КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления и методы эмпирических исследований массовой коммуникации
Тема 15 Учитывая то обстоятельство, что данная работа предназначена для студентов социологических факультетов, в программах которых отведено достаточно много места для изучения методов и техники эмпирических исследований, мы не будем подробно анализировать последние. В нашу задачу входит выделение некоторых особенностей эмпирических исследований массовой коммуникации. В эмпирических исследованиях массовой коммуникации выделяются два основных направления — социометрия и медиаметрия, объектами которых являются соответственно массовая аудитория и средства массовой коммуникации. В более конкретном проявлении и социометрия, и медиаметрия охватывают в своих исследованиях все звенья коммуникативного акта и представляют собой исследования коммуникатора, информационного сообщения, каналов СМК и массовой аудитории. Исследования коммуникатора, в свою очередь, делятся на исследования персонифицированного и безличного коммуникатора. В качестве персонифицированного коммуникатора выступает журналист, ведущий, обозреватель, комментатор и т. д., то есть конкретное лицо, имеющее непосредственный контакт с аудиторией. Мы уже говорили о важности психологических характеристик такого коммуникатора. Социологические характеристики его не менее важны, ибо от персонифицированного коммуникатора порой зависит определяющее влияние информации на массовую аудиторию. Пол, возраст, принадлежность к тому или иному партийному направлению, прошлое коммуникатора и т. д. — все это в конечном итоге играет важную роль в формировании его имиджа. Если к этому прибавить коммуникативные характеристики (умение строить речь, аргументировать свою позицию, обращаться к аудитории, к участникам передачи), то мы поймем всю необходимость тщательного изучения
[255]
всех названных параметров для оптимизации информационного воздействия коммуникатора на массовую аудиторию. Безличный коммуникатор, выступающий как передача, канал (в данном случае под каналом имеется в виду не тип распространения информации — телевидение, радио или пресса, а их конкретные каналы, например, ОРТ, РТР, ТВЦ, та или иная конкретно рассматриваемая газета и т. д.), то есть как сложный коммуникативный узел, также играет существенную роль в процессе массовой коммуникации. Позиция канала или передачи, ее ценностные ориентиры, а также выражаемые ею интересы социальных субъектов влияют на восприятие информации массовой аудиторией. От того, насколько все это соответствует интересам и мнениям аудитории, будет зависеть как популярность предлагаемой аудитории информации, так и уровень доверия к ней. Иными словами, в данном случае основными оказываются интегративные социальные характеристики коммуникатора, которые исследуются психологии и эмпирической социологией с той же целью оптимизации информационного воздействия на аудиторию. Исследуется деятельность редакций, отношения в коллективах, методы отбора информации для передач и публикаций, степень зависимости журналистов от информационной направленности издания и т. д. Следующее направление эмпирических исследований массовой коммуникации — анализ непосредственного сообщения, текста, являющегося носителем информации. Основным методом изучения содержания является контент-анализ, который представляет собой методику определения частоты появления в сообщениях интересующих исследователя характеристик. Одним из ведущих отечественных исследователей контент-анализа, Л. Н. Федотовой, выделяются следующие условия, которым он должен соответствовать: ♦ «при интересе исследователя к тем или иным характеристикам текстов они должны фиксироваться во всех избранных для исследования материалах, чем достигается объективность анализа. Дополняется она тем, что эти характеристики определяются программой столь ясно и однозначно, что к одинаковому результату приходят два исследователя, работающие по одной методике с одним и тем же массивом текстов; ♦ как и при получении любого научного знания, нужна систематичность анализа объекта исследования; выбор соотношений для анализа должен основываться на формальных, обусловлен-
[256]
ных, беспристрастных признаках; другими словами, исследователь не может выбрать для анализа только те части текста, которые подтверждают его гипотезу и отвергают другие. Это требование позволяет избежать аргументированной подтасовки фактов; ♦ как и в любом социологическом исследовании, в контент-анализе нужна научная строгость, которая подразумевает обязательное соблюдение этапов исследования с набором требований, предъявляемых каждому из них; ♦ для распространения выводов, полученных на основании анализа ряда материалов, на всю реальную деятельность их источника этот ряд должен отвечать требованиям репрезентативности — быть характерным для всей реальной деятельности источника; ♦ в этот ряд характеристик входит и понятие количественного анализа: подсчету в тексте поддаются частотность употребления тех или иных элементов этого текста, случайность этих употреблений, могут быть выведены корреляционные коэффициенты, а также соотношение процентного и удельного веса различных характеристик текста»[282]. Контент-анализ дает информацию преимущественно о производителе массовой информации, о намерениях коммуникаторов и субъектов внедряемых ценностей. В результате обработки данных контент-анализа социолог выявляет различные, передающиеся по каналам СМК, характеристики того или иного явления, процесса, факта или конкретного лица, иными словами, выявляет тот ракурс, угол зрения, под которым информация о чем-то или о ком-то проходит по тому или иному каналу массовой коммуникации. Социолог буквально подсчитывает те или иные суждения, термины, оценки об исследуемом им объекте и на основании этого делает соответствующие выводы. Точно так же социолог может определить информационную и политическую направленность того или иного СМК. Посредством контент-анализа представляется возможность выявить, «что в реальной действительности выбирает для своих сообщений источник информации; какой отпечаток наложила на это содержание политическая ситуация в обществе; какие намерения побуждают коммуникатора сообщать нам именно об этих сторонах жизни и умалчивать
[257]
о других; к каким нашим идеалам обращаются печать, радио и телевидение в повседневной деятельности; что именно и в какой мере это содержание удовлетворяет интерес аудитории к средствам массовой информации, раз она обращается к ним»[283]. Учитывая все вышеизложенное, следует признать, что контент-анализ является важнейшим социологическим методом, позволяющим изучать различные аспекты деятельности массовой коммуникации. Следующим звеном массово-коммуникативного процесса являются каналы распространения информации (печать, радио, телевидение). Знания о них, их исследования так или иначе вплетены в исследования как коммуникатора и аудитории, так и содержания, транслируемого ими. Однако существуют и специальные исследования. Они выявляют особенности функционирования СМК в конкретных социально-политических условиях, их принадлежность тому или иному владельцу, способы финансирования, технические возможности, перспективы развития и т. д.[284] Самым распространенным направлением в исследовании массовой коммуникации являются исследования массовой аудитории. Востребованность этих исследований определяется потребностью субъектов массово-коммуникативной деятельности в знании аудитории, то есть общественного мнения, с целью наиболее полной реализации возможностей воздействия на него. Эмпирические исследования массовой аудитории бывают двух типов — количественные и качественные. К количественным методам относятся опросы (анкетирование, интервьюирование), дневники радиослушателей и телезрителей, блиц-опросы, данные аудиметров. Опросы — один из самых распространенных методов исследования массовой аудитории. Анкетирование — способ получения информации при помощи текста анкеты, где после сформулированного вопроса следует перечень ответов, из которых можно выбрать понравившийся или сформулировать свой собственный. Анкетирование предполагает минимальное участие исследователя и проводится, как правило, заочно, что дает возможность опрашивать большие общности людей. Интервьюирование — метод сбора информации, при котором интервьюер и интервьюируемый находятся в непосредственном контакте. Интервью может быть стандартизованным, тогда оно практически ничем не отличается от очного анкетирования, а может быть фокусированным, когда исследуемая аудитория имеет определен-
[258]
ный эмоциональный фон, например, после просмотра кинофильма. В таком интервью четче проявляются психологические и личностные особенности опрашиваемого, что может иметь влияние на результат опроса. В такой ситуации интервьюер должен уметь определить долю субъективности в ответах опрашиваемых. В любом случае перед интервьюером стоит задача свести к минимуму возможность собственного влияния на выбор или формулировку ответа. Этим социологическое интервью отличается от журналистского, в котором журналист принимает активное участие. Блиц-опросы представляют собой сбор информации по поводу какого-нибудь конкретного события или лица. Такие опросы распространены, например, при создании рекламы и часто включают только один вопрос. В последнее время широкое распространение получила форма телефонных опросов, в основе которых чаще всего лежит сочетание метода случайной выборки с методом квот. Свои особенности имеют исследования аудитории радио и телевидения. При их проведении применяются такие методы, как дневники телезрителей и радиослушателей, а также аудиметры. Эти методы, наряду с вышеуказанными, направлены на то, чтобы выявить, во-первых, информационные предпочтения массовой аудитории, во-вторых, рейтинг и шер той или иной программы или канала. Рейтинг — это количество людей, наделенных определенными демографическими и социально-психологическими характеристиками, людей, которые слушали или смотрели данную передачу в конкретное время. Шер — величина аудитории каждого канала в конкретный временной период, которая исчисляется от общего количества людей, имеющих в этот момент включенные теле- или радиоприемники. В отличие от рейтинга, который показывает популярность канала или передачи безотносительно других каналов, шер показывает распределение зрителей или слушателей между каналами в фиксированный момент времени. Рейтинг и шер определяются при помощи различных методов. К таковым, кроме вышеназванных, относятся дневники радиослушателей и телезрителей. По просьбе исследователя ряд семей, имеющих возможности принимать те или иные программы и каналы, в течение определенного времени как можно более тщательно фиксируют в дневнике время и название передачи, которую они принимали. Затем исследователь анализирует полученные данные и делает из них соответствующие выводы. Аудиметры — специальные счетчики, которые подключаются к телевизору или радиоприемнику с согласия их владельцев, автоматически фиксирующие просмотр и прослушивание передач и так же авто-
[259]
матически передающие информацию об этом в исследовательский центр, где она подвергается обработке. Это удобный и оперативный метод исследования предпочтений аудитории, однако в силу своей дороговизны применяется в основном коммерческими каналами при разработке тех или иных проектов вещания. К качественным методам исследования массовой аудитории относятся такие методы, как наблюдение, анализ писем и документов, анализ звонков в редакцию, встречи с представителями аудитории, фокус-группы. Качественные методы направлены не столько на выявление численных показателей, сколько на понимание глубинного смысла происходящего. Именно поэтому качественные методы включают необходимый элемент психологического понимания и интерпретации информации об объекте своего анализа. Анализ писем и звонков в редакцию способствует выявлению той или иной социально значимой проблемы, определению популярности самого издания, а также способствует возможности редакции скорректировать свои действия в соответствии с ожиданиями аудитории с целью наиболее полного воздействия на нее. Этому же способствуют и встречи с представителями аудитории. Анализ документов как социологический метод в массовой коммуникации часто используется в расследовательской журналистике и применяется главным образом к анализу единичных документов. Устанавливая подлинность и содержательную ценность документа, социологи используют методы логического, текстологического и сравнительного анализа. Одним из распространенных качественных методов исследования аудитории является наблюдение, основанное на фиксации фактов и событий очевидцем. Существует несколько оснований классификации наблюдения: ♦ структуролизованное (контролируемое) или неструктуролизован-ное. Данный критерий определяется, исходя из степени формализованности наблюдения, то есть определяется в зависимости от того, установлены ли в программе наблюдения те элементы исследуемого процесса, которые имеют для исследователя наибольшее значение, выработан или нет специальный план ведения наблюдения и разработана ли стандартная форма записи наблюдения; ♦ включенное или невключенное, то есть по положению наблюдателя относительно объекта наблюдения. В первом случае наблюдатель сам является участником ситуаций, во втором — наблюдает за ней со стороны;
[260]
♦ полевое или лабораторное, то есть по условиям организации наблюдения. Полевые наблюдения проводятся в естественных условиях, лабораторные — в искусственно созданных; ♦ систематичные или несистематичные, то есть по регулярности проведения наблюдения. Систематичные наблюдения, характеризующиеся регулярно повторяющимися и фиксирующимися наблюдениями за объектом исследования в течение того или иного периода времени, способствуют выявлению динамики исследуемых процессов. В исследованиях массовой аудитории, в том числе в исследованиях общественного мнения, метод наблюдения широко применяется в самых различных вариантах. Метод фокус-групп в современной эмпирической социологии исследования аудитории применяется для получения информации от ограниченного количества собранных вместе людей по поводу того или иного конкретного вопроса или проблемы. Основным при организации исследования по методу фокус-группы является «учет групповой динамики на этапе сбора информации и ее обработки; соблюдение равноправного характера взаимоотношений респондента и социолога; интерпретация вербальных и невербальных реакций; вычленение акта социального взаимодействия; вычленение элементов анализа на всех этапах; саморефлексия ученого»[285]. Целью обсуждения при проведении фокус-группы является не достижение взаимопонимания, а получение по обсуждаемому вопросу всего спектра мнений участников. Это способствует получению максимально полной информации, что дает возможность наиболее адекватной оценки исследуемого факта, явления или процесса. В процессе исследования массовой аудитории для получения максимально полной информации о ней практикуется одновременное применение нескольких методов исследования, как количественных, так и качественных.
[261]
Приложение Примерная учебная программа дисциплины «Массовая коммуникация» Программа дисциплины «Массовая коммуникация» цикла ДС.13 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности: 020300 «Социология» и утверждена Министерством образования РФ в 2002 г.
Организационно-методический раздел 1. Цель курса дисциплины — изучение системы массовых коммуникаций во всем многообразии аспектов их проявления и функционирования, в определении их роли в социальных процессах и их влияния на различные социальные структуры, в выявлении внутренних сущностных и содержательных характеристик системы массовой коммуникации как социального института, выполняющего в обществе одну из главных ролей в процессе управления и формирования общественного мнения как состояния массового сознания. 2. Задачи курса: ♦ расширить и углубить знания, полученные студентами в процессе изучения предыдущих курсов социологии коммуникации, изучением ее такого специфического вида, как массовая коммуникация; ♦ рассмотреть теоретические и методологические основы исследования системы массовой коммуникации как социального явления и социального процесса; ♦ изучить особенности информационного влияния массовой коммуникации на различные социальные структуры; ♦ дать основы анализа субъектно-объектных отношений, существующих в обществе, с целью выработки у студентов навыков аналитического подхода к исследованию различных целей и задач, реа-
[262]
лизуемых посредством деятельности средств массовых коммуникаций; ♦ познакомить студентов с основными методами исследования системы массовой коммуникации и аудитории как объекта ее воздействия. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускников. Курс читается в седьмом семестре параллельно с курсами «Социология коммуникаций, «Социологические проблемы изучения общественного мнения», «Этносоциология». Курс опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения курсов рекламоведения, социолингвистики, МКСИ, история и теория социологии, связей с общественностью (паблик рилейшнз). 4. Требования к уровню освоения содержания курса. По завершении изучения данного курса студент должен уметь анализировать деятельность системы массовой коммуникации, вычленять в ней основные содержательные и функциональные составляющие, владеть методами, позволяющими вести эмпирические исследования аудитории и системы массовой коммуникации с целью оптимизации ее деятельности. 5. Содержание дисциплины состоит из 6 разделов и 15 тем, которые их раскрывают. Курс дополняется учебно-методическим материалом и рекомендуемым списком основной и дополнительной литературы.
Краткое содержание курса дисциплины
Раздел I. Социология массовой коммуникации в системе социологического знания Тема 1. Предмет и объект социологии массовой коммуникации. Система категорий курса «Социология массовой коммуникации» и его структура. Объект и предмет исследования социологии массовой коммуникации. Структура наук о массовой коммуникации, особенности социологического подхода. Уровни социологического изучения массовой коммуникации: методологический анализ, специальная социологическая теория массовой коммуникации, эмпирические исследования. Место социологии массовой коммуникации в системе социологического знания. Роль социологических исследований массовой коммуникации в жизни общества (описание, объяснение, выработка рекомендаций по оптимизации функционирования изучаемого объекта, прогноз социального развития).
[263]
Тема 2. История развития социологии массовой коммуникации. Начальный этап становления социологии коммуникации. Формирование понятийного аппарата. Развитие специфических социологических методов сбора информации о социальных процессах и состояниях. Формирование культуры процедуры измерения. Становление социологии массовой коммуникации как теории среднего уровня. Марксизм и теория массовой коммуникации. Развитие социологии массовой коммуникации в советский период (А. Н. Алексеева, Г. И. Хмара, Б. М. Фирсов, Б. А. Грушин, Ю. А. Левада, В. А. Ядов, О. Б. Божков, Л. Н. Коган и др.). Идеологемы. как теоретические основания формирования представлений о массовой коммуникации. Исследование массовой коммуникации в рамках теории журналистики. Введение в научный оборот понятия «массовая коммуникация» вместо понятия «СМИП». Формирование лабораторий и подразделений по изучению социологических проблем печати, радио и телевидения и их аудитории. Формирование независимых исследовательских структур по изучению СМИ и общественного мнения. Зарубежные исследования массовой коммуникации (У. Липпман, Г. Лассуэлл, Ю. Хабермас, Т. Адорно, А. Ли, Р. Парк, П. Лазарфельд, Б. Берельсон, У. Шрамм, Д. МакКуэйл и др). Тема 3. Массовая коммуникация как система деятельности. Понятие коммуникации, общения, информации. Понятие деятельности. Массовая коммуникация как вид регулятивной деятельности. Потребности и интересы как побудительные мотивы деятельности. Массовая коммуникация как духовно-практическая деятельность. Понятие массово-коммуникативного воздействия как информационного на большие общности людей (аудиторию). Понятие деятельностного ряда. Массово-коммуникативный акт: объективная реальность - коммуникатор - каналы распространения -аудитория. Механизм обратной связи. Виды коммуникации (кино, видеопрокат, магнитофонные записи, реклама, художественная литература и др.). Различные модели коммуникации. Множественность представлений о массовой коммуникации. Понятие массовой коммуникации. Сущность, явление, содержание и формы массовой коммуникации. Журналистика и средства массовой коммуникации (СМК) как стороны массовой коммуникации. Особенности продуктов деятельности СМК (доступность, периодичность, социальная значимость информации, устойчивость процесса организации, универсальность информации, наличие постоянной аудитории, институализированность). Журналистика как творческая сторона деятельности массовой коммуникации. Текст в системе массовой коммуникации. Массовая коммуникация и общение. Деятель-
[264]
ность массовой коммуникации по созданию поля для общения. Аудитория как объект воздействия и как источник информации. Место массовой коммуникации в коммуникативном пространстве. Роль массовой коммуникации в интеграции общества, в обеспечении механизма социальной устойчивости.
Раздел II. Субъектный аспект массово-коммуникативной деятельности Тема 4. Субъекты массово-коммуникативной деятельности. Понятие субъектности. Субъект, средство, объект. Субъект как лицо или группа лиц, реализующих собственную программу. Целеполагающая деятельность субъекта. Средство как нейтральное звено в системе целеполагания. Целенаправленная деятельность в системе массовой коммуникации. Ценности, интересы, цели и результаты как критерии субъектности в деятельности массовой коммуникации. Субъекты социальных интересов и их роль в деятельности массовой коммуникации. Субъекты профессиональных интересов. Журналист как субъект творческой деятельности. Понятие коммуникатора. «Безличный» коммуникатор. Коммуникатор как индивидуальность. Понятие персонификации. Роль коммуникатора в информационном влиянии на массовое сознание. Качества коммуникатора, необходимые для успешного достижения цели. Объективирование противостоящих субъектов социальных интересов как одна из задач деятельности массовой коммуникации, формы и методы, необходимые для достижения этой цели. Субъектно-субъектные и субъектно-объектные отношения в процессе массово-коммуникативной деятельности. Тема 5. Ценности как основа деятельности субъектов массово-коммуникативного процесса. Понятие ценности. Ценность как конечное основание целеполагания. Ценности и оценки. Роль ценностей в формировании интересов социальных субъектов. Политические, профессиональные, прагматические, психологические, творческие ценности и их реализация в деятельности массовой коммуникации. Ценности как критерий уровня развития общества. Содержание массовой коммуникации как показатель ценностных ориентации субъектов различных уровней и социальных сфер. Тема 6. Проблема свободы субъектов массово-коммуникативной деятельности. Свобода как ценность в деятельности массовой коммуникации. История формирования представлений о свободе печати. Понятие
[265]
и сущность свободы. Свобода как способность субъекта контролировать условия собственного существования. Понятие свободы печати и свободы слова. Сущность свободы печати. Правовые аспекты свободы печати. Четыре концепции свободы прессы. Цензура. Понятие плюрализма мнений. Проблема социальной ответственности массовой коммуникации. Необходимость государственного регулирования свободы печати. Юридические ограничители свободы печати. Финансовая зависимость деятельности массовой коммуникации как проявление свободы определенных субъектов социальных интересов. Выражение мнения аудитории как проблема свободы слова.
Раздел III. Объект в системе массово-коммуникативной деятельности Тема 7. Массовое сознание как объект деятельности массовой коммуникации. Социальная природа сознания. Различные подходы к исследованию массового сознания. Определение массового сознания по субъектам отражения. Понятие массы. Понятие «эксгрупповой массы» (Б. А. Грушин). Количественный критерий выделения массы (различные социальные образования: религия, национальность, класс и др.). Элитарный подход. Объекты массового сознания как основание для классификации (различные ориентации людей, установки, поведенческие уровни). Индивидуальное, групповое, специализированное сознание. Понятие массового сознания и сознания масс. Массовое сознание как уровень сознания, непосредственно включенного в практическую деятельность. Практическое сознание. Обыденное сознание. Тема 8. Общественное мнение как состояние массового сознания. Общественное мнение как оценочное состояние массового сознания. Сущность общественного мнения. Формирование представлений об общественном мнении (Липпман, Луман, Хабермас, Ноэль-Нойман и др.). Проблема соотношения формирования и выражения общественного мнения. Массово-коммуникативная деятельность как процесс формирования общественного мнения посредством переноса в массовое сознание продуктов специализированного сознания, признанных актуальными. Эффекты и эффективность в деятельности массовой коммуникации по формированию общественного мнения. Критерии оценки эффективности деятельности массовой коммуникации, выделяемые по степени влияния на общественное мнение.
[266]
Тема 9. Массовая информация в деятельности массовой коммуникации. Социологические проблемы социальной информации. Уровни существования социальной информации. Специализированная и массовая информация. Содержание массовой информации как исходный материал для формирования массового сознания. Количественные и качественные критерии в определении массовой информации. Сущность массовой информации как информации, циркулирующей на уровне массового сознания, непосредственно вплетенной в практическую деятельность как ее момент. Массовая информация как средство деятельности СМК. Массовая информация как информация, предназначенная для уровня массового сознания, ее отличие от информации, предназначенной для уровня специализированного сознания. Процесс перевода информации с уровня специализированного на уровень массового сознания как коммуникативный фактор. Кодирование и декодирование. Особенности публицистики как типа творческой реализации в процессе массово-коммуникативной деятельности (в отличие от научного и художественного типов).
Раздел IV. функциональный аспект массовой коммуникации Тема 10. Функции системы массовой коммуникации. Понятие функции. Функция как выражение сущности исследуемого объекта. Понятие системы. Субстанциальные и функциональные системы. Функция как роль подсистемы в системе. Массовая коммуникация как функциональная система. Структурно-функциональный подход в анализе деятельности массовой коммуникации. Функция массовой коммуникации, функция журналистики, функция СМК. Этапы развития представлений о функциях массовых коммуникаций. Г. Лассуэлл как основоположник теории функций массовой коммуникации. Развитие теории функций массовой коммуникации в отечественной науке (В. В. Учёнова, И. П. Магай, И. Д. Фомичева, Н. Н. Липовченко, С. Г. Корконосенко, Л. Н. Федотова, Е. П. Прохоров и др.). Множественность представлений о функциях массовой коммуникации как методологическая проблема. Функции и функционирование массовой коммуникации, их различение как путь к повышению эвристических возможностей теории функций системы массовой коммуникации. Социальная интеграция как условие и как результат функционирования массовой коммуникации. Специфические функции средств массовых коммуникаций, заданные субъектами деятельности (часто политической) с целью наиболее полной реализации собственных интересов.
[267]
«Факторы эффективного функционирования массовой коммуникации, реализации ее роли в системе социальных процессов. Тема 11. Формы и методы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в процессе функционирования массовой коммуникации. Психологические методы воздействия массовой коммуникации на аудиторию. Формирование в массовом сознании установок, стереотипов и имиджей посредством массово-коммуникативного воздействия. Манипуляция в деятельности массовой коммуникации. Срочность, сенсационность, дробление информации как способы организации информационного воздействия на массовую аудиторию. Агитация, пропаганда и контрпропаганда как методы деятельности массовой коммуникации. ПР и реклама, их место и роль в процессе деятельности массовой коммуникации. Прагматическое моделирование как составная часть массово-коммуникационной деятельности. Социально-психологическое моделирование с учетом качеств аудитории: социально-демографических, психологических, социально-гражданских, профессионально-творческих, конфессиональных, этнических. Аудиторные показатели эффективности деятельности массовой коммуникации: внутренние (мировоззренческие) и внешние (конативные). Факторы, способствующие эффективному воздействию массовой коммуникации на аудиторию (социально-психологические, информационные, коммуникативные).
Раздел V. Институциональный аспект массовой коммуникации Тема 12. Массовая коммуникация как социальный институт. Социальный институт как исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни. Особенности массовой: коммуникации как социального института, его задачи. Место массовой коммуникации в системе социальных институтов общества. Роль массовой коммуникации в политических процессах. Понятие четвертой власти. Массово-коммуникативная деятельность как форма социального контроля. Пресса и власть. Типы средств массовых коммуникаций (государственно-общественные, государственные, коммерческие). Массовая коммуникация и социальное управление: советские и постсоветские модели и методы (информационного контроля пространства и резонансных коммуникативных технологий). Антисоциальные эффекты массовой коммуникации. Правовые нормы, регулирующие деятельность массовой коммуникации (закон РФ о СМИ, Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите
[268]
информации» и др.). Этические нормы в массово-коммуникативной деятельности. Тема 13. Структура системы средств массовых коммуникаций. Основные этапы развития средств массовых коммуникаций. Печать в системе СМК, основные характеристики и способы воздействия на аудиторию. Радио, его особенности как средства массовой коммуникации. Телевидение в системе СМК, отличительные характеристики, способы, формы и методы деятельности. Информационные агентства и службы связи с общественностью. Рекламные агентства. Социологические службы как структура, участвующая в обеспечении обратной связи с аудиторией. Анализ жанров. Информационные жанры: сообщение, отчет, выступление, интервью, репортаж, радиоотчет, обзор печати. Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, пресс-конференция, ток-шоу. Жанры художественной публицистики: очерк, зарисовка, эссе. Сатирические жанры: фельетон, памфлет. Документальные жанры. Взаимопроникновение жанров. Жанры как составные части более сложных структурных конструкций. Интернет как специфическая структура в системе массовых коммуникаций.
Раздел VI. Направления и методы исследования системы массовой коммуникации Тема 14. Направления исследований массовой коммуникации в рамках теоретической социологии. Общеметодологические исследования массовой коммуникации как подсистемы в системе общества в целом. Исследование массовой коммуникации на уровне специальной социологической теории. Теоретические исследования содержания и форм массовой коммуникации как социального процесса. Исследование массовой коммуникации со стороны явления (производство, распространение и потребление информации). Выявление субъектов деятельности системы массовой коммуникации как теоретико-социологическая проблема. Роль исследования массовой коммуникации методами теоретической социологии. Многоуровневый социологический анализ деятельности массовой коммуникации как основа для реализации прогностической роли социологии массовой коммуникации в вопросах о путях развития массовой коммуникации и общества в целом. Тема 15. Направления и методы эмпирических исследований массовой коммуникации. Эмпирические исследования массово-коммуникативной деятельности. Социометрия и медиаметрия. Социологические исследования
[269]
аудитории. Количественные методы (опросы (анкетирование, интервьюирование), дневники радиослушателей и телезрителей, блиц-опросы, аудиметры). Качественные методы (анализ писем, наблюдение, анализ документов, звонков в редакцию, встречи с представителями аудитории, фокус-группы). Социологические исследования средств массовых коммуникаций. Методы исследования текстов и теле-, радиопередач. Контент-анализ как метод изучения содержания текстовых массивов. Особенности анализа радио- и телеинформации. Рейтинг и шер теле- и радиопередач. Экспертные оценки. Анализ профессиональной критики деятельности средств массовых коммуникаций. Изучение коммуникатора, его языка и стиля. Изучение личных качеств коммуникатора. «Коммерческие» исследования средств массовых коммуникаций.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 5106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |