Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая роль интернет-технологий




Место и роль Интернета Несомненно, самой революцион-

в политике нои черТОй политического облика

Интернета является формирование

с его помощью в политическом мире технологий виртуального пространства. Одновременно такой тип мыслимой политической реальности предполагает и образование соответствующих спосо­бов единения людей — виртуальных общин, свидетельствующих об объединении людей по интересам.

Принципиально важно отсутствие цензуры на передаваемые сообщения. Ведь именно Интернет создал мировой рынок ново­стей, формируемый без контроля органов государственной власти. Сеть формировалась как абсолютно самостоятельный и самодоста­точный механизм, который не терпит внешнего контроля. Впро­чем, стихийно Интернет развивался лишь в первоначальный период. Постепенно ситуация изменилась, и государственные органы в ряде стран стали пытаться контролировать интернет-коммуникации. И хотя абсолютный контроль за сетью, так же как и ее закрытие, практически невозможен, все же Китай, Северная Корея и еще почти два десятка стран ввели у себя систему косвенного государ­ственного контроля за интернет-коммуникациями. В США — в от­личие от Европы — были приняты этические кодексы поведения пользователей в сети, следование которым носит добровольный характер. Там же в рамках Национальной информационной инф­раструктуры был создан и Комитет по неприкосновенности част­ной жизни, рассматривающий вопросы неприкосновенности ин­формации частного характера и корректного использования све­дений. Но и эти меры оказались недостаточными, и сейчас в этой стране оживляется дискуссия о недопустимости свободного от го­сударственного регулирования Интернета. Думается, что во мно­гом на это повлияли события 11 сентября 2002 г., продемонстри­ровавшие трагические последствия дефицита информации об элек­тронной переписке террористов. Сегодня возможности мирового


интернет-сообщества более активно используются для отслежи­вания контактов преступных международных сообществ.

Именно в силу неконтролируемости сетевого пространства впервые появилась возможность вынесения на политический рынок разнообразной, в том числе абсолютно эксклюзивной, информации. Известно, например, что информация об исто­рии с Моникой Левински была взята из интернет-издания, куда она попала в результате случайного разговора сотрудника одного из авторитетнейших американских изданий — журнала «Ньюсуик» (знавшего, что эту информацию в редакции при­держивают до определенного случая) с другом, который не постеснялся сообщить об этом в сети.

Интернет-сообщения стали самым быстрым способом вброса в информационное пространство непроверенных и откровенно не­достоверных сведений. Лишенная профессионального отбора и проверки, не проходящая через редакторские кабинеты информа­ция нередко провоцировала весьма серьезные конфликты. Так что, ускоряя и обогащая информационный трафик, Интернет позво­ляет распространять самые невероятные и абсолютно безответствен­ные сообщения. Это нередко превращает его в орудие политических провокаций. Вспомним организацию используемых для дезориента­ции избирателей сайтов-двойников, создание банков сетевого ком­промата на политических деятелей, а также другие приемы возбуж­дения политических страстей, ставшие для отдельных структур чуть ли не основными направлениями политической деятельности. Ис­точник различных политических изменений — скандальная ин­формация, размещаемая в Интернете и попадающая оттуда в боль­шую прессу и на телевидение.

Несмотря на то что Интернет крайне опасен в плане манипу­лирования потребителями сетевой информации, следует признать его несомненные достоинства. Он способствует интенсификации информационного трафика, а также максимальному удовлетворе­нию индивидуальных, избирательных информационных запросов. Сетевые технологии стали мощным средством распространения любой информации как маркетингового, так и немаркетингового характера.

Исключительно разнообразна интернет-реклама. Например, сегодня используются следующие ее разновидности: баннер-ная реклама (графическое изображение, рекламирующее сер­вер, продукцию или услугу); спонсорская реклама (спонсорс­кие логотипы или текстовая ссылка на страницах сайта, по-


священная данному проекту), контекст-реклама (форма рек­ламодателя регистрации документов в поисковых структурах); рор-ир и консольная реклама (при открытии или закрытии какого-либо сайта на экране появляется дополнительное окно с рекламной информацией); реклама по e-mail (персональная форма получения всеми пользователями благодаря четкому те­матическому делению списков рассылок может воздействовать на целевую аудиторию).

Поисковые системы дают человеку возможность в каждом кон­кретном случае получать именно те сведения, которые ему необ­ходимы и в нужное ему время. Интернет способен оказывать граж­данину и экспертную помощь при анализе политической ситуации. Даже профессионалы — политические технологи и аналитики — постоянно используют консультационные интернет-методики в своей работе. Интернет стал для них инструментом как оперативной диаг­ностики, так и построения научных долгосрочных моделей развития институтов, отношений и даже политических биографий отдельных персон.

Понятно, что политические структуры не могли не отреагиро­вать на такие изменения в информационных потребностях граж­дан. Поэтому у партий и органов власти, а также отдельных госу­дарственных деятелей появились собственные электронные пред­ставительства в сети. Такие авторские сайты стали непременным атрибутом их присутствия на современном политическом рынке.

Интерактивный характер Интернета не только способствовал уплотнению и насыщению информационных контактов граждан с властью, но и трансформировал систему представительства граж­данских интересов. Интернет сегодня — это мощный дополнитель­ный канал презентации людьми своих социальных потребностей, механизм давления на власть и использования потенциала поли­тики для выражения своих потребностей.

Конечно, на такой тип презентации интересов существенное влияние оказывает техническая оснащенность граждан, наличие у них соответствующих средств для включения в сеть. Например, только в Нью-Йорке телефонов больше, чем во многих африкан­ских странах. Однако и в благополучных странах существует про­блема доступности Интернета для всех слоев населения. Один из ее аспектов — медленное освоение возможностей массовым созна­нием. Но самая серьезная сторона данной проблемы — преодоле­ние цифрового неравенства, разрыва {digital divide). Для ее реше­ния требуются не только значительные технические средства, но и развитие программного обеспечения (прежде всего для «чайни-


ков»), банков данных, усиления совместимости различных сете­вых пространств и т.д.

Распространение Интернета служит одним из показателей технологического разрыва между странами. Так, по данным Международного союза телекоммуникаций ООН и Фонда ООН по народонаселению, на тысячу жителей в Буркина-Фасо при­ходится менее одного пользователя, Южной Африке — 27, Чили — 38, Сингапуре — 172, Швейцарии — 348. В странах Африки к югу от Сахары, вместе взятых, — один пользователь на 5 тыс. жителей, а в Европе и Северной Америке — один пользователь на 6 жителей. Распределение Интернет-узлов в мире таково: США и Канада — 65,3%, развивающиеся стра­ны — 5,9, Австралия, Япония и Новая Зеландия — 6,4, Евро­па — 22,4%. Интересно сопоставить эти цифры с численностью мирового населения: США и Канада — 5,1%, развивающиеся страны — 80,4, Австралия, Япония и Новая Зеландия — 2,5, Европа - 12%3.

Увеличение информационных ресурсов населения способству­ет более массовому участию граждан в принятии решений. Расши­рение знаний о политических процессах и одновременно получе­ние возможности сообщать свое мнение непосредственно центрам и институтам власти способствовали организации интернет-пле­бисцитов, массовых опросов граждан по актуальным вопросам политического развития. Однако развитие интерактивных интер­нет-форм политического дискурса не сводится только к повыше­нию политических возможностей рядовых граждан. Власти также получают больше информации о социальных интересах, запросах, мнениях населения.

Совместное возрастание политического потенциала рядовых граждан и правящего класса заставляет многих ученых говорить о назревающей «революции участия». По убеждению Л. Гроссмана, в результате этого технического переворота «люди станут четвертой ветвью власти». Таким образом, появление и развитие Интернета подтверждает идеи Д. Белла, Э. Тоффлера, 3. Бжезинского, Р. Даля, и особенно М. Маклюэна, раньше других высказавших мысль, что развитие техники и электронных средств коммуникации со време­нем станет наиболее действенным фактором, под влиянием кото­рого будут формироваться как экономическое, так и политичес­кое пространства общества, развиваться предпосылки дальнейше­го развития демократии. В русле этих идей А. Этциони сформулировал концепцию «теледемократии», манифестировавшую становление новых исторических форм организации власти.


В современном мире уже есть опыт применения технологий такой электронной демократии. В ряде западных государств на прак­тике были опробованы технологии электронного голосования. Еще в начале 90-х годов прошлого столетия в США во время выборов была учреждена «электронная ратуша», с помощью которой изби­ратели получили возможность замещать своих представителей при выборе решений. Там же в 1994 г. впервые в истории была принята правительственная директива, обязывающая правительство откры­вать через Интернет информацию о своей деятельности. Конечно, перспектива интернет-демократии способствует более полному участию граждан в политическом процессе. Но такой тип приня­тия решений несет в себе и некие угрозы, причем не только при­вычному порядку формирования власти, но и самому механизму политического управления. Ведь многие проблемы, требующие компетентной оценки, а порой и принятия жестких, непопуляр­ных решений, вряд ли получат одобрение на таком форуме.

Кроме того, интерактивные формы взаимоотношений государ­ства и гражданского общества могут нарушить баланс в правящем классе и права меньшинств или же привести к принятию полити­ческих решений, не отвечающих долгосрочным интересам общества.

Таким образом, влияние Интернета на характер коммуника­ций в сфере власти существенно изменило язык политического дискурса, стилистику политической конкуренции. С одной сторо­ны, есть возможность повышения транспарентности политики, чему способствует открытие информации о деятельности властных струк­тур, механизмах формирования политической повестки дня. С дру­гой — возрастает информированность массового политического субъекта. Сочетание этих двух формирующихся на наших глазах тенденций ведет к росту капитала общественного доверия, повы­шению «морального авторитета» власти (А. Хиршман), т.е. нарас­танию ресурсов власти, объемы которых в процессе использова­ния увеличиваются. В результате повышается легитимность, укреп­ляется положение властных структур и, как следствие, происходит стабилизация государства и общества.

Существенный вклад интернет-технологии внесли и в разви­тие системы государственного управления, укрепление тенден­ции постепенной трансформации вертикально-централизованной структуры макрорегулирования общества с полицентрическими формами его организации. Сегодня благодаря Интернету значи­тельно снизились потребности в человеческих, материальных и организационных ресурсах для эффективного управления. С его непременным участием осуществляются и преобразования по


перестройке системы государственного управления с точки зре­ния интересов рядового гражданина (потребителя информацион­ных услуг государства). Интернет стал мощным механизмом де­централизации и деконцентрации власти и управления, дебюрок­ратизации структур государства.

Существенное влияние оказывает Интернет и на мировую по­литику, организацию международных отношений. С помощью, а нередко и под непосредственным влиянием сетевых технологий формируются транснациональные связи и институты глобального мира, складываются его нормы и традиции. Интернет помогает отдельным странам и политическим акторам встроиться в новые мировые взаимоотношения. Он, как показал М. Кастельс, не только распространяет информацию и формирует трансграничные пото­ки, но и обеспечивает главную ценность — высокую скорость до­ступа к необходимым сведениям, которые легче других связую­щих страны компонентов проникают через политические и соци­альные барьеры. В результате складываются сетевые структуры, связывающие между собой политические и социально-экономи­ческие структуры и локалитеты. Причем, будучи едва ли не самым мощным средством сбора, обработки, хранения и передачи ин­формации, Интернет продолжает свою эволюцию, выступая яд­ром формирования новых технических средств связи, представля­ющих собой синтез телематических и сетевых элементов. А это в свою очередь становится предпосылкой для новых социальных и политических изменений в мире.

§ 3. Электронное правительство

Сущность электронного правительства

Понятие электронного правитель­ства довольно многозначно. Оно может отражать как деятельность

одной — исполнительной — ветви власти, так и всего государства в целом, а в сочетании с термином selfgovernment (самоуправле­ние) его значение расширяется, характеризуя уже отношения го­сударства с общественными структурами, партиями и другими по­литическими акторами. И в этом смысле оно претендует на ото­бражение едва ли не всего поля политики.

Тем не менее концептуально это понятие отражает общий век­тор движения современного общества в направлении перестройки функций власти и ее отношений с гражданами и их объединениями на основе широкого внедрения информационно-коммуникацион­ных технологий. В широкой политико-исторической перспективе элек-

18 - 4386


тронное правительство может быть понято как новый этап в разви­тии современного государства. В узком же значении это понятие ха­рактеризует формирование определенной коммуникационной инф­раструктуры, позволяющей государственным органам власти, граж­данам, общественно-политическим и коммерческим организациям взаимодействовать на основе новых информационных технологий.

Выделяются, как правило, три основных направления, или области задач, связанных с реализацией целей электронного пра­вительства (государства):

Первое — так называемое G2G {government to government), кото­рое предполагает повышение эффективности работы органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления. Этому способствуют: обеспечение совместимости стандартов хранения ин­формации и документооборота, подключение к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуп­равления, бюджетных учреждений, реализация отраслевых программ информатизации, создание межведомственных и местных информа­ционных систем и баз данных. Достижение этих задач связано с раз­витием систем межведомственного электронного документооборо­та, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов; раз­работкой и внедрением стандартов электронного делопроизводства и документооборота; координацией деятельности органов власти в сфере информатизации; разработкой и.внедрением комплекс­ных систем обеспечения информационной безопасности.

Благодаря этим мерам сокращаются издержки государственно­го управления, в том числе за счет высвобождения части техни­ческого персонала этих органов; повышаются возможности коор­динации действий органов государственной власти при формиро­вании единого порядка сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации; растет эффективность государственного управления и местного самоуправления благо­даря созданию принципиально новых возможностей для монито­ринга процессов в экономике и обществе и принятия своевремен­ных решений по регулированию этих процессов.

Второе направление — G2B {government to business). Оно связано с повышением эффективности взаимодействия органов государ­ственной власти и коммерческих организаций, формированием условий, необходимых для развития механизмов электронной тор­говли и ускоренного развития конкурентоспособного производ­ства товаров и услуг в сфере информационных и коммуникацион­ных технологий; совершенствованием управления поставками про­дукции для государственных нужд. Речь идет о взаимоотношениях государства и бизнеса в сфере налогообложения, оформления та-


моженной документации, регистрации и ликвидации юридических лиц, выдачи лицензий и сертификатов, подготовки и представле­ния отчетной документации. Для решения этих задач требуется обес­печение совместимости стандартов обмена информацией, докумен­тооборота, принципов защиты информации, использования элект­ронной цифровой подписи, а также стимуляция коммерческих организаций к повышению открытости их деятельности.

Третье направление — G2C {government to citizen). Становление электронного государства предполагает реальное обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, в том числе по таким важным воп­росам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, управление государственной собственностью, конкурсное замеще­ние вакантных должностей; повышение информационной открыто­сти органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления, эффективность их взаимодействия с гражданами, качество оказываемых им услуг; обеспечение равных возможностей подклю­чения граждан к открытым информационным системам.

Предлагаемые властью интерактивные медиатехнологии при­званы заменить более пассивные формы политических коммуни­каций, что должно способствовать формированию более инфор­мированного и активного гражданина. Отдельные избиратели по­лучат возможность идентифицировать злободневные проблемы, активнее участвовать в работе органов общественного самоуправ­ления. У них появятся лучшие возможности для контроля за дейст­виями избранных официальных лиц и реагирования в ситуациях, когда власти не способны ответить на их запросы. Формами реализа­ции данной перспективы выступают электронное голосование на референдумах и выборах, развитие гражданских горизонтальных свя­зей и инфраструктур, формирование новых «виртуальных сообществ» с целью решения проблем регионального и локального характера. Многие из этих возможностей уже реализованы в малых масштабах посредством внедрения электронных технологий избирательных кам­паний отдельными кандидатами и организациями, а также в рамках экспериментов на региональном и локальном уровнях государствен­ного управления.

Особенности применения интернет-технологий в России

В России, как и во многих других странах мира, Интернет получает все более широкое распростране­ние, причем тенденции развития

этих информационных технологий, как правило, общие для всех государств. Электронные коммуникации впервые заявили о себе в

18*


1991 г. во время «путча». Когда все традиционные СМИ либо были закрыты, либо произвольно приостановили свою деятельность, Редком выпустил 46 тыс. единиц информации по всей России и за рубеж. С тех пор развитие интернет-коммуникаций приобрело вос­ходящий и позитивно развивающийся характер. Современная го­сударственная политика направлена на всемерное развитие Интер­нета. К концу 1990-х крупнейшие интернет-издания стали составной частью медиаполитической системы (газета.га, lenta.ru, ntvru.com, страна.га и др.). Правительственная программа «Электронная Рос­сия» нацелена на качественное расширение Интернета. В частности, как уже упоминалось, планируется в течение ближайших 9 лет ос­настить все вузы и 60% школ интернет-связью, повести работу по совместимости корпоративных и государственных ресурсов, а так­же решить другие важные в этой области задачи.

Однако нынешний объем отечественных пользователей сети, или аудитории Интернета, пока еще не позволяет счи­тать его средством массовой информации. И хотя по темпам роста мы занимаем 4-е место в мире, сегодня всего лишь 5 млн эпизодических и около 2,5 млн постоянных пользователей об­ращаются к сетевым ресурсам, что конечно же несопоставимо с российским населением. Правда, через 5 лет, по прогнозам, их станет 6 млн, а в 2010 г. должно организоваться сетевое сообщество из 26 млн пользователей.

Существенно сдерживает развитие интернет-технологий и то, что большинство пользователей сосредоточено в крупных горо­дах, а село практически не охвачено этим средством передачи информации. Это свидетельствует о разрыве информационно-по­литического пространства страны. Есть основание полагать, что наиболее активная часть пользователей Интернета — специали­сты в области информации, т.е. эти технологии востребованы в основном специализированными группами населения.

Дальнейшее развитие российского сегмента мировой сети воз­можно при опережающей государственной поддержке. Техничес­кое развитие сети должно быть дополнено развитием конституци­онных прав граждан на свободное получение и распространение информации, повышение полноты и доступности информацион­ных ресурсов, эффективности их использования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.