КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Передмова 5 страница. Глава XXVII. Социология политики
630 Глава XXVII. Социология политики Наши оценки современной политической жизни крайне противоречивы: то нам кажется, что в политике царит хаос, то начинают терзать сомнения, не разыгрывается ли перед нами очередной политический фарс. В условиях нестабильности, экономических трудностей мы надеемся, что политики смогут решить возникшие проблемы, и быстро разочаровываемся в них, когда понимаем, что их действия не приносят желаемого результата. За этими противоречивыми субъективными оценками скрываются серьезные научные проблемы соотношения рационального и иррационального, случайного и определенного, изменчивого и устойчивого в политике, решение которых может дать ответ на волнующие нас вопросы о стабильности политических режимов, успехе демократических преобразований, повышении благосостояния населения и др. Рассмотрим эти проблемы с точки зрения социолога. Прежде всего рассмотрим процессы институализации политических отношений, так как именно социальные институты придают социальным взаимодействиям устойчивость, вносят элементы предсказуемости в поведение людей, и именно их разрушение провоцирует нарастание в стране хаоса и беспорядка. § 1. Институализация политической жизни Становление политических институтов — процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно нового вида взаимодействия — политической власти, институализация которой и положила начало созданию разветвленной сети современных политических институтов. Напомним, что власть — это всегда взаимодействие, основанное на неравенстве индивидов. Индивид может понуждать другого или других к каким-либо действиям только при условии обладания такими ресурсами (сила, статус, интеллект, опыт и т.д.), которых нет у его партнеров по взаимодействию. Индивид, являющийся объектом власти, должен быть поставлен в такие условия, при которых он не может не подчиниться. Властное взаимодействие не состоится, если один из его участников имеет возможность уклониться. Пресечение уклонения достигается тремя основными способами: • насилием, т.е. применением репрессивных мер; • различными формами влияния-зависимости, т.е. требованием • нормативным порядком, т.е. системой правил, законов. 631 Из всего многообразия властных отношений выделим те виды, которые предполагают вовлеченность в них буквально всех членов социума, — потестарную и политическую власть. Потестарная власть была характерна для родоплеменной общины, в которой для обладания властью над сородичами достаточно было быть старшим, иметь большой опыт, житейскую мудрость, знать обычаи и ритуалы. Власть вождя над родоплеменной общиной, члены которой были связаны узами родства и соседства, не требовала использования особых механизмов — достаточно было жесткой системы социального контроля, которая применялась в общностях, характеризующихся непосредственным взаимодействием. Численный рост племен способствовал расширению ареала их расселения. Борьба за жизненное пространство вынуждала племена объединяться в союзы. Эти два естественных процесса вызвали качественный сдвиг в системе внутренних связей и взаимодействий: отношения родства и соседства перестали быть единственными связующими структурами между людьми. Для обеспечения единства новых усложнившихся конгломератов требовались дополнительные мощные объединительные механизмы — важнейшим из них стала политическая власть, которая упрочивалась по мере усложнения и дифференциации системы социальных взаимодействий, по мере перехода от общинного, родоплеменного характера организации социальной жизни к социетальному. Политическая власть — это важнейший компонент общества: история свидетельствует, что смогли выжить и развиться лишь те общества, которые создали устойчивые формы политической власти. Устойчивость политической власти достигается в процессе ее институализации, которая начинается с выделения статусно-ролевых групп, призванных управлять делами зарождающегося общества. Антропологи свидетельствуют, что только на стадии разложения родового строя появляется специализированный управленческий труд. Ранее вожди наравне со своими соплеменниками обрабатывали землю, занимались строительством, охотились и лишь эпизодически выполняли управленческие функции*. Усложнение структурных связей потребовало более квалифицированного управленческого труда, к которому надо было готовиться, которому надо было обучаться, которым надо было заниматься профессионально. Появление особых групп, которые освобождались от непосредственного участия в материальном производстве, отвечало потребности социума в управленческом труде. Например, Русская Прав- * Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности,—М., 1995, с. 28. 632 да, представлявшая собой первый свод законов древнерусского общества, фиксирует именно такое разделение людей. Указанные в ней служилые люди или княжьи мужи составляли слой, непосредственно участвовавший в управлении, помогающий князю в решении таких задач, как оборона, сбор податей и т.д.* Первоначально статусно-ролевое разделение сопровождалось созданием особых отличительных знаков, выделяющих правителей из общей массы. Вождь тхенду (Индия) «выделялся среди окружающих своей внешностью и поведением: это и особый костюм с украшениями в виде черепа обезьяны или из крупных раковин и рогов, это и полное достоинства поведение. Люди приближались к нему в почтительной, полусогнутой позе, не поднимая на него глаз. В некоторых деревнях чистота вождя оберегалась настолько, что ему не давали касаться ногами земли и под его ноги, прежде чем ступить на землю, подстилали листья и ветви»**. Цари Древнего Рима являлись перед народом в золотой короне, имитирующей венок из дубовых листьев. Они располагались на сидении, украшенном слоновой костью, одетые в пурпурную тунику, расшитую золотом, и расписной плащ, держа в руках скипетр с орлом. Во время парадных выходов шедшие перед царем служители-ликторы несли фасции — пучок розог с воткнутым в них боевым топором. Символы власти, создаваемые каждым народом, должны были напоминать населению об особом статусе человека, который ими управляет, В современных обществах, как правило, отсутствует нарочитая броскость одеяния, помпезность. Однако при всей демократичности нравов и сегодня старательно оберегается статус главы государства, важнейших государственных органов. Их резиденции становятся национальными символами, сами должностные лица получают ряд льгот. И даже предвыборная борьба за обладание высшими государственными постами приобретает (по крайней мере внешне, для массовой аудитории) характер борьбы достойнейших из достойных. Параллельно с выделением статусной управляющей группы шло создание нормативно-правовой системы, регулирующей степень ответственности этой группы, характер ее взаимодействия с остальной частью населения. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное Уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации — все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных отношений. Устойчивость, самовозобновляемость любого * Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. — М, 1987, т. 1 с 250. ** Ранние формы политической организации1 от первобытности к государственности, с. 91. 633 института обеспечивается именно сложившимися нормами и правилам, которые рассматриваются индивидами как само собой разумеющиеся, естественные и потому обязательные к исполнению. Институализация политической власти стала возможной именно благодаря созданию многими поколениями каждого общества таких норм. Следует оговориться, что нормы политической власти подвижны и изменяются с развитием общества. Каждая страна, каждая эпоха имеют конкретные формы выражения норм и правил, регулирующих отношение политической власти. Но при всем своем многообразии и изменчивости они определяют права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Отношения управляющих и управляемых могут регламентироваться на основе как закона, так и правил, формально нигде не зафиксированных, но, тем не менее, всеми соблюдаемых. Регламентация отношений между управляющими и управляемыми сводится обычно к фиксации сферы компетенции управляющих, т.е. к уточнению тех вопросов, которые составляют предмет власти. Исторической тенденцией здесь является сужение границ произвола, защита прав населения. Современные правовые акты четко указывают пределы и возможности государственных органов, должностных лиц. В странах складывается и система ответственности населения перед государством, определяемая как гражданская ответственность или гражданский долг. Для поддержания нормативного порядка создавался надежный механизм санкций, обеспечивающий выполнение индивидами предписываемых норм и правил. Особенностью политической власти является воспроизведение ею самого противоречивого вида неравенства, при котором управляющая группа получает огромные преимущества перед группой управляемых. Недовольство управляемых может многократно усиливаться некомпетентностью, злоупотреблениями власть придержа-щих. Поэтому политическая власть нуждается в особом механизме санкций, предполагающем право на законное применение силы и принуждения или, по выражению М. Вебера, «на монополию легитимного физического насилия»*. Складывающийся политический институциональный порядок постепенно становился привычкой. Люди усваивали в ходе обучения, общения нормы политического властного взаимодействия, узнавали о возможных санкциях в случае несоблюдения правил и стремились избежать столкновения с силой. Механизмы «опривы-чивания» нормативного политического поведения принципиально не отличаются от «опривычивания» нормативных отношений, например, в семье. Регулярно воспроизводимые в социуме действия * Вебер М Избранные произведения, с. 645. 634 становятся настолько обычными, что люди даже не задумываются о наличии альтернатив. Подчеркнем вместе с тем, что «опривычивание» норм политического властного взаимодействия (идет ли речь о тех, кто осуществляет власть, или тех, кто подчиняется) не происходит автоматически. Оно осуществляется в ходе научения этим нормам и под постоянным контролем как со стороны окружающих людей, так и особых органов, призванных корректировать их поведение, в том числе и при помощи соответствующих санкций. Кроме того, в сознании людей должны направленно формироваться представления о целесообразности, необходимости, правомерности сложившихся отношений политической власти, об их легитимности. Институализация политической власти — естественный процесс. Его основу составляет не воля рационально мыслящих людей, стремящихся к заключению некоего общественного договора, а результат действий людей, преследующих сиюминутные интересы, но вынужденных в своих поступках исходить из ожиданий других людей, ориентироваться на них, вырабатывать нормы совместной жизни. Институализация — это отбор правил взаимодействия из множества других. Причем отбор, особенно на ранних этапах, скорее случайный, чем всесторонне продуманный. Этим, в частности, объясняется многообразие форм политических институализированных отношений: нормы вырабатывались всегда в конкретной ситуации и конкретными людьми. Главным итогом институализации является появление в обще Реальные политические взаимодействия, конечно, шире институциональных рамок. Человеку свойственна более широкая гамма действии, чем та, которая определена нормативными требованиями и предписаниями. Однако в ходе институализации политическая власть обретает четкие очертания. Властные отношения становятся понятными, предсказуемыми, позволяющими каждому человеку определить в них свое место. 635
затрат на обеспечение различных общественных работ, для создания страхового фонда, персонального потребления правителей и их приближенных. Необходимость в централизованных фондах была очевидной. Но даже если она не осознавалась всеми членами социума, то по мере выделения особой статусной группы, специализирующейся на управленческих функциях и не производящей материальные блага, она превращалась в одно из условии существования этой группы. Вот почему для создания централизованных материальных и денежных фондов необходимы были властные отношения, предполагающие, с одной стороны, наличие тех, кто будет собирать средства, распоряжаться ими, а с другой стороны, тех, кто будет эти средства добровольно или под принуждением отдавать. Подчеркнем еще раз: стремление людей иметь страховые фонды, возникающая необходимость перераспределения части произведенного валового общественного продукта вынуждали их воспроизводить определенные устойчивые взаимодействия, что могло быть осуществлено только в рамках политических властеотношений, в которые вовлекается все население страны. Вторая функция — поддержание социального мира в обществе. Социальные отношения в обществе не существуют в отрыве от людей, воспроизводящих в своих действиях эти отношения. Но человеку свойственны поступки, способные привести к разрывам сложившихся связей. Примирить конфликтующих субъектов обычно может тот, кто обладает сильным влиянием на обоих. История свидетельствует, что во всех странах люди искали приемлемые способы разрешения возникающих споров, и обычно в роли арбитров выступали те, кто был наделен властью. Обладание властью делало слово судьи весомым, обязательным к исполнению всеми участниками конфликта, более того, оно могло обретать силу закона. Таким образом, политические властеотношения становятся своеобразным полем, на котором разрешаются конфликты между индивидами, группами, способные в противном случае привести к непредсказуемым, разрушительным последствиям для общества в целом. Третья функция — поддержание институционального единства общества, сохранение единого социокультурного пространства. Как известно, общество в отличие от родоплеменной общины все более дифференцируется по мере своего развития. Люди, живущие в разных городах, занимающиеся разными ремеслами, обычно замыкаются на своих частных или групповых проблемах, у них возникают разные интересы, предпочтения, устремления. Удержать этих людей в рамках единого территориального и социального пространства может только политическая власть, и ни только применяя на- 637 силие. Главное заключается в том, что субъект политической власти обретает право формировать, изменять и поддерживать нормативный порядок в обществе. Нормы, регулирующие поведение индивидов, возникают в обществе повсеместно в ходе взаимодействий индивидов и существуют в виде традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, моральных запретов и нравственных требований. Специфика всех этих норм заключается в том, что они создаются самими участниками взаимодействия и контроль за их выполнением осуществляется ими же. В рамках политических властеотношений возникает особый вид нормотворчества — институт права, отличающийся предоставлением субъекту политической власти исключительных возможностей создавать нормы; обязательным характером этих норм для всего населения; возможностью применения субъектом власти санкций в отношении тех, кто не соблюдает эти нормы. Благодаря институту права создается единое нормативное пространство, которое, не устраняя групповых различий, обеспечивает институциональное единство общества. Это достигается за счет ограничений на те или иные виды деятельности, законодательного закрепления за каждым социальным институтом, организацией, группой определенной ниши в социальном пространстве, определения единых функциональных требований, предъявляемых со стороны общества к институциональным образованиям. Отношения политической власти создают необходимые условия для эффективного функционирования института права, а следовательно, для формирования единого нормативного порядка, скрепляющего многообразные, разноплановые институционные образования. Мобилизующая функция политической власти. Нередко люди начинают разрушать систему общественных отношений под влиянием чрезвычайных обстоятельств. Поэтому население любой страны нуждается в защите — от нападения извне, природных катаклизмов, голода, падения жизненного уровня, разгула преступности и т.д. Для этого необходимо объединить, скоординировать усилия всего или большинства населения. Эта задача может быть успешно решена только в рамках политических властеотношений, когда решение субъекта власти, направленное на достижение определенной цели, не оспаривается населением и подлежит обязательному исполнению, в том числе под угрозой применения силы. Таким образом, мобилизующая функция политической власти проявляется в ее способности организовывать и направлять массы на решение вставших перед обществом проблем. Мы перечислили позитивные функции политической власти, т.е. указали на виды зависимости, которые подчеркивают, во-первых, что общество для сохранения своей целостности нуждается в 638 политической власти, и, во-вторых, сама политическая власть создает реальные возможности для поддержания этой целостности. Именно наличием этой сложной зависимости обусловлен сам факт неразрывности общества и политической власти. Вместе с тем существует множество «подводных течений», которые способны подчас до неузнаваемости изменить логику взаимозависимости — и тогда политическая власть демонстрирует свое бессилие, более того, может сама стать источником конфликтов, социальной нестабильности, привести к разрушению общества. Прежде чем ответить на вопрос, когда и почему это происходит, необходимо рассмотреть процессы, происходящие внутри политических властеотношений. § 3. Дифференциация политической власти На ранних ступенях развития общества отношения политической власти были синкретичными, т.е. внутренне не разделялись на специфические сегменты, сферы управления. Князья в Киевской Руси сами правили, сами вершили суд, сами возглавляли войско, сами отправлялись со своей дружиной за сбором налогов, дани. И хотя правящие группы всегда были иерархич-ными, первоначально внутри их не существовало специализации по выполняемым функциям. Главной тенденцией развития политических властеотношений в истории любого общества является их постепенная внутренняя диф-ферениация. Вначале образуются самостоятельные социальные институты, ответственные за выполнение той или иной функции политической власти в обществе: выделение армии в особый институт и особую организацию, отвечающую за безопасность сообщества, образование института судопроизводства, специализирующегося на разрешении споров и конфликтных ситуаций, института налогообложения. Политическая власть постепенно обретает все более сложную конфигурацию. Ее дифференциация была обусловлена сложными коллизиями социальных взаимодействий, когда индивиды для решения своих проблем бывали вынуждены прибегать к созданию различных политических институтов. Следовательно, можно говорить о социальной обусловленности процесса дифференциации политической власти. Рассмотрим, к примеру, редистрибутивную функцию политической власти. Заинтересованность как плательщиков, так и собирателей дани в упорядоченности отношений заставляла их вырабатывать соответствующие нормы и правила, что и означало начало формирования института налогообложения. По мере увеличения поступлений в казну возникала необходимость эффективно распоряжать- 639
1 ний возникают качественно новые социальные институты, предназначенные упорядочить, регламентировать воздействие масс на субъекта политической власти: институт всеобщего избирательного права, институт политических партий, институт общественных организаций и групп давления и т.п. Назначение этих институтов — согласование без применения силы интересов различных социальных групп, упорядочивание взаимодействия по поводу их выражения, защиты и реализации. Некоторые институты (например, институт общественных организаций и групп давления) занимают пограничное положение, одновременно являясь и законодательно регулируемой системой отношений с субъектом политической власти, и сложившимися нормами и правилами неполитического взаимодействия, поэтому мы назовем их социально-политическими. Каждый новый политический институт возникал в ответ на сформировавшуюся общественную потребность, которая всегда проявлялась как в целенаправленных действиях сторонников установления и закрепления данного вида взаимодействия, так и в молчаливом одобрении их действий устойчивым большинством, потенциально готовым включиться в создаваемые социальные и политические структуры. Вызревание общественной потребности в новом политическом институте — это всегда длительный и сложный путь. Так, введению в Англии всеобщего избирательного права предшествовала ожесточенная борьба. Английская буржуазия получила избирательное право в 1832 г., однако широкие городские слои ремесленников, квалифицированных рабочих требовали распространения этого права и на себя. В 1836 г. они создали Лондонскую ассоциацию рабочих для борьбы за всеобщее избирательное право, а два года спустя сформулировали Хартию — программный документ, предусматривающий введение всеобщего избирательного права, отмену имущественного ценза для депутатов парламента, его ежегодное переизбрание, тайное голосование, уравнение избирательных округов. Так началось чартистское движение в стране, сопровождавшееся столкновениями с силами порядка. Другой исторический пример — революционные выступления в России в 1905 г., одним из следствий которых стало провозглашение Октябрьского Манифеста и объявление о созыве первого в России парламента. Однако в начале XX в. институт парламентаризма не прижился в России в силу ряда причин, в том числе и из-за непоследовательности инициаторов этого начинания и фактического безразличия со стороны населения — значит, в обществе отсутствовала ярко выраженная потребность в этом институте. Политическая власть в современном обществе представлена не только множеством институтов, но и огромным количеством различных организаций, учреждений, органов. Например, институт политических партий в обществе предполагает, как правило, фун- 641 кционирование нескольких партий; институт парламентаризма представлен не только законодательным собранием, но и многими формальными и неформальными группами, объединениями, оказывающими помощь и поддержку избранным депутатам. Особенно разветвленную сеть различных органов и учреждений имеет институт исполнительной власти. Итак, политическая власть по мере развития общества становится внутренне крайне сложным образованием. В рамках политических властеотношений исчезает даже однозначность в определении субъекта власти. Регулярные выборы, референдумы, узаконенная практика давления на государственные структуры деформируют картину политической власти как особой формы взаимодействия, при котором субъект, используя определенные ресурсы, может добиваться своей цели. В современном обществе субъект власти оказывается функционально разделенным, находясь в зоне влияния различных сил, в том числе и тех, которые формально должны ему подчиняться. Процесс дифференциации политической власти нашел отражение в философско-политических и правовых доктринах. Наиболее известной из них является «теория разделения властей», возникшая в период кардинальных изменений в экономике западноевропейских стран и укрепления позиций буржазии. Ее лейтмотивом стала борьба против абсолютной власти монарха, ее основной смысл заключался в необходимости разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Сложность, запутанность политических властеотношений в современном обществе крайне затрудняют их анализ. Пользуясь терминологией американского политолога Р. Даля*, можно назвать современную политическую власть полиархичной (от греческого poly — много, archi — старший, главный), подчеркнув ее основную отличительную черту — наличие нескольких институтов, регулирующих отдельные сегменты политических властеотношений, нескольких центров принятия самостоятельных управленческих решений, нескольких центров влияния на процесс принятия этих решений. Сложность политики определяется не только многообразием социальных институтов и организаций, но и выполнением ими не только явных, но и латентных функций, что порождает более сложные внутренние зависимости как внутри поля политических властеотношений, так и при воздействии политической власти на общество. * Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии — 1994. — № 3, с. 37—48. 642 Например, институт парламентаризма решает две основные задачи — законотворчество и представительство интересов различных слоев населения общества, которые фиксируются и регламентируются в нормах государственного права, однако парламентарии зачастую занимаются саморекламой или рекламой деятельности своей партии. Латентность не опасна, если не блокирует выполнение институтом своих основных функций. Однако при определенных обстоятельствах возможно появление откровенно негативных видов воздействия политических институтов на общество, т.е. дисфункций. Например, если парламентарии начинают подменять исполнительную власть или вмешиваться в судопроизводство, то сразу происходит сбой в работе всего механизма политической власти, ибо нарушается ранее сложившееся функциональное равновесие между политическими институтами. Если парламентарии стремятся использовать предоставленное им право на законодательную деятельность в целях личной выгоды, это может привести к дискредитации самого института парламентаризма. Если взяточничество становится обычным явлением среди государственных чиновников, то ни о какой эффективности работы правительства, всей системы государственной службы не может быть и речи. Коррумпированная власть вызывает брезгливые чувства у рядовых граждан, что уже само по себе лишает ее массовой поддержки и делает беспомощной в решении сложных вопросов социального развития. Дисфункции, таким образом, противоречат формальным институциональным требованиям и сложившимся в обществе официально декларируемым представлениям о назначении и роли того или иного института. Они являются результатом непредвиденных последствий взаимодействий людей. Коррупция как дисфункция госаппарата складывается из многочисленных фактов взяточничества чиновников, в результате чего деформируются, искажаются роль и назначение институтов исполнительной власти, призванных осуществлять оперативное управление страной в интересх всего общества. Возможно ли предотвратить появление и развитие дисфункций политических институтов, угрожающих расбалансировкой и даже распадом всей системы власти в обществе? В простых политических системах традиционного общества, ас-криптивного по способу формирования политических элит, главным регулятором всегда выступала исполнительная власть. Опираясь на право легитимного насилия, она контролировала деятельность любого социального института, при необходимости вносила в его работу необходимые коррективы, исходя прежде всего из собственного понимания принципа государственной целесообразности. 643 Конечно, волюнтаризм и произвол исполнительной власти в традиционном обществе имел свои ограничения. Как только политическая система переставала выполнять свою основную функцию по управлению делами общества, она начинала испытывать сильное давление со стороны различных социальных слоев в виде народных бунтов и восстаний, фрондистских движений высших сословий. Однако давление извне не ставило под сомнение сам принцип единоличного права исполнительной власти на регуляцию политических институтов. В сложных политических системах современных обществ, основанных на глубокой дифференциации управленческих функций, требовался иной механизм внутренней саморегуляции. Как бы ни была компетентна исполнительная власть, она не могла в силу сложности самого общества непосредственно контролировать все политические институты, достигшие в своем развитии достаточно высокого уровня автономности. Сосредоточение в одних руках всех рычагов управления неизбежно приводило к консервации старого, неспособности к самообновлению.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |