Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 7 страница. Башня всех построек выше!




Башня всех построек выше!

Датский город Копенгаген

Девочкой-русалкой славен.

Люди в Бельгии, в Брюсселе,

Кружева плести умели.

Ну, а в Нидерландах - там

Ветер сушит Амстердам!

Малыш, который пел такие песенки, просто забавляясь, потом, несомненно, захочет узнать обо всем, что в них говорилось, гораздо больше - он уже попался на эту удочку.

В основном я говорила о возрасте три-четыре года, так как именно в этот период ребенок начинает полностью осмысленно отвечать вам, и между вами и малышом возникает настоящий диалог, позволяющий что-то сравнивать, устанавливать какие-то соответствия, определять причину и следствие. Это именно тот момент, когда процесс чтения становится свободным, восприятие времени - действительностью, понятие "количество" обретает реальность. Но, разумеется, чтобы достичь такой стадии развития, нужно с самого рождения ребенка вести себя так, чтобы ваше поведение стимулировало его и приучало через игру более длительно концентрировать свое внимание.

Все это совершенно не означает, что существует возраст, в котором начинать заниматься с ребенком уже поздно. Сколько раз различные родители, уже готовые пасть духом, задавали мне вопрос: "А не поздно ли все это для моего ребенка?". И называли возраст ребенка - от десяти месяцев (именно так!) до пяти-шести лет. Вот уж совершенно неверное понимание предлагаемой нами системы воспитания и обучения. Ведь дело не в том, чтобы учить ребенка чему-либо, использовать тот или иной учебный материал, применять различные методы, главное - ваше отношение к ребенку и обращение с ним! Можно спокойно не учить своего малыша ни чтению, ни письму, ни счету, ни музыке, ни истории с географией, ни истории искусства и плаванию, словом, ничему тому, о чем идет речь в этой книге, и тем не менее иметь с ним такие отношения, без которых все остальное - просто ничто.

Тот, кто с самого рождения своего младенца, смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, а не как на личинку, много и четко разговаривает с ним, знакомит его с окружающим миром, объясняет все, что случайно проходит перед его взором; тот, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, радуется самым незначительным успехам, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них (при этом пусть он не пользовался никакими специальными материалами, не следовал никакому особому методу, а довольствовался тем, что знакомил ребенка с его родным языком и тем, что его окружало), - такой человек уже сделал главное. Очень важно понять это, прежде чем идти дальше. Хочу вспомнить одну мать, которая, побывав на семинаре в BBI, рассказала обо всем, что она там узнала, своему другу. Чувствуя ее энтузиазм, друг спросил:

Ну и что, ты будешь все это делать со своим малышом?

Я не знаю, ведь не это главное, важно то, что я уже больше не стану смотреть на него так, как смотрела раньше!

В самом деле, ведь никогда не поздно начать делать что-то новое, хорошее! Нередко бывает так, что люди, осознающие это, стремятся идти дальше. Так получилось и со мной, и потому я хотела бы помочь вам избежать некоторых моих ошибок, оказать практическую помощь. Но не следует забывать, как говорила Мария Монтессори, крупный итальянский педагог, врач-психиатр (1870-1952), что главное не в тех учебных пособиях, которые вы приобретете или изготовите для занятий, а в самом ребенке и в том, как вы на него смотрите.

Чтобы показать, как малыш, с которым занимаются, может заставить своих родителей давать ему гораздо больше познавательного материала, чем они собирались, предлагаю вам одну интересную историю. Галя (полтора года) лежит на пеленальном столике. Я ее переодеваю. Мне очень хочется рассказать ей что-нибудь забавное, но в голову ничего не приходит. Вдруг я вспоминаю "Ворону и Лисицу", единственную басню Лафонтена, которую знаю наизусть. Несколько смущаясь от собственной дерзости, я начинаю декламировать басню на разные голоса. Дойдя до конца: "Ворона каркнула во все воронье горло: сыр выпал - с ним была плутовка такова"[10], я услышала голосок, который мне сказал: "Ичо!" Я счастлива и покоряюсь. Читаю басню сначала, усиливая голосовые эффекты, и объясняю, кто такие ворона и лисица и что они делают. Конечно, я не знаю, что она из всего этого понимает. Я знаю одно - Галя регулярно меня просит: "Волона!" Но ведь я все же очень хочу, чтобы она хоть что-нибудь понимала в том, что я ей рассказываю, поэтому я делаю пять рисунков, которые должны пояснить ей, что же все-таки происходит в этой истории.

Рисовать я совершенно не умею (в школе и дома надо мной скорее посмеивались, чем хвалили), но сейчас мне нужно во что бы то ни стало заинтересовать дочку, и я храбро беру карандаш, нимало не стесняясь своей бездарности. В свое время я прочла массу комиксов и запомнила их примитивные иллюстрации. Поэтому сейчас я довольно легко делаю несколько черточек, и получается голова. Самое примечательное и необычное в отношениях между родителем и ребенком - это взаимность, обоюдность, если можно так выразиться. Давая своим детям элементарные сведения по истории, географии, истории искусства, я сама запомнила массу таких вещей, которые бы никогда не стала учить сама для себя, а мои дети показали мне, к чему может привести выражаемое ими восхищение мною. Многие родители пользуются этим, чтобы подавить своих детей, и обращаются с ними, как если бы у них был авторитет самого Господа Бога и непогрешимость папы римского. Малыш считает нас всемогущими и очень важно не разубедить его в этом. Но своей верой в родителей ребенок может вдохновить нас на такие поступки, которые мы бы без этого не совершили. Тот, кто никогда не смел петь, начинает тихонько мурлыкать, когда его никто не слышит, а кончает тем, что осмеливается петь на людях; не умеющие рисовать начинают со смешных каракулей, а кончают вполне приличными рисунками; если мать не умела держать нитку с иголкой, то в итоге она достаточно профессионально сшивает куски тканей и т.д. Конечно, все это - далеко не шедевры, но главное, что мы перестаем ощущать свою беспомощность.

После первого опыта рассказа басни я во время наших прогулок с дочкой нередко снова читаю ей "Ворону и Лисицу", перемежая стихи песенками "Братец Яков" и "Мальбрук в поход собрался". И вот Галя начала повторять целые слова, затем словосочетания. А когда я иногда замедляю темп, она обгоняет меня и говорит следующую строчку. Я немножко пережидаю и, вместо того, чтобы ее опережать, повторяю вслед за ней. Наконец, она начинает говорить вслух всю басню сама, правда, еще отрывками, которые я повторяю после нее. Это побуждает Галю рассказывать дальше. После этого я готовлю другую басню про "Лягушку, которая захотела стать такой же толстой, как бык"[11]. Дочка запоминает ее уже с гораздо большей легкостью. Я выбрала именно эту басню, так как в ней много диалога, она достаточно короткая, но в то же время у нее довольно сложная мораль:

Пример такой на свете не один:

И диво ли, когда жить хочет мещанин,

Как именитый гражданин,

А сошка мелкая, как знатный дворянин.

Было от чего впасть в отчаяние! Но я совершенно не хочу пасовать перед трудностями. Вот как я вышла из положения:

Мещане - это те люди, которые живут в обычных домах. А богатые именитые господа, то есть короли, принцы, маркизы, живут в замках (таких, как в "Спящей красавице"). Но есть мещане, похожие на лягушку - они хотят выглядеть толще и важнее, чем на самом деле. Они хотят быть похожими на богатых господ. Им уже не нравятся свои дома. Они хотят иметь такие же замки, как богатые господа. Поэтому они начинают их строить, но плохо знают, как это нужно делать. И они приказывают возводить для себя некрасивые и вычурные замки. А потом выясняется, что они даже не знают, как нужно жить в этих нелепых замках. Часто строительство стоит так дорого, что их семьи голодают и мерзнут. И мещане чувствуют себя очень несчастными, хотя раньше, до этого, в своих собственных домах им жилось очень хорошо. Слова "мелкая сошка" означают, что такие люди весьма незначительны, не имеют никакого влияния, авторитета, а хотят, чтобы их принимали за влиятельных господ. Мещане поступают, как лягушка. Вот почему Лафонтен говорит, что в мире много людей, которые не умнее лягушки. Они такие же глупые, как и она! И они становятся несчастными, оттого что хотят стать большего размера, чем им положено быть!.

Я сознаю, что подобные объяснения весьма лапидарны и примитивны. Но не следует при этом забывать, что ребенок знакомится с такими понятиями в первый, но далеко не в последний раз. Позже, когда он встретит слово "забастовка" или "рабочий" (дети всегда внимательно слушают радио и смотрят телевизор), можно будет, напомнив басню, объяснить эти слова: рассказать, кто такие рабочие, как бедно они жили в XIX веке и как, стремясь быть богаче, они с помощью забастовок достигли того, чего хотели. А в другой раз на примере сказки братьев Гримм "Черт с тремя золотыми волосками" расскажите детям, что крестьянин благодаря своему уму и смелости смог сесть на трон и чувствовать там себя на месте. Важно давать детям в руки много мелких "снежков", на которые может налипать "снег" знаний, и таким образом показать им, что в один прекрасный момент у них получится замечательный снежный ком.

И вот еще один опыт, который я приобрела, как и все родители, у которых не один ребенок: то, что подходит для одного ребенка, может оказаться совершенно непригодным для другого. Это справедливо для всех аспектов воспитания и обучения. Галя могла бы служить замечательным подтверждением принципов Домана (если не считать неудачи с чтением и счетом), она так любила с самого раннего возраста участвовать в разных демонстрациях, повторять, показывать то, что она умела и знала.

Младшая же, напротив, ни к чему не проявляла никакого интереса, говорила мало и очень неразборчиво. Передо мной возникала перспектива, которая поистине пугала меня. Вот старший ребенок, с ним легко заниматься. Я постоянно совершаю какие-то открытия, родители и сама девочка полны живого интереса, в голову приходят неожиданные мысли, перед ребенком хочется распахнуть мир, и даже если он в настоящий момент не все ощущает, то все равно чувствуются желание показать себя и свежесть восприятия. Но при таких же занятиях со следующим ребенком у родителей уже вдвое меньше времени и энергии. А если еще малыш не реагирует на то, что ему предлагают, из-за особенностей характера или просто, чтобы отличаться от старшего брата или сестры, либо, что тоже бывает, из-за некоторого автоматизма приемов родителей, то у мам и пап опускаются руки, а между двумя детьми возникает пропасть. Это классическая схема, и я совершенно не хотела, чтобы у меня получилось так.

Однако я ясно чувствовала, что все, что Галю интересовало и на что она реагировала быстро, энергично, ярко, Селине более чем безразлично. В бассейне Селина не могла пробыть более пяти минут; игра с географическими картами, которую Галя так любила, Селину не интересовала совершенно; алфавит, который Галя легко выучила по системе Энгельмана (А - две расставленные ноги со связанными веревочкой коленками; Б - угол, к которому с одной стороны приложили пряжку; В - прямая нога с двумя пряжками и т.п.), не имел у Селины ни малейшего успеха, и даже на "уроках", которые Селина от меня требовала, не возникало никакого диалога: я говорила одна, и мой энтузиазм понемногу угасал.

Но вдруг я осознала, что похожа на учительницу, год за годом повторяющую одну и ту же программу. Что же это за подогретое вчерашнее блюдо, которое я предлагаю своему ребенку, ожидая при этом той же высокой оценки? Просто я надеюсь услышать те же ответы на те же вопросы. Вот так я поняла, что двое детей могут придти к одним и тем же результатам совершенно разными путями. Тогда при занятиях плаванием я стала настойчиво добиваться своего, однако делала это в гомеопатических дозах, что Селина вполне воспринимала. (Но хватило бы у меня сил водить ее в бассейн дважды в неделю на пять минут, если бы у меня не было страстного желания, чтобы Селина чувствовала себя в воде так же свободно, как Галя?). Всячески подбадривая ее, соизмеряясь с ее возможностями и ни с кем ее не сравнивая, я все же привила Селине любовь к воде. И как же было приятно видеть, что в три года и три месяца она легко и относительно быстро проплывала 100м на спине. То же самое получилось и с изучением алфавита: я сочинила для нее веселый и занимательный алфавит, который ей очень понравился (см. главу "Чтение"), и она его легко выучила. Занимаясь с Селиной, я поняла на ее примере, что дети, которые не любят отвечать на вопросы и демонстрировать себя, предпочитают слушать и смотреть. Поэтому я сочиняла как можно больше разных считалок, куплетов и песенок, стремясь побольше ей рассказать и спеть и не ожидая от нее никакой особенной реакции.

Что же касается счета, то я была совершенно сбита с толку неудачей использования метода Домана, на который возлагала столько надежд. Я не стану утверждать, что этот метод не работает, но так как он не дал положительных результатов при обучении моих или каких-нибудь других детей, которых я знала, то я и предложила альтернативный метод. Он также основывается на принципах Энгельмана и Рашели Коэн (см. главу "Логика и счет").

Наконец при обучении музыке и использовании метода Судзуки я столкнулась с новым аспектом воспитания: внушить ребенку через игру необходимость ежедневной дисциплины. Если при занятиях другими предметами малышу остается только "проглотить" то, что ему преподносят, то на уроках игры на музыкальном инструменте он должен сам "создавать" мелодию и уметь управлять своим телом. Конечно, учась плавать, ребенок тоже должен контролировать себя физически, но это несколько другая ситуация: младенец находится в воде, выйти из нее сам не может и при этом ощущает опасность (можно утонуть). Вследствие этого малыш начинает быстро понимать, что ему просто необходимо как можно скорее научиться плавать. Но при игре на скрипке никакого риска не возникает, ребенок может прекратить играть или играть как угодно, не подвергая себя при этом никакой опасности. Отсюда и происходит желание "ломаться", ибо малыш, как и все человеческие существа, любит, чтобы ему все удавалось сразу же и старается избегать неудач.

Этот риф обойти нелегко. Если родители сами музыканты, то им проще выработать у ребенка желание подражать им. Именно на таком принципе и основал свой метод Судзуки. Но ведь большинство людей - не музыканты. Родитель, который обучает своего ребенка игре на скрипке, обычно овладевает сам элементарными приемами, он может даже научиться играть некоторые мелодии, но чрезвычайно редко бывает, чтобы он испытывал при этом радость настоящего музыканта. Чаще всего он ограничивается тем, что постигает некоторые трудные технические моменты, чтобы в дальнейшем помочь своему ребенку их преодолеть. Таким образом, очевидно, это не может служить примером для подражания. И все же, чтобы малыш в один прекрасный день ощутил радость, оттого что он может сыграть все, что захочет, нужно лишь его согласие упражняться ежедневно. Традиционная методика носит принудительный характер, она скорее вызывает отвращение, чем доставляет радость. Поэтому мы все искали другой путь обучения наших детей музыке. Очень важно внушить ребенку необходимость ежедневного ритуала и заставить понять, что таким путем он накапливает большое богатство, которым сможет потом воспользоваться все шире и шире. Но и здесь я столкнулась опять с упорным сопротивлением моих детей. И опять метод Судзуки, несмотря на его детальную разработанность и убедительность, совершенно не помогает родителям преодолеть индивидуальные трудности.

Поэтому в этой области, как и во многих других, я следовала собственной интуиции и пользовалась любыми советами, чтобы справиться со всеми препятствиями. Результаты своей работы за несколько лет я и предлагаю на суд читателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Отрывок из интервью, которое Рашель Коэн взяла у Жана-Пьера Шанжё, преподавателя Коллеж де Франс, заведующего лабораторией молекулярной неврологии Пастеровского института).

Ш.: Ребенок возьмет в руки книгу только тогда, когда он начнет интересоваться ее содержанием.

К.: Да, но этот момент - понятие весьма относительное и зависит в большой степени от влияния среды.

Ш.: Деятельность мозга имеет свои пределы: существуют барьеры на всех уровнях, на всех стадиях. На определенной стадии мозг способен воспринимать информацию, которая соответствует процессу чтения, но только на этой стадии и никак не на более ранней.

К.: Но эта стадия, как я уже говорила, зависит от влияний среды.

Ш.: Нет, эта стадия - не переменная величина. Нужно всегда помещать себя в условия максимальной нагрузки. Вы, конечно, захотите мне сказать, что существуют ограничения, обусловленные окружающей средой, другими словами, интеллектуальная среда может оказаться недостаточно богатой по сравнению с биологической.

К.: Да, безусловно.

Ш.: С моей точки зрения, здесь нет никакой проблемы, я даже это не обсуждаю. Что касается меня, то я помещаю себя в среду максимально насыщенную.

К.: Но это же и есть самое главное!

Ш.: Это очень важно, если вы хотите постичь биологические противодействия... Ведь ребенку нужно только одно - чтобы ему давали то, что соответствует его развитию, а эту стадию надо очень точно определить. У каждого младенца своя индивидуальная степень зрелости, поэтому правильная система воспитания - та, при которой воспитатель постоянно следит за ним и в нужный момент подает требуемый сигнал, так что поступающая извне информация будет идеально соответствовать уровню психического развития ребенка.

Очень жаль, что г-н Шанжё так мало связан с Министерством национального образования, где полагают, что в определенном возрасте все дети должны изучать одно и то же.

Но разве задача родителей не состоит в том, чтобы попытаться создать для своих детей эту максимально насыщенную среду? Разве мы не должны быть внимательными, чтобы не пропустить того момента, когда в систему обучения оказывается пора вводить новый элемент?

Однако, несмотря на нашу уверенность во всем этом, нас не покидает страх: не формируем ли мы таким образом совершенно не приспособленных к обществу личностей? Франсуаза Дольто предостерегает нас от этого: по ее мнению, предлагаемый нами метод воспитания представляет собой инструмент, достаточно опасный в руках фанатичных родителей; результаты подобной системы могут привести к изоляции ребенка от его среды; влияние родителей может оказаться превалирующим. Тем не менее Дольто настаивает на том, чтобы родители разговаривали со своими малышами и рассказывали им разные истории, полагая, что причиной стрессов может оказаться не избыток информации, а просто само поведение родителей.

Что ощущает ребенок, знающий больше остальных? Сознает ли он это? Как будет чувствовать он себя в школе? Не станет ли ему там скучно?

Модель воспитания, о которой я говорю, естественно, содержит в себе определенную жизненную философию, выдвигает определенные требования к жизни. С точки зрения тех, кто помышляет только о сохранении статус-кво, мы, конечно, выглядим авантюристами. Эта книга адресована тем, кто считает, что богатство человеческой личности должно выражаться не просто в поддержании постоянного и однообразного комфорта, а в том, чтобы превзойти самого себя. Природа требует, чтобы мы были образцами для наших детей, поэтому мы и предлагаем им наше видение мира. Но гораздо лучше вместо того, чтобы служить для своих детей каким-то недосягаемым образцом, сделать их своими единомышленниками. Разумеется, при этом мы не сможем избежать ошибок и неудач, но как обойтись без этого, если ты хочешь внушить ребенку желание поступать наилучшим образом?

У меня пока недостаточно данных о положении в школе ребят, получивших подобное воспитание, об их отношениях со своими сверстниками, поскольку мои дети еще малы, и я не могу делать сколько-нибудь серьезных выводов на основании их опыта. Однако все же я бы хотела знать, что нас ожидает. Но у кого спрашивать? Те, кто сами не получили подобного образования, вряд ли могут судить об этом. Скорее всего они будут говорить о собственной неудовлетворенности и недовольстве. Гораздо лучше послушать тех, кто получил "особое образование", они хорошо знают, через что прошли.

Вот несколько полученных мною писем:

"Когда я был ребенком, мои родители послали меня в двуязычную школу, находившуюся на другом конце города. Никто из моих сверстников, с которыми я играл, в эту школу не ходил. В один прекрасный день турист-англичанин остановился около нас (мы никогда раньше англичан не видели), чтобы спросить, как пройти куда-то. Все дети стали смущенно посмеиваться, я же ответил ему по-английски. Ребят это совершенно ошарашило, и должен сказать, что мне это было чрезвычайно приятно. Действительно, я очень отличался от них: дома я много читал (я умел читать еще до школы и обожал это занятие), но как только я попадал в среду этих мальчиков, я совершенно преображался и творил бог знает что! Переходить от одного типа поведения к другому мне было не так уж легко..."

"Во время войны вся наша семья эмигрировала в Англию. Так как мои родители говорили на двух языках, то трудностей адаптации у нас не было. Однако моя мать говорила с нами только по-французски. А мы с братом отказывались говорить на этом языке, он казался нам слишком искусственным, да и отец наш был англичанином. Но мать спокойно добивалась своего, несмотря на наше сопротивление. И в конце концов ей удалось дать нам пассивное знание французского языка. После войны мы вернулись в Бельгию. Через несколько недель мы заговорили по-французски, и все это благодаря матери. Не следует очень нажимать на детей, но не нужно и легко мириться с их отказом учиться чему-либо".

"Я научила свою дочь читать еще до школы. В подготовительном классе, все шло хорошо: у нее сложились прекрасные отношения с учительницей, она показывала другим детям, как нужно читать, и каждую неделю приносила в класс какую-нибудь свою книгу, чтобы пополнить классную библиотечку. Ее любили в классе, и она чувствовала себя там замечательно. Так продолжалось и в последующие годы. Девочка свободно выполняла домашние задания, это давало ей возможность высвободить время, чтобы позаниматься чем-нибудь еще, и нередко она просила меня объяснить ей материал дальше по программе того или иного предмета. Ей нравилось идти немного впереди, тогда она лучше усваивала уроки в классе".

"Заниматься чтением, изучать языки - все это я очень любил. Что же касалось музыки - совершенно наоборот! Моя мать заставляла меня обязательно играть по часу в день. А в это время в окно я видел своих сверстников, весело бегающих во дворе - поистине танталовы муки! Иногда за мной присматривала не мама, а служанка. Она в музыке не разбиралась. Слушая меня из кухни, она занималась своими делами и поглядывала на часы. Я мог бренчать невесть что, одновременно глядя в окно, и служанка была довольна. Согласитесь, что все это меня не вдохновляло. Но так как я начал учиться музыке довольно рано, в пять лет, то когда я заявил маме, что больше не хочу заниматься ею (мне тогда было 12 лет), музыка уже так основательно вошла в мою жизнь, что позже я смог легко выучиться играть на гитаре и освоить основы гармонии, исполняя различные пьески с моими приятелями".

"Я упорно вводила занятия по изящным искусствам в систему воспитания моих трех детей. Я показывала им альбомы, мы вместе ходили в музеи, рассматривали подробно памятники архитектуры, скульптуру и т.п. Двое старших сохранили любовь к искусству на всю жизнь, а младший, уже в подростковом возрасте, вообще начисто отказался этим заниматься. О, вполне вероятно, что если бы ему встретилась молодая женщина, которая бы интересовалась живописью, то все заложенное в детстве могло бы ожить в его душе! Но маловероятно... Когда даешь своим детям подобное воспитание, то нужно при этом быть очень спокойным. Ты сеешь, и то, что должно взойти, взойдет! Не нужно ничего ждать, просто учи, рассказывай и проявляй свой интерес..."

"Я выучила своего сына дома очень многому. В шесть лет он сказал мне, что хочет идти в школу, это был хороший признак! К сожалению, он попал в руки очень посредственной учительницы, которая не могла допустить и мысли, что мальчик уже умеет читать. Она заставляла его разбирать по слогам, "как все остальные", маленькие тексты, лишенные смысла. Мальчик, научившийся читать, чтобы открывать для себя в книгах что-то новое, не мог вынести, когда его заставляли читать таким образом эти бессмысленные куски. Он сопротивлялся изо всех сил, положение усложнялось, и я начинала подумывать, чтобы забрать его из этой школы. Но однажды он сам пошел к директору школы, объяснил ему, что уже умеет читать, и сказал, что не понимает, почему учительница заставляет его читать бессмысленные фразы. Мы были поражены его зрелостью, даже учительница после разговора с директором изменила свою манеру общения с детьми. В результате атмосфера в классе стала совсем иной".

"Я воспитала пятерых детей. Когда я растила трех старших, я была очень занята и поэтому не могла уделять достаточное внимание их образованию, но с двумя младшими я уже начала заниматься чтением, плаванием, скрипкой по системе Судзуки, историей и т.п. Конечно, по этим двум детям нельзя судить о результатах в целом. Но я могу сказать, что редко встречала детей, которые были бы так естественны и раскованны, как Лоран и Сильвия. Это было нелегким делом, особенно в первые годы, так как требовало от меня громадной самодисциплины. Но зато какую награду я получила!"

Конечно, вы можете сказать, что все это случаи из ряда вон выходящие, но ведь и каждый ребенок неординарен. Не существует двух совершенно одинаковых опытов. Здесь сказывается влияние двух основных факторов: индивидуального характера и семейной гармонии. Своего ребенка нужно чувствовать и понимать, что же именно ему необходимо. Качество обучения в какой-либо данной школе, разумеется, имеет громадное значение. При этом ребенок должен уже представлять себе, что из всего нужно извлечь максимальную пользу. Тем не менее наличие проблем вообще-то желательно. Идиллическое существование так же ослабляет духовную и интеллектуальную сферу, как абсолютная гигиена отрицательно действует на тело. Малыш должен безбоязненно встречать трудности; дело родителей следить за тем, чтобы они формировали, а не разрушали личность.

Тот, кто получил положительное представление о себе, всегда проявляет интерес к тому, кто отличается от него, и поэтому сможет прекрасно адаптироваться к любой возрастной и социальной группе. Что имеют в виду те, кто, боясь, что такой ребенок будет отторгнут обществом, предлагают в качестве решения проблемы подстричь его под наиболее распространенную в данный момент "гребенку"? Что же такое социальная интеграция? Означает ли это, что данный субъект составляет часть группы, которая сильна тем, что окружающие полностью согласны с ее идеями? Или же это значит просто чувствовать себя свободно в любой компании - от самой примитивной до самой эпатажной? Меня лично привлекает вторая концепция.

Ребенок, воспитанный в таком духе, почти наверняка адаптируется к школьной среде. И если родители не сделали из него ученую обезьянку, то он и не станет ощущать, что знает гораздо больше других. Для него самого "лишние" знания не будут иметь большего значения, чем физическое превосходство или умение что-нибудь мастерить. Что же касается скуки, то сама постановка вопроса неясна. Что представляют собой дети, скучающие в школе? И в каких обстоятельствах они не скучают? Большинству детей в школе скучно, причем чаще это случается с теми, кому учение дается с трудом. Но если попадается одаренный учитель, то скуки нет и в помине. Здесь мы сталкиваемся с проблемой хороших и плохих школ, которая в наше рассмотрение не входит. Хороший педагог оценит продвинутого и активного ученика и сделает его лидером класса, тогда как плохой превратит его в козла отпущения. Это может походить на расизм, который все еще встречается в некоторых школах, причем иногда озлобление бывает направлено против иностранцев, а иногда против тех, кто носит "дворянскую" фамилию. Так что независимо от того, на каком уровне находится ребенок к моменту его поступления в подготовительный класс, самое большое значение имеет школа. Если она плохая, то, очевидно, нужно пустить в ход всю свою дипломатию и любым путем наладить отношения сына или дочери с педагогом, а если же при этом все-таки ничего не получается, то выход один - перевести их в другую школу.

Не нужно поступать, как те родители, которые активно занимаются своим ребенком примерно до шести лет, а потом передают эстафету школе (если она хорошая) и следят за успехами своего чада как бы издали. Это столь же абсурдно, сколь и порочно. Малыш чувствует себя заброшенным, покинутым, он не понимает, в чем причина такой перемены в обращении с ним, и замыкается в себе. Но ведь совершенно очевидно, что, чем шире вы открываете мир своему ребенку в период до его шести лет, тем больше внимания нужно уделять ему после поступления в школу. Не для того, чтобы водить его за ручку, как маленького, или чтобы самоутверждаться через него, а для того, чтобы не лишать его вашей поддержки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.