Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебник ПО ЛОГИКЕ




А. Д. ГЕТМАНОВА

ЗА ТЕРПЕНИЕ

БЛАГОДАРИМ

С курса и детей, и педагогов.

Мобильных телефонов могут сбить

Телефоны. Звонки ваших

Не забудьте отключить сотовые

Мероприятия.

Разговаривать и не вмешиваться в процесс

На празднике следует вести себя тихо, не

После обеда.

С утра, даже если праздник будет проводиться

Нарядную одежду для детей следует приносить

Гигиены.

Из соображений общей чистоты и личной

В детском саду меняют обувь и дети и взрослые -

Не забудьте взять с собой сменную обувь.

До начала назначенного времени.

Приходить в зал без опоздания за 5-10 минут

И ПОНИМАНИЕ!

Москва 2000

Оглавление:

 

Глава I. Предмет и значение логики

§ 1. Мышление как предмет изучения логики

§ 2. Понятие о логической форме и логическом законе. Основные этапы развития логики и ее значение в познании

§ 3. Логика и язык

Глава II. Понятие

§ 1. Понятие как форма мышления

§ 2. Содержание и объем понятия

§ 3. Виды понятий

§ 4. Отношения между понятиями

§ 5. Определение понятий

§ 6. Деление понятий. Классификация

§ 7. Ограничение и обобщение понятий

§ 8. Операции с классами (объемами понятий)

Глава III. Суждение

§ 1. Общая характеристика суждения

§ 2. Простое суждение

§ 3. Сложное суждение и его виды

§ 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке

§ 5. Отношения между суждениями по значениям истинности

§ б. Деление суждений по модальности

Глава IV. Основные законы (принципы) правильного мышления

§ 1. Понятие о логическом законе

§ 2. Законы логики и их материалистическое понимание

§ 3. Использование формально-логических законов в обучении

Глава У. Умозаключение

§ 1. Общее понятие об умозаключении

§ 2. Дедуктивные умозаключения

§ 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования

§ 4. Простой категорический силлогизм

§ 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема

§ 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сори­ты, зпихейрема)

§ 7. Условные умозаключения

§ 8. Разделительные умозаключения

§ 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения

§ 10. Непрямые (косвенные) выводы

8 11. Индуктивные умозаключения и их виды

§ 12. Виды неполной индукции

§ 13. Индуктивные методы установления причинных связей

§ 14. Дедукция и индукция в учебном процессе

§15. Умозаключение по аналогии и его виды. Использование аналогий в процессе обучения

Глава VI. Логические основы теория аргументации

§ 1. Понятие доказательства

§ 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство

§ 3. Понятие опровержения

§ 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречаю­щиеся в доказательстве и опровержении

§ 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах

§ 6. Доказательство и дискуссия

Глава VII. Гипотеза

§ 1. Гипотеза как форма развития знаний

§ 2. Построение гипотезы и этапы ее развития

§ 3. Способы подтверждения гипотез

§ 4. Опровержение гипотез

§ 5. Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе

Глава УIII. Роль логики в процессе обучения

§ 1. Логическая структура вопроса

§ 2. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли логики в процессе обу­чения в начальной школе

§ 3. Развитие логического мышления младших школьников

§ 4. Развитие логического мышления учащихся в средних и старших клас­сах на уроках литературы, математики, истории и других предметов

Глава IX. Этапы развития логики как науки я основные направления сов­ременной символической логики

§ 1. Краткие сведения из истории классической и неклассической логик

§ 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики

§ 3. Многозначные логики

§ 4. Интуиционистская логика

§ 5. Конструктивные логики

§ 6. Модальные логики

§ 7. Положительные логики

§ 8. Паранепротиворечнвая логика

 

* * *

Глава I ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

 

Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и исполь­зуется как для обозначения совокупности правил, которым под­чиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин «логика» в указанных двух смыслах. Кроме того, данный термин применяется для обозначения закономерностей объективного ми­ра («логика вещей», «логика событий»). Этот смысл термина «логика» выходит за пределы нашей книги.

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышленя. Кибернетику интересуют аспекты мышления, кото­рые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного), методы и приемы программирования, пробле­мы математического обеспечения ЭВМ и ряд других. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физио­логию высшей нервной деятельности интересуют физиологичес­кие основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления.

С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в про­цессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.

Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необ­ходимой связи.

Материалистическая диалектика, раскрывая содержание мо­ментов познания, устанавливает их взаимодействие и роль в ходе постижения истины. С позиций материалистической диалектики анализируется общественная природа познания, активный харак­тер познавательной деятельности людей. А мышление рассмат­ривается как в связи с пониманием истины (объективной, аб­солютной и относительной), так и в плане изучения методов и форм научного познания (например; рассматриваются акси­оматические методы, метод формализаций, математические ме­тоды, вероятностные методы, методы моделирования и ряд дру­гих).

Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, необ­ходимо рассмотреть мышление как предмет изучения логики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.