Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления исследований массовой коммуникации в рамках теоретической социологии




Тема 14

КОММУНИКАЦИИ

МАССОВОЙ

ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ

НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ

[251]

 

Массовая коммуникация является объектом изучения на различных уровнях социологической науки. Основными направлениями здесь выступают исследования в рамках теоретической социологии, а также в рамках эмпирических направлений социологических исследований.

В теоретической социологии фокусом такой работы является изучение теоретическими методами всех звеньев массовой коммуникации на уровнях общей и частной социологической теории.

В рамках общей социологии исследуется в основном сама система массовой коммуникации как подсистема общества. Применяя методы системного подхода, структурно-функционального анализа, деятельностного подхода и других здесь можно выявить:

♦ место массовой коммуникации в структуре общества;

♦ роль МК как в отношении общества в целом, так и в отношении других его социальных подсистем.

Общая социология по отношению к МК решает следующие задачи:

♦ выявляет основные характеристики массовой коммуникации как социального института, определяет его место в системе социальных институтов общества; разрабатывает методологические основы, необходимые для дальнейших уровней исследования данного объекта, прежде всего для разработки категориального аппарата социологии массовой коммуникации;

♦ вырабатывает такие понятия, как коммуникация, общение, информация, массовая информация;

♦ сопоставляет категории «общественное сознание» и «сознание масс», «массовое сознание» и «сознание общества», соотнося их с аналогичными понятиями социальной философии;

 

[252]

 

♦ разрабатывает также понятия общественного мнения, ценностей, свободы применительно к задачам социологического исследования объекта, субъекта и объекта, проводит разграничение понятий субъекта и коммуникатора, определяет соотношение понятий деятельностного ряда и коммуникативного акта;

♦ выявляет роль условий функционирования массовой коммуникации как социального процесса, их влияние на реализацию поставленных перед нею целей и задач.

Опираясь на результаты исследований общесоциологического характера, частная социологическая теория проводит теоретические исследования уже в рамках собственно социологии массовой коммуникации как частной теории. Прежде всего, она выявляет саму сущность массовой коммуникации, исходя из которой формулирует ее функцию и исследует особенности функционирования в различных социальных условиях, определяет особенности массовой коммуникации как явления, выявляет ее содержание и формы его актуализации. На уровне частной теории исследуется вся субъектная многоуровневость массовой коммуникации, то есть определяются субъектные роли самого социального субъекта, массовой аудитории, коммуникаторов и других участников массово-коммуникативного процесса. Рассматриваемая как система деятельности, массовая коммуникация анализируется с точки зрения целей, поставленных перед ней, с точки зрения способов и продуктов деятельности. Частная социологическая теория исследует обратную связь как необходимый элемент в процессе информационного воздействия на массовую аудиторию, определяет и исследует необходимые теоретические модели для оптимизации данной связи. С целью повышения эффективности массово-коммуникативного воздействия уделяется внимание изучению эффектов массовой коммуникации, исследуются возможные модели поведения аудитории в том или ином случае. Коммуникативный акт и все его звенья являются объектом исследования частной социологической теорией.

Для повышения воздействующего эффекта массово-коммуникативной деятельности в рамках частной социологической теории также исследуются и разрабатываются методы ее воздействия на массовую аудиторию, исследуются модели различных социальных систем, в рамках которых функционирует массовая коммуникация. Исходя из знания об обществе как целостной системе, его структуре, определяются возможные ценностные ориентации, могущие оказать влияние на протекание массово-коммуникативного процесса. Наконец, частная

 

[253]

 

социологическая теория выполняет объяснительную функцию, то есть, опираясь на теоретические и эмпирические исследования, она не только описывает массовую коммуникацию, но и объясняет закономерности ее существования именно в том виде, в котором она существует. Вследствие этого представляется возможность прогноза дальнейшего развития как самого процесса массовой коммуникации, так и других социальных процессов, например, политических, имеющих непосредственную связь с массовой коммуникацией.

Частная социологическая теория в своих исследованиях с одной стороны опирается на данные эмпирических исследований, с другой стороны — результаты исследований частной социологической теории выступают методологической базой для проведения последующих эмпирических исследований, эффективность которых во многом зависит не только от техники проведения, но и от результатов исследований в рамках частной социологической теории массовой коммуникации.

 

[254]

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.