Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия человека 2 страница




Структура индивидуального сознания

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе активной преобразующей деятельности. Сознание человека – это такая духовная деятельность (дух – от дыхания: звуковая форма знаков есть не что иное, как модулированное, т. е. упорядоченное по частоте и высоте тона, дыхание), которая направлена на активное творческое символическое освоение действительности.

В состав сознания включаются элементы психики, имеющие еще животное происхождение. Это инстинктивные программы жизнедеятельности, реализующие безусловные рефлекторные поведенческие действия: обжегся – отдернул руку; устал – перестал двигаться и заснул. Это затем сенситивные (от лат. sensus – чувство) формы переживаний, такие как эмоции восторга или гнева, настроения радости или грусти, чувства любви или ненависти: они выражают внутренние состояния человека. Это, далее, перцептивные (от лат. percetptia – восприятие) формы внешней чувствительности – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Здесь мы в субъективных модальностях зеленого или красного, громкого или тихого, сладкого или горького откликаемся на воздействие физических свойств объектов: электромагнитные волны (свет), механические колебания плотной среды (звук), частоту колебаний молекул (вкус и запах), и пр. Так формируются образы
реальности.

На психической базе образов, в нормальном случае – звуковых, как материальных носителей и на основе содержания практических действий, орудийных операций с вещами, предметами трудовых операций формируются основные формы функционирования знаковых систем, языков как инструментов общения. Это мышление, фиксирующее социальную информацию в понятиях, суждениях и умозаключениях, т. е. в логических (от греч. logos – слово), абстрактных, т. е. лишенных наглядности, отвлеченных языковых выражениях. Это па­мять, т. е. социальная информация, «окрашенная» временными фор­мами языка (прошедшее время) и отнесенная к прошлому, уже совер­шившемуся и переставшему существовать ряду событий. Это, далее, воображение, или социальная информация, временными формами языка (будущее время) отнесенная к предстоящему ряду событий в виде уверенных предсказаний, вероятных предположений, туманных пророчеств. Воображение есть экстраполяция – перенесение информации из прошлого и настоящего на будущее. Это более или менее уверенное ожидание и это надежда на то, что желаемое будущее станет действительностью, а нежелательных событий удастся избежать.

Важными элементами индивидуального сознания являются внимание, с помощью которого человек может произвольно обостренно нацеливать свои чувства и мысли, сосредоточивать их на определенном объекте наблюдения или предмете размышления, как, впрочем, «гасить», изгонять из зоны внимания «лишние» раздражители или «вредные» мысли. А также воля, которая ответственна за силу и последовательность или же слабость и хаотичность действий, поступков, самообладания и самоконтроля человека. Есть версия, что воля человека опирается на уверенность его в одобрении и поддержке (или же наоборот – на опасение в осуждении и порицании) его усилий в каком-нибудь деле со стороны других людей: родственников, сослуживцев, чужих, но окружающих и пр.

Наконец важнейшим элементом индивидуального сознания человека является его самосознание, осмысление себя и психологическая идентификация своей личности, «Я»-концепция, переживание себя как активного деятеля, субъекта общественных отношений. Такое переживание приходит не сразу, а формируется со временем, когда складываются основные черты человеческой личности, когда человек начинает думать и действовать самостоятельно и становится способным чувствовать себя в контексте общения относительно автономно.

Человек мыслит и в большей или меньшей мере знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. Он осознает себя как личность. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание формируется во взаимодействии человека с другими людьми, с миром натуры и миром культуры через его практическую деятельность. Вместе с тем человек осознает себя не только посредством других людей, когда, по выражению Людвига Фейербаха «Человек Петр смотрится как в зеркало в человека Павла, и потому к самому себе он относится как к человеку», но и посредством ценностей материальной и духовной культуры, в которых он также видит самого себя, видит воплощение и овеществление своих жизненных потребностей и духовных устремлений.

Самосознание тесно связано с рефлексией. Рефлексия – это способ человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм, предпосылок, предметного рассмотрения своего «Я», критический анализ его содержания и продуктивный синтез целей и ориентиров своей духовной эволюции как завершение складывающегося духовного мира человеческой личности. Самосознание – это не духовное зеркало; это ответ на зов общественных условий жизни, которые требуют от каждого человека умения оценить свои поступки, слова, мысли с точки зрения определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками требует от человека умения осуществлять самоконтроль и саморегулирование своего внешнего поведения и внутренних переживаний и размышлений.

Свобода воли человека

Поведение человека в обществе, его труд и его общение не определяются ни общественной, ни тем более природной необходимостью. Еще Августин Блаженный в «Исповеди» утверждал, что Бог создал человека по образу и подобию своему, а поскольку сам Господь обладает свободой воли, т. е. сам определяет свои действия и ни от чего в проявлении своей воли не зависит, то таким же качеством Бог наделил и человека с момента его сотворения. Ведь если бы человек зависел от чужой воли – того же Создателя – он был бы марионеткой, которую дергают за веревочки и сама она уже ничего не решает и поэтому ни за что не отвечает. А если нет ответственности, то нет и греха. Тогда откуда в мире зло?

Решая проблему теодицеи – оправдания Бога, Августин приходил к выводу о том, что источник земного зла – это сам человек, поскольку он не копия, а лишь подобие божие, причем подобие несовершенное, неполное и очень ограниченное. Бог вечен – человек смертен. Бог всемогущ – человек слаб. Бог всеведущ – человек малознающ, часто вообще невежествен. Бог всеблаг, т. е. всех любит и творит лишь добро – человек обуреваем страстями и поэтому ошибается, склонен к злодеянию и даже способен на преступление.

Человек наделен божественной бессмертной душой и бренным животным телом, поэтому его жизнь развертывается в асимптотах зверя и ангела, а значит, сам человек волен выбирать, чему отдать предпочтение: темным страстям или свету разума. Но, выбирая между добром и злом, человек отвечает за последствия своих действий, получая воздаяние по делам своим. Как говорил Сатин в пьесе Максима Горького «На дне», «Человек за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен».

В социальном пространстве свобода человека определяется многообразием социальной среды и наличием огромного множества возможностей самореализации внутреннего богатства личности в широком веере внешних проявлений. Светская антропология, в отличие от религиозного фатализма (фатум – судьба), полагает, что в жизни человека нет ничего предопределенного. Ничто не написано на роду по определению: человек не рождается человеком – он человеком становится. Чем больше социальных ролей может предоставить человеку социальная среда, тем шире выбор возможного места человека в общественной жизни. Свобода воли человека прямо зависит от совокупности степеней свободы, мощности множества возможностей самореализации личности как субъекта системы общественных отношений.

Наиболее ярко свобода человека проявляется в творчестве: как утверждал выдающийся русский философ Николай Бердяев, творчество есть явственное проявление свободы автономной и деятельной, самодостаточной и креативной (от лат. creato – строю) человеческой личности. Человек открывает тайны природы и тем самым становится причастен к бытию космоса. Человек изобретает машины и с их помощью господствует над природными силами, ставя их себе на службу. Человек конструирует дома и дороги, строит города, спускается в глубины океана и поднимается в небесные выси, обживает Антарктиду и высаживается на Луну, неограниченно расширяя свой ареал обитания. Наконец, человек пишет книги, ваяет скульптуры, рисует картины, сочиняет музыку, выражает в пластических образах свои чувства и мысли, и в этом художественном созидании он подлинный творец, а свобода творчества ограничена лишь бедностью или богатством воображения, низким или высоким полетом фантазии.

Смысл жизни и достоинство смерти

Пути, уготованные человеку, его место в мире, сферы и судьбы его бытия – эти тайны жизни человека всегда занимали умы мудрецов, видения пророков и мысли простых смертных, оказавшихся в этом мире. К тому, что говорилось о человеке в мифах, в религиозных, оккультных, научных и философских учениях, добавлялись предсказания прорицателей, знамения экстрасенсов, гадания хиромантов, вычисления гороскопов, гадания на картах и кофейной гуще. Фантастика описывает жизнь и подвиги людей в космических, временнх, параллельных и виртуальных сферах бытия. В соответствии с разными духовными канонами человеку предначертаны свыше вечная загробная небесная жизнь или бесконечные реинкарнации – перевоплощения для новой земной жизни. На что же возможно реально рассчитывать человеку в его жизни, не впадая в самообман? Каковы сферы бытия человека в этом мире? Каким достойным смыслом человек может наполнить свое бытие?

Для человека его бытие – это его жизнь от рождения до смерти. Бытие человека, как настаивал немецкий экзистенциалист Мартин Хайдеггер, временно в этом мире: это бытие от рождения к смерти. Ему вторил французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр, доказывая, что до рождения человека бытия не было, поскольку было «ничто», и что после смерти человека бытия не будет, поскольку будет снова «ничто». Пессимисты думают так: «Летай иль ползай – конец известен, все в землю лягут, все прахом будет»*. Человечество – преходящая плесень на поверхности затерянной планеты, обреченной на гибель космического остывания.

Однако философии, духовной культуре в целом всегда был свойствен оптимизм. Для философов Человек и Бытие – многопланово соприсутствующие объекты мира. И это потому, что человек – кардинально значимое звено всех сфер бытия. Бытие чревато человеком, мироздание потенциально антропно. Антропно не в виде конкретной цели, но в виде космически редких реальных возможностей появления в галактиках и Вселенной разных состояний жизни, видов разумных существ, их различных коммуникативных сообществ. Антропность бытия связана с потенциально антропной сущностью материи. Человек как вид включен в сферу природного бытия. Общество, человечество погружено в мощное течение исторического бытия. Индивид плывет, барахтается в потоке своего личного бытия. В философии, религии, искусстве для человека и человечества открывались высокие смыслы для сфер их геокосмического, природного, социального, исторического и личного существования.

Понятие смысла выражает идею осмысленности человеческой жизни, когда человек не плывет по течению событий, целиком подчиняясь обстоятельствам, а ставит перед собой определенную цель и все свои силы прикладывает к достижению этой цели. Известна одна древняя китайская притча. Некий путник, желая переправиться через бурную реку, стал загребать высоко вверх против течения. Когда его спросили после переправы, почему он так поступил, тот ответил: чтобы попасть на другой берег в нужное место, нужно загребать как можно выше, а бурное течение снесет как раз туда, куда нужно. Мудрец заметил: ведь и в жизни так же. Грести нужно против течения, а бурный поток событий прибьет к берегу именно там, где ты достоин быть.

Чтобы жизнь не прошла зря и душа не исчезла со смертью телесной оболочки, внутреннее богатство личности, ее идеальное содержание нужно опредметить, овеществить, воплотить, т. е. наделить идею плотью: материализовать. В Библии есть такая формула: чтобы жизнь была наполнена смыслом, человек должен посадить дерево, построить дом и воспитать сына. Иначе говоря – следует оставить после себя нечто более долговечное, чем ты сам. Как писал Владимир Маяковский в стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»: «…чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела!»

Аристотель жил две с половиной тысячи лет тому назад, но сегодня я читаю его трактат «О душе», и его слова будят во мне множество мыслей: его ум жив для меня. Иоганн Себастьян Бах жил на триста лет раньше меня, но сегодня я слушаю «Токкату и фугу ре-минор» и испытываю те же чувства, что и немецкий композитор давным-давно: я сопереживаю его душевную жизнь, и его эмоции живут во мне. И так каждый человек способен оставить после себя не только тире между датами рождения и смерти на надгробии, а созданные его руками вещи, особенно если это шедевры; запечатленные в произведениях искусства переживания, настроения и чувства; высказанные и записанные в тестах книг мысли или записанные на видео от картин и фото до фильмов и хроники зрительные образы; наконец, каждый человек более или менее долго остается в памяти близких людей, которые его любили, которые ему обязаны своей жизнью или добром и благополучием.

Смысл жизни – в самой жизни, в ее максимальном продлении, в бессмертии. И поскольку бессмертие невозможно телесно – биологическая оболочка действительно бренна, то следует стремиться к бессмертию души. А для существования души после смерти тела есть только одна возможность: переписать, перенести ее содержание на другой материальный носитель, более долговечный, чем живой организм.

Смерть тела случится с неизбежностью. Однако встретить ее человек может по-разному. Если на смертном одре нечего вспомнить действительно ценного в своей жизни и не окажется рядом никого, кто бы заплакал от горя или утешил в последний миг, то умирать страшно, думать о себе горько, а душу заполняет отчаяние. Напротив, если за спиной множество добрых и долгих дел, если тебя окружают близкие любящие люди, добрые друзья, благодарные ученики, то умирать можно спокойно, умиротворенно, с мыслью о полной и щедрой жизни и надеждой, такой как у Александра Пушкина в стихотворении «Памятник»: «Нет, весь я не умру: душа в заветной лире мой прах переживет и тленья избежит, и славен буду я, пока в подлунном мире жив будет хоть один пиит».

Жизнь человека наполнена не только счастливой и радостной чувственностью: она обильно насыщена трагическими явлениями и событиями, страдательными переживаниями. Утраты, неудачи, неприятности, драмы, трагедии, болезни, боли, страхи, печали, отчаяние, смерть – обычные спутники нашего существования. Неизбежным фоном счастья является негативная чувственность, вне контраста с которой одни положительные переживания становятся пресыщенной обыденностью. С феноменом страдания связан ряд высоких чувств человека, таких как грусть, печаль, сердечная боль, сострадание, милосердие, жертвенность, сочувствие, человечность. Без культуры минорных чувств, отрицательных эмоций душа бывает бедной, бесчувственной, сухой.

Что человек в своем бытии всю жизнь находится в состоянии страдания и трагизма – это пессимистическая асимптота его бытия. Однако чувства любви, семейного и личного счастья, наслаждения славой, упоения властью, восторга творчества, радости материнства и отцовства – это светлая, мажорная сторона нашего существования, но также лишь позитивная асимптота человеческого существования. Не бывает бесконечного горя, как и непрерывного, вечного счастья.

Человек переживает счастье и драму жизни, прекрасный и трагический ее смысл, но для человека крайне важно, чтобы в ценностных красках бытия доминировали солнечные краски, а не темные, беспросветные тона. Человек переживает веру или неверие в доброе и счастливое предназначение его жизни, веру в то, что он рожден для счастья, а не для трагедии жизни. И человек решает, стоит ли ему жить в этом мире, принимать ли свою судьбу, дарованную жизнью, или отвергнуть ее как несостоятельную и непереносимую по ценностному смыслу.

Особо важным смыслом бытия человека оказывается переживание им причастности к сфере человечного бытия или одинокой отстраненности от сферы родовой, коллективной, семейной жизни. Это любовь к людям и любовь к конкретному человеку – мужчине или женщине, взрослому или ребенку. Любовь возвышает человека, пробуждая целую гамму лучших чувств. Любовь связана с выделением любимого человека и превращением его в избранный уникальный предмет мыслей и чувств. Любовь тяготеет к слиянию обособленных неполноценных потоков родового бытия в единый и полный смыслов поток жизни и судьбы любящих людей. Поэтому следует верить в
любовь и добрую разумность жизни. Лучшее намерение – быть оптимистом в отношении перспектив своей жизни и верить в свою волю, таланты, трудолюбие. В жизни есть превеликое множество всего того, что может сделать человека счастливым и наполнить достойным смыслом его бытие.

Контрольные вопросы

1. Какие стороны существа раскрывают определения человека?

2. Что определяет сущность человека?

3. Какие стадии проходит процесс социализации индивида?

4. Что определяет человека как ценность?

5. Каковы главные факторы антропогенеза?

6. Что является источником индивидуального сознания?

7. Какие элементы сознания являются природными по происхождению?

8. Какие элементы сознания формируются культурой?

9. Что является решающим фактором свободы воли?

10. В чем полнее всего проявляется свобода человека?

11. Что придает жизни человека смысл?

12. В чем выражается достоинство смерти?

Задания для самостоятельной работы

1. Перечислите свойства человека как индивида.

2. Перечислите качества человека как личности.

3. Проиллюстрируйте принцип комбинаторности в формировании индивидуальности человека.

4. Покажите, как орудийная деятельность животных превращается в человеческий труд.

5. Охарактеризуйте системообразующую роль мышления в структуре индивидуального сознания.

6. Перечислите возможные цели, придающие жизни смысл.

7. Порассуждайте о том, как возможно реальное бессмертие души.

Дополнительная литература

1. Антипов Г.А. Социальная антропология: учеб. пособие / Г.А. Антипов, Д.А. Михайлов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – 154 с.

2. Борзенко И.М. Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека: Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов. – Изд. 2-е, испр. и доп. / под ред. А.Г. Круглова и А.В. Кувакина. – М.: Рос. гуманист. об-во,
2005. – 390 с. – (Библиотека журнала «Здравый смысл»).

3. Борко Т.И. Культурная антропология: учеб. пособие / Т.И. Борко. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. – 256 с.

4. Гуревич П.С. Философская антропология: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л, 2010. – 607 с.

5. Мазурова М.Р. Философская антропология: учеб. пособие / М.Р. Мазурова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 32 с.

6. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо или оправдание разума / В.В. Чешев. – Томск: Изд-во Томск. архит.-строит. ун-та, 1999. – 203 с.

 

 


 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.