Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия науки 2 страница




Во-первых, сами ученые активно занимались философией: в предыдущей главе «Философия познания» Бэкон был представлен как родоначальник эмпиризма; ближайший друг и сотрудник Ньютона Джон Локк – как основатель сенсуализма, а Декарт и Лейбниц – как основоположники рационализма. Однако самым заметным явлением в философии Просвещения был механистический материализм, особую роль в утверждении которого сыграли французские философы XVIII века, известные как энциклопедисты, поскольку они предприняли и в течение многих лет поддерживали издание многотомной «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел» (от фр. en cicle aux pedie – вождение по кругу; от греч. kiklos – колесо, круг, paidos – нога и gogos – ведущий). Педагогом в древней Греции называли раба, провожавшего детей в школу.

Импульс дальнейшему просветительству придал знаменитый революционный публицист Вольтер (наст. Франсуа-Мари Аруэ), который, много лет живя в изгнании в Англии, подружился там с Ньютоном и Локком, а по возвращении во Францию принялся активно пропагандировать механику Ньютона и материализм Локка. Вокруг Вольтера и издателя Даламбера собралась группа энтузиастов, решивших нести свет знаний в народные массы.

Самыми знаменитыми из энциклопедистов были Дени Дидро, отстаивавший основные положения материализма и атеизма, а также сенсуалистическую гносеологию в «Трактате об ощущениях»; Поль-Анри Гольбах, автор обстоятельной книги «Система природы», в которой он применил механику к объяснению множества физических явлений и процессов, причем эта книга была настолько популярной, что ее прозвали «Библией материализма»; энциклопедист Жюльен Ламетри, прославившийся трактатом «Человек-машина», в котором попытался механическими причинами объяснить поведение человека; врач по профессии Дестюд де Траси Кабанис, который уподобил мышление человека вещественным отправлениям органов тела: «Мозг выделяет мысль точно так же, как печень выделяет желчь!», но такая версия получила обидное прозвище «вульгарный материализм».

Даже общественную жизнь энциклопедисты пытались объяснять действием естественных причин. Так, Шарль Монтескье в трактате
«О духе законов» утверждал, что людьми в их социальной деятельности управляют механические по природе силы притяжения и отталкивания, соединения и разложения, только называем мы их другими словами: дружба и вражда, любовь и ненависть, и т. п.

Он же создал материалистическое, но по сути механистическое учение географического детерминизма, согласно которому общественные нравы, характеры людей и даже государственные порядки определяются географическими факторами: рельефом местности, топографией, климатом и т. п. Так, островитяне замкнуты, а жители континента общительны; горцы горды и независимы, а жители равнин дружелюбны и толерантны; южане вспыльчивы и горячи, а северяне сдержанны и хладнокровны; на маленьких территориях устанавливаются республики с демократическим строем, а на огромных пространствах – монархии с деспотическим правлением, иначе власть не удержать.

Ну, а Жан-Жак Руссо в своих многочисленных сочинениях остро критиковал цивилизованное общество и в качестве идеала рассматривал естественное состояние жизни людей на лоне природы: пастораль (от фр. pastouraux – пастушки) как общество без власти, без законов, без имущества и без семьи. Об это он писал в скандальном трактате «Об источнике и основаниях неравенства между людьми», где причиной всех социальных зол называл частную собственность.

Наука эпохи классицизма

Эпоха классицизма длилась всего один век – девятнадцатый. Понятие классики содержит в себе несколько смыслов. Это, во-первых, то, что является предметом общего образования, преподается в классах и поэтому имеет характер общезначимого знания, необходимого каждому грамотному человеку независимо от его профессиональной специализации. Это, во-вторых, законченный, завершенный результат познавательной или же творческой деятельности, окончательное решение проблемы, полностью исчерпывающее вопрос; теория, объясняющая все факты в некоторой предметной области. В искусстве это сложившаяся школа, которая задает образцы для подражания множеству последователей и формирует общественные вкусы. Такими были классическая французская школа романа от Бальзака и Стендаля до Мопассана или Гюго или же русская литература от Пушкина и Гоголя до Льва Толстого и Достоевского. В музыке это западноевропейская классика в лице Моцарта, Бетховена, Шуберта, а в России – «Могучая кучка» композиторов (Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский).
В живописи это классический реализм художников-передвижников от Ге и Сурикова до Шишкина и Репина. Наконец, в-третьих, классика – это совершенные творения, высшие достижения в некоторой области духовной культуры: науке или искусстве, образовании или архитектуре.

В общественной идеологии произошло смещение внимания из области естествознания в область обществоведения, что стало результатом воздействия на общественную жизнь Великой Французской буржуазной революции, наполеоновских войн и вызванных ими серьезных реформ, экономических преобразований, политических потрясений в большинстве европейских стран. Только у нас в России достаточно упомянуть восстание декабристов, отмену крепостного права и системные реформы императора Александра II: введение судов присяжных, создание системы местного самоуправления в виде земства, реформы финансов, армии, государственных органов. Новации в общественной жизни пробудили острый интерес к истории, которая в XIX веке стала превращаться из описательной историографии в историческую науку. В главе 5 «Социальная философия» говорилось о школе французских историков периода реставрации: Тьерри, Гизо, Минье. В России именно в этот период появляются основательные, т. е. многотомные и обстоятельные, классические исторические научные труды: «История государства российского» Николая Карамзина, «История России с древнейших времен и до наших дней» Сергея Соловьева, сочинения Павла Костомарова и т. п.

Новый фокус общественного внимания определяет специфику философии эпохи классицизма: ее социоцентризм (от лат. societas – общество). В XIX веке сложились две классические школы философии: немецкая классическая философия первой половины столетия и марксизм во второй половине этого века. В немецкой классике были последовательно развиты все возможные типы философских построений: априоризм и трансцендентализм Иммануила Канта, субъективный идеализм Иоганна Готлиба Фихте, абсолютный идеализм Фридриха Вильгельма Георга Шеллинга, объективнй идеализм и диалектика Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, антропологический материализм Людвига Фейербаха. Причем немецкие философы значительное внимание уделили социальной проблематике: известны капитальная работа Гегеля «Философия права» или книга Фейербаха «Сущность христианства».

Марксизм, заявлявший себя как «научное мировоззрение пролетариата», включал в свой состав философию диалектического и исторического материализма, политическую экономию и теорию научного коммунизма. Причем в философии акцент ставился на материалистическую теорию общества, материалистическое понимание истории, в экономической теории раскрывались мотивы и движущие силы общественного развития, а в политической теории прогнозировались способы преобразования и пути дальнейшей эволюции социальной системы.

Наука эпохи классицизма имела фундаментальный характер, т. е. ей также были присущи черты общезначимости, основательности, претензии на окончательное объяснение причин природных и общественных явлений и процессов. Теории, созданные лучшими умами XIX столетия, стали основой классического образования, краеугольными камнями научного мировоззрения и обязательными элементами школьных программ вплоть до наших дней. К великим достижениям классической науки относят открытие немецким врачом
Джулиусом Майером закона сохранения энергии, ставшего первым началом термодинамики и общенаучным принципом; создание клеточной теории строения живых тканей немецкими биологами Теодором Шванном и Матиусом Шлейденом; теорию эволюции живых
организмов путем естественного отбора, выдвинутую английским зоологом Чарльзом Дарвином. Эти научные достижения Фридрих Энгельс в книге «Диалектика природы» назвал «тремя великими открытиями в естествознании».

Конечно же, великих открытий было не три, а значительно больше. К ним следует отнести таблицу химических элементов и открытие периодического закона химических свойств русского ученого Дмитрия Менделеева; создание неэвклидовых геометрий россиянином Николаем Лобачевским и немецким математиком Рихардом Риманом; создание теории множеств немецким математиком Георгом Кантором – теории, которая стала фундаментом всего математического знания.
В физике нельзя обойтись без теории электромагнитного поля, созданной в результате опытов Майкла Фарадея, и разработки математического аппарата Томасом Максвеллом. Казалось – научная картина мира закончена. Так, когда к знаменитому ученому Джону Джозефу Томсону пришел молодой Эрнст Резерфорд, маститый мэтр заявил: «Молодой человек! Зачем Вы идете в теоретическую физику? Там все уже закончено. Осталось лишь два темных пятнышка: это отрицательный результат опыта Майкельсона–Морли по измерению скорости света и излучение абсолютно черного тела». Вот претензия классики на завершенность! Но именно эти «два темных пятнышка» взорвали классическую науку.

Наука современной эпохи

Современностью называют XX век, и эта эпоха не закончилась. Имя ей не придумали, хотя вариантов было множество: эпоха мировых войн и пролетарских революций; век атома; век космоса; эпоха научно-технической революции; постиндустриальная эпоха; эпоха становления информационного общества. Как бы то ни было, с именем нашей эпохи будут определяться потомки, поскольку «большое видится на расстоянии».

Действительно, в современную эпоху на ведущую роль в общественной жизни вышла политика, поэтому в идеологии отчетливо проявляет себя политоцентризм: в духовной культуре, в гражданской жизни государств и народов, в международных отношениях. Только Россия пережила в прошедшем столетии три революции, две мировые войны, крушение империи, создание и распад огромного союзного государства, социалистический эксперимент и возвращение к рыночному хозяйству, жесточайший тоталитаризм и разгул безудержной демократии, больше напоминавшей социальный хаос. После многих лет развала и кризисов Россия только-только начинает приходить в себя.

В мире также наблюдаются сложнейшие экономические, политические, экологические и демографические проблемы. Создаются интегрированные сообщества и распадаются государства, экономические союзы и военные блоки. Этносы подвержены диффузии – в той же Европе сложилась мультикультурная среда, но при этом противостоят друг другу христианский Запад и мусульманский Восток,
богатый Север и бедный Юг, «золотой миллиард» и остальное человечество.

Как обстоят дела в философии – было показано в главе 2 «Основные направления современной западной философии». А что произошло с наукой? Науку XX века называют неклассической, т. е. она отказалась от притязаний на окончательное и завершенное знание и морально готова к новым открытиям и радикальному пересмотру научной картины мира. Наука больше не берется объяснить все и вся, а отчетливо показывает пределы применимости своих теорий и ограниченность их областей определения предмета. Наконец наука ушла от всеобщности, всеохватности исследований и распалась на отдельные предметные области. Так, скажем, в физике: одно дело оптика, совсем другое – физика твердого тела и уж совсем третье или четвертое – атомная физика или физика элементарных частиц. То же в химии: неорганическая, органическая, каталитическая химия… В общественных и гуманитарных науках схожая ситуация.

Кроме того, следует отметить, что современная наука приобрела прикладной характер: ученые работают над решением конкретных практических задач, участвуют в целевых программах и исследовательских проектах с непременной коммерческой ориентацией. Яркие примеры крупных, масштабных проектов – это создание атомной бомбы, разработка космической техники, высадка человека на Луну или интернациональная программа МКС. К примерам коммерческих структур организации науки можно отнести технопарки типа Сколково в России или Силиконовую долину в США.

Вместе с тем в XX веке были и крупные теоретические достижения. К самым знаменитым нужно отнести теорию относительности Альберта Эйнштейна (частную и общую), квантовую механику, в создание которой внесли свой вклад Макс Планк, Вернер Гейзенберг, Нильс Бор, Поль Дирак и целый ряд других выдающихся физиков.
В прошлом столетии появилась принципиально новая астрономия и космология, которая открыла существование огромного числа галактик, создала теорию Метагалактики и сформулировала идею эволюции Вселенной в результате Большого взрыва: в создание теории расширяющейся вселенной решающий вклад внес американский астроном Эдвин Пауэлл Хаббл.

Из других выдающихся достижений науки прошлого века отметим общую теорию систем Людвига фон Берталанфи, общую теорию информации Клода Шеннона, кибернетику Норберта Винера, синергетику Ильи Пригожина. Вместе с тем приходится констатировать, что в последней четверти XX века и в первом десятилетии XXI века фундаментальная наука во всем мире топчется на месте, а к крупным достижениям можно отнести лишь расшифровку генома человека, да и то лишь благодаря применению компьютерной техники, способной перерабатывать огромные массивы информации. Никто не может сказать, в каком направлении и когда наука сделает новый шаг.

«Философия науки» как школа историков науки

Сущность науки, закономерности ее эволюции, специфика собственно научного знания и характер познавательной деятельности стали специальным предметом исследования группы философов – методологов и науковедов, получивших общее наименование «историки науки». К этой группе принадлежали Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос, Джозеф Агасси и др.

Томас Сэмюэл Кун в знаменитой книге «Структура научных революций» предложил отказаться от образа науки как нормативной системы знаний и заменить его образом науки как поля деятельности научных сообществ. Специфика этого образа состояла в том, что факторы развития науки ставились в функциональную зависимость от доминирующего в среде ученых способа деятельности – парадигмы (от греч. paradeygma – образец) научного знания, которой подражают как своеобразной моде и следуют ей как актуальной «дисциплинарной матрице».

Эволюция науки какое-то время идет в рамках влияния парадигмы на стадии нормальной науки, пока она не исчерпает себя, не будет отвергнута новыми фактами или же пока не сформируется новое конкурентное научное сообщество, способное предложить альтернативную парадигму. Тогда наступает период научной революции. Философский смысл модели Куна заключался в критике статичности критериев рациональности, претензий на «вечность» и «абсолютность» научных истин, и в справедливости этой критики убеждает история науки как история не только открытий, но и заблуждений.

Поль Карл Фейерабенд, профессор Калифорнийского университета (Беркли, США) в противовес принципу кумулятивизма, т. е. накопления и сосредоточения знаний, выдвигал идею о том, что рост знаний происходит в результате пролиферации (умножения) научных теорий, которые являются несопоставимыми, логически не связанными, использующими принципиально разные методы и понятия.
Философ стоял на позиции теоретического и методологического плюрализма, считал, что в развитии науки наиболее плодотворны столкновение и конкуренция альтернатив, возможно множество различных, но равноправных научных теорий, и именно это обстоятельство способствует успешной эволюции науки и качественному обновлению знаний в унисон с запросами меняющегося общества.

Имре Лакатос, британский философ венгерского происхождения, разработал оригинальную концепцию развития науки как борьбу и смену исследовательских программ, предлагающих рецептурные способы развертывания «теоретического ядра» программы в непрерывную серию процедур исследования, приводящих к положительным результатам: эту стратегию Лакатос называет позитивной эвристикой (от архимедовского «Эврика!»). Напротив, исследовательская программа предлагает описание ситуаций и решений, которых следует избегать: эту стратегию философ назвал негативной эвристикой. Продуктивной научная теория может быть тогда и только тогда, когда она располагает набором эвристических методик и способна защищать себя от критики, выдвигая сильные защитные идеи.

Джозеф Агасси – израильский философ и историк науки, профессор Тель-Авивского университета, работал также в университетах США и Канады. Рассматривая в широком контексте от философии культуры до философской антропологии традиционные проблемы философии науки, такие как размежевание науки и метафизики, он дополняет этот контекст проблемой демаркации науки и технологии, усматривая в запросах техносферы мощный фактор эволюции науки как в ее содержании, так и в организации.

Особую актуальность в философии науки приобретают проблемы, связанные с процессами гуманизации и гуманитаризации знания, что проявляется в распространении философско-методологического анализа на сферы социальных и гуманитарных наук, а также на области донаучных, ненаучных, вненаучных и прочих видов познавательной деятельности. К тому же кроме идеала рациональности современная философия науки рассматривает эвристическое значение иррациональных элементов знания и ищет место интуиции, внелогическим и ценностным формам выражения научных идей.

Контрольные вопросы

1. Что отличает науку от религии и искусства?

2. Какой характер имела наука в эпоху Античности?

3. Какой характер приобрела наука в Средние века?

4. Чем занималась наука в эпоху Возрождения?

5. Каковы характерные черты эмпирической науки Нового времени?

6. Каковы признаки классицизма применительно к науке?

7. Какой характер имела наука в XIX веке?

8. В чем проявляется неклассический характер науки в XX веке?

9. Что такое парадигма по версии Томаса Куна?

10. Что предполагает исследовательская программа у Пола Фейерабенда?

Задания для самостоятельной работы

1. Сравните признаки науки и религии.

2. Сравните признаки науки и искусства.

3. Покажите общее и особенное в науке и философии.

4. Выразите аргументированное мнение: философия – наука или нет?

5. Выведите зависимость характера науки от доминант культуры в разные эпохи.

6. Сопоставьте специфику предмета философии и характер науки в разные эпохи.

Дополнительная литература

1. Бучило Н.Ф. История и философия науки: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2012. – 427 с.

2. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Академ. проект, 2006. – 316 с. – (Серия «Gaudeamus»).

3. Микешина Л.А. Философия науки: современная эпистемология: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 463 с.

4. Моргунов Г.В. Инновационная сущность творчества: монография / Г.В. Моргунов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. – 179 с.

5. Хрестоматия по методологии, истории науки и техники: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Е.Я. Букина, Е.В. Климакова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 205 с.

 

 


 


Глава 8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.