Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и методы философии 4 страница




Постмодернизм выступает как синтез постструктурализма и деконструктивизма, представляя собой самую широкую социокультурную установку, пронизывающую все уровни современного сознания. Он имеет своей целью разрушение привычных для предшествующей культуры представлений о разумном и действительном и замене их иллюзорными и произвольными имитациями как мышления, так и реальности как таковой.

Известный североамериканский теоретик постмодернизма Ихаб Хассан выделяет следующие главные принципы и ценности постмодернизма.

1. Неопределенности, неясности, пробелы как принципиальные установки постмодернистских произведений искусства и философских концепций.

2. Принципиальный фрагментаризм, воплощенный в склонности к методам коллажа (от фр. сollage – наклеивание), т. е. включения в сочинение стилистически чуждых ему фрагментов, произвольного монтажа, вырезок и вставок, в акцентировании «разломов», «краев» и т. п.

3. Постмодернизм отвергает все каноны, выступает против всех устоявшихся авторитетов. В литературе это, условно конечно, означает «смерть автора», прекращение его «отцовской власти» и попечительства над читателем.

4. Постмодернизм возвещает о «смерти субъекта». Традиционно понимаемый читатель, слушатель, собеседник перестает быть центром мысли и переживания, лишается своей мнимой «глубины». Современный человек не имеет возможности и времени держать в голове глубокие идеи автора, читать «толстые книги». Проще заглянуть в
телевизор, как в окно, зафиксировать сиюминутный событийный
момент, не утруждая себя при этом вопросами о сущности происходящих событий. Причем в любой момент можно «выйти» из воспринимаемого сюжета без последующего ощущения какой-то незаконченности, как это было бы в случае прерывания чтения классического романа, а также вновь с любого момента «войти» в него.

5. Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не все может быть реально показано, изображено, иконизировано.

6. Ирония – одна из постмодернистских установок, подразумевающих игру, насмешку, пародию, аллегорию как важнейшие качества литературы и искусства и вообще всякого мыслительного творчества.

7. «Гибридизация», подразумевающая смешение, скрещивание привычных жанров искусства, заимствование одними жанрами творчества стилей и методов других жанров, а то и прямой плагиат. То же и в философии.

8. «Карнавализация», под которой имеется в виду «радостная релятивность», перемешивание вещей и событий, «сумасшедшая чересполосица жизни», т. е. карнавал, вызывающий «имманентный – внутренний и непроизвольный смех».

9. Равное «участие в игре», под которым подразумевается одинаковое «представительство» в произведении авторов и читателей, слушателей и тем самым отсутствие назидательности, морализаторства и т. п.

10. «Конструктивистский характер творчества», т. е. то, что можно назвать сборкой, разборкой, комбинированием текстовых сюжетов, что сближает постмодернизм с техническим конструированием.

Подводя итог, можно отметить, что постмодернизм, прежде всего в философии, обратил внимание интеллектуальной элиты Европы на кардинальную переоценку ценностей в обществе рубежа старого и нового тысячелетий, отверг идеологию властвования и насилия, высказался в пользу плюрализма и толерантности, терпимости к инакомыслию и социальным различиям. Но показал при этом, что такое декларативное согласие вбрасывает человека в мир рассогласования ценностей и разногласия мнений, вражды и нетерпимости конкурирующих социальных групп, непонимания и ненависти всех ко всем.
В начале XXI века постмодернизм исчерпал свой гуманистический потенциал, а в экономике, политике, идеологии грянул кризис.

Контрольные вопросы

1. Что такое жизнь в понимании Артура Шопенгауэра?

2. Какую волю демонстрирует сверхчеловек в версии Фридриха
Ницше?

3. Какой порыв усматривает во всем сущем Анри Бергсон?

4. Что такое экзистенция в немецкой версии экзистенциализма и какой смысл вкладывают в понятие экзистенции французские философы?

5. Какие уровни – Id, Ego, Super-Ego – выделяет в психике человека Зигмунд Фрейд?

6. Что содержит «коллективное бессознательное» по Карлу Юнгу?

7. Какие два вида социального характера рассматривает Эрих Фромм?

8. Что представляют собой феномены в философии Эдмунда Гуссерля?

9. Что такое понимание в герменевтике Ганса Гадамера?

10. Что предполагает деконструкция в постмодернизме Жака Дерриды?

11. Что означают понятия «нарратив» и «дискурс» у Ролана Барта?

12. Какие три эпистемы в истории культуры выделяет Мишель Фуко?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте о личной драме Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше, Серена Кьеркегора.

2. Найдите ответ на вопрос о том, почему Зигмунд Фрейд от психиатрии пришел к философии.

3. Объясните, как и почему Эрих Фромм стал американским философом.

4. Прочитайте о влиянии фашизма и войны на судьбу Мартина Хайдеггера.

5. Выясните роль Жана-Поля Сартра в молодежных бунтах 1960-х годов.

6. Объясните причины мировоззренческой растерянности интеллектуалов Европы в конце XX века.

7. Составьте мнение о показной толерантности постмодернизма.

Дополнительная литература

1. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность / Ж. Делез. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 478 с.

2. Деррида Ж. Вокруг Вавилонских башен / Ж. Деррида; пер. с фр.
В.Е. Лапицкого. – СПб.: Академический проект, 2002. – 111 с. – (Серия «XX век. Краткая библиотека»).

3. Деррида Ж. Золы остывшей запах / Ж. Деррида; пер. с фр. В.Е. Лапицкого. – СПб.: Академический проект, 2002. – 121 с. – (Серия «XX век. Краткая библиотека»).

4. Путь в философию: антология / науч. ред. Л.Б. Комиссарова. – М., СПб.: ПЕР СЭ: Университетская книга, 2001. – 444 с.

5. Современная западная философия: словарь / сост.: В.С. Малахов, В.П. Филатов. – М.: Политиздат, 1991. – 414 с.

6. Философия: Прошлое и настоящее / М.Н. Вольф и др.; под ред.
А.М. Руткевича; Институт «Открытое общество». – М.: Аспект Пресс, 2003. – 155 с.

7. Философия: конспект лекций / авт.-сост. А.В. Якушев. – М.: Приор, 2003. – 218 с. – (Серия «В помощь студенту»).

8. Фрейдизм и неофрейдизм о природе человека: методическая разработка / сост. М.Р. Мазурова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. – 20 с.

 

 

 


 


Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.