Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура системы средств массовых коммуникаций




Тема 13

Различные способы информирования граждан предпринимались во все периоды существования общества, однако возникновение массовой коммуникации как социального института оказалось возможным лишь с возникновением книгопечатания.

Этот период приходится на середину XV века и связывается с изобретением И. Гутенбергом печатного станка. В начале XVI века в Европе уже издавались некоторые виды печатной тиражированной продукции (календари, сборники известий и т. д.). В России первая книга была выпущена в 1564 г. Первая продукция массовых коммуникаций — газета — появилась в начале XVII века вначале в Германии, затем в Англии и во Франции. В 1702 г. первая газета — «Ведомости» — стала выходить и в России. Инициатором и участником этого события стал царь Петр I. Телевидение и радио как средства массовой коммуникации возникли на рубеже XIX и XX веков. Наибольшую актуальность как средства массово-информационной деятельности радио приобрело в 20-х гг. прошлого века, а телевидение — в 40-х.

На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. Выступая, как мы уже упоминали, одной из сторон массовой коммуникации, характеризующей последнюю как со стороны формы, так и со стороны явления (как массово-коммуникативной деятельности по сбору, обработке и распространению информации), средства массовой коммуникации представляют собой важнейший элемент не только системы массовой коммуникации, но и всей системы общества в целом.

Рассмотренная со стороны внешней формы, массовая коммуникация представляет собой совокупность всех каналов передачи информации (печать, радио, телевидение), рассмотренная со стороны внутренней формы — совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой коммуникации. Совокупность средств массовой коммуникации (во многих источниках

 

[236]

 

 

называемая средствами массовой информации) представляет собой определенную систему и отвечает соответствующим требования системности. Ведущие исследователи системы средств массовой коммуникации считают, что она должна отвечать следующим требованиям:

♦ «сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

♦ располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

♦ иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

♦ структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, телерадиопрограмм, которые могут способствовать выполнению этих функций;

♦ СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.).

Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.»[273].

Соответствие системы средств массовой коммуникации вышеназванным требованиям способствует оптимальной реализации ими присущей им функции информирования, что является необходимым условием для реализации целей и задач социальных субъектов массово-коммуникативной деятельности.

Однако, несмотря на общие характеристики, как каждый канал, так и каждый жанр в системе средств массовой коммуникации имеет свои особенности, проявляющиеся в процессе массово-информационного воздействия на массовое сознание.

 

[237]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.