени учитывает актуальные и потенциальные возможности организации. В значительной мере определяя логику развития организации, стратегия в то же время влияет на формирование организационной структуры. Выявлению роли стратегии как одной из важных ситуационных переменных посвящены разработки Дж. Чайлда. В ходе реализации бирмингемского исследовательского проекта он пришел к выводу, что именно стратегический выбор, осуществляемый менеджером, предопределяет многие объективные факторы (размер, технологию, меру зависимости от других организаций, влияющих * См ■ Пью Д.С, Хиксон Дж. Хрестоматия. Краткое изложение работ признанных авторитетов в теории и практике менеджмента. — М, 1992. 591 на формирование организационной структуры). При этом ранее сделанный стратегический выбор во многом ограничивает последующие выборы. Важная роль стратегии в формировании организационной структуры отмечается и многими другими исследователями*. Так, А. Чен-длер и Г. Даймс, анализируя логику формирования структуры американских (а затем европейских) коммерческих организаций, показали, что каждому из двух выделенных ими типов противоположных стратегий (оборонительная и позитивная) развития организации соответствует свой тип организационной структуры. Так называемая оборонительная стратегия, ориентированная на удержание и укрепление уже завоеванных ранее фирмой позиций на рынке и предполагавшая ее развитие посредством слияния с организациями-поставщиками и продавцами), приводила к созданию централизованной функционально-разделенной («линейно-штабной, или неофункциональной) структуры». Позитивная стратегия, связанная с активным поиском новых рынков и созданием новых направлений деятельности (диверсификация), приводила к формированию децентрализованной (так называемой дивизионной) структуры. Об этом же свидетельствуют и работы многих других авторов (И. Ансоффа, П. Лоуренса, Дж. Лорша, Дж. Пфеффера, Дж. Саланчика и др.). Технология. Третий важный компонент внутренней среды организации и одновременно ситуационная переменная — технология, один из мощных факторов, определяющих состояние структуры организации. В узкой трактовке технология, по определению Л. Дэ-виса и Ч. Перроу, — это совокупность средств деятельности (оборудование, инфраструктура, инструменты, технические знания и навыки персонала и др.), позволяющих обеспечить переработку сырья в конечный продукт (услугу) с заданными свойствами. Э. де Боно, А. Маккей, Дж. Томпсон и другие предлагают более широкую трактовку технологии — как алгоритма любой деятельности, обеспечивающей достижение запланированного результата, что позволяет применить это понятие к процессам переработки информации и процессам управления. Впервые проблема влияния технологии в ее традиционном понимании на социальные отношения (социальную организацию) и структуру организации исследована в работах представителей со-циотехнического подхода в социологии организации — Дж. Вуд-ворд, Р. Дабина, А. Раиса, Э. Триста, Н.И. Лапина, В.Г. Подмарко-ва, О.И. Шкаратана и др. Эти специалисты указали, во-первых, на * См, Пью Д, Хиксон Д. Христоматия.. Ансофф И. Стратегия управления. — М, 1999. 592 то, что технико-технологический компонент организации формирует относительно самостоятельную подсистему регуляции поведения людей, сосуществующую с подсистемой социальной регуляции, а во-вторых, на то, что эта подсистема, особенно в производственных организациях, во многом предопределяет и ограничивает ряд черт собственно социальной организации и структуры. Так, по Р. Дабину, именно технология задает систему социальных статусов, фиксируя место каждого работника в системе разделения труда, создавая основания для возникновения определенной формы социальной организации. Исследования представителей со-циотехнического подхода показали, что технология — это не только мощное средство целедостижения, но и важный фактор, влияющий на изменение социальных отношений и структуры организации. В наиболее наглядной форме это удалось продемонстрировать Дж. Вудворд. Исследуя разнотипные производственные организации в Британии, она разделила существующие технологии по степени жесткости контроля и возможности осуществления планирования деятельности на три типа: 1) технологии единичного и мелкосерийного производства (выпуск опытных и единичных образцов и мелких серий — уникальные турбины для электростанций, единичные заказы на реактивные самолеты, космические корабли, выставочные образцы и др.); 2) технологии массового и крупносерийного производства (машиностроение с применением конвейерной сборки); 3) технологии поточного производства (автоматизированные химические и металлургические предприятия). Проанализировав влияние технологий на параметры социальных отношений, Вудворд сделала вывод, что жесткость и тип технологий — мощный фактор, влияющий на жесткость и тип организационного контроля и типы организационных структур, значимость управленческих функций. Так, описывая организационные структуры, характерные для использования первого, наименее'жесткого типа технологий (единичного и мелкосерийного производства), она в качестве их признаков назвала малоэтажность управленческой пирамиды, слабую дифференциацию видов деятельности, отсутствие вспомогательных рабочих и функциональных специалистов, низкую формализацию и стандартизацию отношений. Для организаций, использующих второй тип технологий, были характерны многоэтажная иерархическая пирамида с очень широким основанием (высокий уровень разделения труда), существенный процент вспомогательных рабочих и функциональных специалистов, высокий уровень формализации отношений, длинная скалярная цепь прохождения приказов. Для организаций, использующих третий тип технологий (наиболее жесткие), были характерны высокая пирамида с более узким, чем в организациях второго типа, основанием, преобладание процента вспомогательных рабочих и функциональных специалистов над основными рабочими и линейными специалистами, управление в режиме консультаций. Технологии осуществления базовой деятельности не исчерпывают всего перечня технологий, используемых в организации, и не 20 Общая социология 593 являются единственными переменными. Понятие «технология» применяется и к процессам управления. Например, Дж. Томпсон приводит типологию технологий координации, которые он именует процедурами координации. Размер организации. Четвертый компонент внутренней среды и ситуационная переменная, признаваемая практически всеми исследователями организации, — размер организации. Открытие значимости размера как важнейшей ситуационной переменной организации связано с разработками эстонской группы. Как показали исследования Д. Пью, Б. Хайнингса, Д. Диксона и др., сначала в Англии, а затем в рамках масштабного международного проекта, размер организации (ассоциирующийся в первую очередь с ее численностью) — один из важнейших факторов, предопределяющих такие переменные, как степень разделения труда в организации, степень ее структурной дифференциации (число специализированных подразделений), степень стандартизации и формализации деятельности. Тип персонала. Пятый компонент внутренней среды и в то же время один из первых по значимости — это тип персонала. Именно персонал, будучи субъектом деятельности, носителем навыков, знаний, культуры и объектом организационного воздействия, оказывает мощное воздействие на организационную структуру и формы контроля. Под персоналом организации, в рамках данной главы, мы будем понимать всю совокупность работников, выполняющих различные виды деятельности в организации. Во многих концепциях, начиная с У. Тейлора (П. Друкер, Д. Макгрегор, Э. Шейн и др.), именно человек в организации рассматривается как наиболее ценный организационный ресурс (при этом единственный ресурс, стоимость которого увеличивается по мере эксплуатации) и важная ситуационная переменная. От морального облика персонала, его ответственности и добросовестности, способности к конструктивной активности, квалификации, грамотности, степени интернализации работником наличной организационной культуры непосредственно зависит установление оптимальных форм организации, контроля и типа структур. Так, Г. Саймон именно с мерой и глубиной усвоения персоналом норм и ценностей, организационной культуры, которую он именует организационной моралью, связывает степень демократизации системы управления. Представление о высокой значимости свойств персонала, для определения форм и методов управления и типов используемых организационных структур просматривается в теории организации на всех стадиях ее становления, начиная с классической школы и школы человеческих отношений. Именно противоположные пред- 594 ставления о свойствах рядового работника как объекта управления в производственных организациях Америки заставили Ф. Тейлора и Э. Мэйо предложить две противоположные модели управления. Тейлор, апеллирующий к известной формуле, утверждающей, что «средний человек — глуп, ленив и жаден», предлагал соответствующую модель управления: жесткое разделение интеллектуального и исполнительного труда, программирование исполнителя извне, жесткие формы внешнего контроля и экономические стимулы (такая модель в концепции Д. Макгрегора* позже получила наименование теории X). Э. Мэйо апеллировал к представлению о рядовом работнике как творческом, социально,ориентированном, ответственном и коллективистском существе, стремящемся к осуществлению творческой и сознательной деятельности, и соответственно предлагал мягкие формы контроля, использование творческого потенциала, саморегуляции, самоконтроля, неформальных механизмов регуляции, апелляцию не к денежным мотиваторам. Модель Мэйо рассматривала управленца как специалиста главным образом в области налаживания отношений в организации (теория Y). Не вступая в спор об истинной природе человека, мы рассматриваем его качества как базовую ситуационную переменную (определяемую рядом факторов, среди которых важнейшим является культурный), во многом обусловливающую степень жесткости контроля и ограничения активности работника и его свободы в организации. В максимальной степени роль персонала как важнейшей ситуационной переменной была подчеркнута А. Этциони, сформулировавшим принцип «согласия», в соответствии с которым жесткость организационной структуры обратно пропорциональна ответственности персонала. Организационная и деловая культура. Наконец, шестой компонент, иногда выделяемый в качестве особого элемента внутренней среды, — организационная культура и деловая культура. В концепциях современных исследователей — представителей рационально прагматической традиции (И. Ансофф, Т. Питере, Р. Уоттерман, Э. Шейн и др.) организационная культура рассматривается как один из элементов внутренней среды организации, как формируемый и управляемый фактор, предопределяющий формы организационного поведения и, тем самым, способы организации деятельности. Согласно такому подходу, организационная культура — это сознательно формируемый руководством или селектируемый фактор, непосредственно детерминирующий поведение человека. Согласно Э. Шейну, организационная культура в этой концепции определя- Макгрегор Д. Человеческий фактор и производство//СОЦИС. — 1995. — № 1. 595 ется как разделяемый большинством членов организации (или ядром организации), иногда плохо осознаваемый, интегрированный набор априорных базовых представлений (или культурная парадигма), которые группа изобрела, позаимствовала или приобрела другим путем в процессе решения проблем адаптации к внешней среде или проблем внутренней интеграции и которые признаны достойными и действенными для того, чтобы быть переданным другим поколениям.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |