Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная структура личности 2 страница




Такой подход уже с самого начала позволяет дать предварительное решение вопроса о том, что образует устойчивый базис личности, от которого и зависит, что именно входит и что не входит в характеристику человека именно как личности.

Психология теории личности помогает «покопавшись» в человеке разобраться в его внутренней природе, а также дать ответы на те риторические вопросы, которые он постоянно себе задает. Историю развития теории личности делят на три периода: начальное формирование психоанализа, более ясная трактовка анализа и современная психология – концепция итальянского психолога Антонио Менегетти. Если смотреть на эту отрасль в психологии с теоретической точки зрения, то теорий можно насчитать более 40. Наиболее распространенные из них:Психодинамические теории – те, которые описывают личность, и могут объяснить ее поведение исходя из психического и внутреннего состояния. Эти теории берут свое начало из психоанализа Фрейда. По словам Фрейда, психика человека делится на три уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Так вот, то что «хранится» в мозге человека и является для него труднодоступным и есть бессознательное. Именно Зигмунд Фрейд обратил всеобщее внимание на эту теорию.

Социодинамические теории – теории, в которых доминантное поведение характерно внешней ситуации, где на психологическое состояние отводится меньшее внимание.

Интеракционистские теории – в их основе лежит взаимодействие внутренних и внешних факторов, которые устремлены на актуальное действие человека. Одним из примером таких теорий является концепция, разработанная У. Майшелом, американским ученым. На этой концепции хорошо видно, что определенные личностные факторы, сочетающиеся с ситуацией, делятся на несколько групп: по способностям человека, когнитивным стратегиям, ожиданиям, ценностью и планами поведения.

Теория черт – эта теория была выведена Оллпортом и Кеттелом. В ее основе лежит степень разности отдельных черт разных людей или целостность личности. Эти сведения можно было получить непосредственно наблюдая за жизненной ситуацией людей, за их поведением.

 

Билет № 7

1 Общая характеристика психологии в Новое время

Ведущим мотивом учёных, разрабатывавших психологические концепции в Новое время, стало стремление к рациональности и доказательности теоретических положений. В прежние времена мыслители, когда искали ответы на все вопросы, обращались за разъяснениями к науке прошлого: трудам Аристотеля и других древних авторов, к Библии, к церковным догмам. В XVII в. появляется новая методологическая установка - эмпиризм - ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента. Основоположником новой научной системы стал английский учёный Ф. Бэкон. Таким способом наука избавляется от схоластических догм и отделяется от богословия.

Несмотря на тесную связь с философией психология в это время искала собственный предмет исследования, конкретную область деятельности. Эта область понималась как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя. Причём эта картина должна была быть осознанной. Так уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом на первый план выходят проблемы познания. Эти вопросы становятся главными в психологических концепциях XVII века – в рамках учений Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, Т. Гоббса, Д. Локка.

Новое время – это расцвет механики, появление физики И. Ньютона. Этот факт не мог не повлиять на психологию. В XVII в. утвердился новый взгляд на Вселенную, природу в целом как на гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в учениях о человеческом теле, которое виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики. Этот новый объяснительный принцип, получивший название механистический детерминизм, именно в этот период господствует в психологии.

В исследовании процессов познания психологи, работавшие в Новое время, исходили из разных положений. Одни считали, что основой наших знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению. Эти направления называются соответственно сенсуализм и рационализм. Рационалистический подход разрабатывался такими известными учёными как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Сенсуализм представлен в концепциях Д. Локка, Т. Гоббса.

Первые теории Нового времени

Уже в конце XVI – начале XVII в. в психологической науке оформляются два основных подхода в теории познания, связанные с именами выдающихся мыслителей – Ф. Бэкона и Р. Декарта. Первый из них стал основателем эмпиризма, предполагающего ориентацию на чувственное познание, опыт и эксперимент, второй же олицетворял рационалистический подход.

Ф. Бэкон – основоположник науки Нового времени.

Английский психолог, философ и видный политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) принадлежал к знатному английскому роду (его отец около 20 лет был хранителем большой печати Англии). Свою политическую карьеру Бэкон начал при королеве Елизавете. В течение многих лет он был членом парламента, в качестве адвоката королевы ему пришлось выступить обвинителем против своего покровителя – графа Эссекса. По поручению королевы он написал памфлет в оправдание процесса. Последующие биографы и исследователи творчества Бэкона более всего ставили ему в вину это предательство, совершённое им по отношению к его единственному другу и покровителю, считая его более тяжким проступком, чем последующие, за которые он был осуждён. Недаром имя Ф. Бэкона часто в истории науки приводится как пример несовпадения таланта и нравственности.

Расцвет его общественно-политической карьеры связан с временем правления Якова I, когда Бэкон стал лордом-канцлером, хранителем большой печати (1617), затем лордом-верховным канцлером и пэром Англии (1618). В 1621 г. Бэкон был уличён в том, что принимал подарки, носившие характер подкупа, лишён всех должностей и осуждён. После скорого освобождения, отказавшись вернуться к государственной деятельности, он уехал во Францию и полностью посвятил себя науке. Опыт общественной деятельности, так же как и последующего осуждения, связанного, по мнению Бэкона, больше с происками его политических недругов, чем с его реальными прегрешениями, нашёл отражение во многих его работах.Ф. Бэкон является основоположником науки Нового времени, автором системы научного мировоззрения - эмпиризма. В эмпиризме утверждается, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте, т.е. данные органов чувств должны дополняться и проверяться результатами эксперимента, показаниями приборов.

Необходимой предпосылкой, как для построения новой науки, так и для объективного познания является, по мнению Бэкона, очищение разума от идолов, или призраков (под ними Бэкон понимал заблуждения человеческого ума, недостатки, которые искажают правильное познание или мешают ему). «Учение об идолах» было одной из важнейших частей его методологии. Он выделял четыре вида идолов: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Первые два вида идолов Бэкон считает врождёнными, вторые два вида – приобретёнными. В своих работах учёный дал подробное описание и характеристику каждого вида:

· идолы рода – недостатки, связанные с особенностями строения и функционирования органов чувств человека (например, невозможность видеть ультрафиолетовые лучи);

· идолы пещеры отражают субъективность познания, так как человеку трудно признать чужую точку зрения;

· идолы рынка связаны с использованием слов, которые не всегда адекватны реальности;

· идолы театра -недостатки, которые являются результатом преклонения перед авторитетами, часто ложными, и стремления доверять им больше, чем собственному размышлению.

Возможность построения новой, объективной науки связывались Бэконом с необходимостью выработки объективного метода получения знаний и проверки их истинности. Таким методом, по его мнению, должен был стать предложенный им опытно-индуктивный метод. Метод Бэкона предполагал постепенное и непрерывное восхождение от «ощущений и частностей» к общему на основе наблюдения и сопоставления максимально возможного количества фактов, как положительных, так и отрицательных, что позволяло избежать ошибочных обобщений.

Свой новый метод – индуктивную логику – Бэкон понимал как орудие познания, органон (поэтому свой главный труд он назвал «Новый Органон»).

Важной для становления объективной науки стала идея Бэкона об использовании математики, которую он считал «великим приложением» к наукам и рассматривал как «вспомогательную» дисциплину.

Сформулированные Ф. Бэконом принципы стали общими методологическими принципами построения науки Нового времени, в том числе и психологии. Значительные изменения в психологии связаны с тем, что Бэкон впервые высказал идею возможности подлинно научного исследования человеческой психики. Как приверженец теории «двойственности истины» (деизма), он признавал две истины – божественную и научную, философскую.

Деизм Бэкона проявлялся и в его взглядах на «двойственность души». Во времена Бэкона эта позиция носила прогрессивный характер. Согласно его воззрениям, существует душа боговдохновенная (разумная или рациональная) и душа чувственная (созданная). Боговдохновенную душу Бэкон оставил для изучения богословию, теологии, а чувственная душа стала предметом исследования философии и психологии. Этим разделением Бэкон отстоял научный подход к исследованию психики человека.

Чувственная душа, по мысли Бэкона, у животных и человека общая. Но если у животных она основная, а её органом является тело, то у человека чувственная душа – это орган мыслящей души. Предметом науки Бэкон считал способности души, такие, как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты. Интересно, что в основу своей классификации наук он положил фундаментальные способности человеческой души – память, воображение, рассудок, считая главными науками историю, поэзию и философию. Кроме способностей души психология, по мнению Бэкона, должна изучать произвольные движения, раздражимость и ощущения. Таким образом, Бэкон разработал план психологических исследований, который нашёл своё воплощение в работах его последователей (Гоббса, Локка).Таким образом, наиболее значимые для психологии идеи Фрэнсиса Бэкона:

· провозгласил реальным источником знания опытное эмпирическое исследование;

· под экспериментом понимал изменение явлений посредством действий и вспомогательных орудий;

· считал что для наук, получающих данные из чувственного опыта, методом доказательства является эксперимент, а для теоретических наук – индуктивная логика;

· разработал принципы научной индукции;

· в произведении «Новый Органон» (1620) цель науки определил как увеличение власти человека над природой;

· выделил два уровня в учении о человеке – философию человека и гражданскую философию; первая рассматривает человека с натуралистической позиции, вторая - как члена общества;

· придерживался учения о «двойственности души», т.е. признавал существование рациональной божественной души и нерациональной чувствующей, которая и является предметом научного изучения;

· исходил из принципа единства души и тела;

· рассматривал вопросы физиогномики – определения душевного состояния человека по внешним выражениям лица;

· занимался толкованием сновидений;

· изучал влияние болезненных состояний тела на душу человека;

· придавал особое значение разработке методов познания;

· считал, что искажения объективной реальности, происходящие в процессе человеческого познания обусловлены заблуждениями: «идолами рода» (т.е. особенностями природы человека), «идолами пещеры» (т.е. особенностями отдельного человека), «идолами рынка» (т.е. особенностью природы общения людей), «идолами театра» (т.е. неверными философскими учениями);

· заложил основы для развития эмпиризма в английской философии XVII века.

Рене Декарт (1596-1650) – выдающийся французский учёный. С его именем связаны многие выдающиеся открытия в различных областях науки – математике, физике, анатомии, биологии, астрономии. Основатель механистической физиологии и психологии. Наиболее значимые труды для психологии: «Страсти души» (1649), «»Человек» (1642), «Начала философии» (1644), «Рассуждение о методе» (1637).

От латинизированного имени Декарта – Картезий, произошёл термин картезианство, обозначающий направление, сформировавшееся под влиянием его идей.

Рене Декарт происходил из древнего французского дворянского рода. Отец отдал его учиться в иезуитскую коллегию де Ла-Флеш, которая была в то время одним из лучших религиозных образовательных центров. Там будущий учёный, проявивший редкую любознательность и неординарные способности, особенно в изучении математики, получил блестящее для своего времени образование. В этом учебном заведении Декарт провёл восемь лет, изучая греческий и латинский языки, литературу, историю, риторику, поэзию, философию, в курс которой входили логика, математика, физика, этика и метафизика. После окончания коллегии Декарт получил юридическое образование, а в 1617 г. поступил на военную службу. Возможно, этот выбор был связан с тем, что догматический подход к обучению, принятый в коллегии и университете, его не устраивал. Позднее он писал о том, что именно годы, проведённые в коллегии, сформировали в нем стойкое неприятие богословской схоластики и стремление заменить слепую веру точным знанием.

За время военной службы Декарту удалось побывать во многих городах Голландии и Германии, познакомиться с учеными и достижениями науки в этих странах, а также составить представление об атмосфере, царившей в университетах и исследовательских центрах. В 1621 г., оставив службу, Декарт отправился путешествовать по Германии, Италии, Франции, Голландии, Швейцарии. Во время странствий он установил личные контакты со многими выдающимися учёными того времени. В 1629 г. он переехал в Голландию, считая эту страну наиболее благоприятной для научных занятий. Здесь он создал свои основные произведения – «Правила для руководства разума» (1628 – 1629), «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1643), «О страстях» (1649). Яростная критика произведений Декарта схоластами и протестантскими богословами способствовала тому, что он принял приглашение шведской королевы Христины переехать в 1649 г. в Стокгольм. Он должен был стимулировать в Стокгольмском университете научные исследования, однако через несколько месяцев после приезда простудился и умер.Р. Декарт так же как и Ф. Бэкон разрабатывал методологию научного исследования. Однако если в основе научной системы знания, по мнению Бэкона, лежит непосредственное чувственное познание, то для Декарта такой основой стал разум. Поэтому метод Р. Декарта называют рационалистическим. Декарт выдвинул методологический принцип – сомневаться во всём. Если можно сомневаться во всём – в истинности наших чувств, существовании Бога, неба и т.д., не доверять авторитетам, то единственное, что не может вызывать сомнения, так это сам акт сомнения, акт мышления, который доказывает существование нашего «Я», которое сомневается и мыслит. Так, исследуя психологические основы самосознания, Декарт открыл, что утверждение «Я мыслю, следовательно, я существую» стало тем интуитивным, самоочевидным принципом, опираясь на который Декарт построил систему своей науки.

Под мышлением Декарт понимал не только мыслительные процессы, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком. Поскольку мы осознаем все, что происходит у нас в душе, психику Декарт отождествлял с сознанием. Значит, и интроспекцию можно рассматривать как объективный метод познания психики, хотя ее данные, как и данные органов чувств, должны проверяться сомнением. Эта точка зрения утвердилась в психологии на долгое время.

В содержании сознания Декарт выделял три вида идей, или понятий, - порождённые самим человеком, приобретенные и врожденные. Идеи, порожденные человеком, основываются на его собственном опыте и являются обобщением данных органов чувств. Идеи, образованные таким образом не могут привести человека к познанию объективных законов, а дают знания об отдельных предметах и явлениях. Приобретенные идеи есть результат обучения, общения с другими людьми, чтения книг. Идеи этого рода более полные и совершенные, чем идеи первого вида, поскольку являются обобщением опыта разных людей, а не одного человека, но все же и с их помощью человек не в состоянии познать сущность окружающего мира и себя.

Только врождённые идеи, содержащиеся в разуме, открывают человеку истину. Эти знания настолько ясные, что открываются человеку сразу, полностью и не нуждаются в опоре на данные органов чувств или логические обобщения. Такой подход к проблеме познания назвали рационализмом, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, - рациональной интуицией. К главным врожденным идеям, по мнению Декарта, относятся идеи Бога, «Я» и числа.

Интуицию Декарт определял как «понимание ясного и внимательного ума, настолько лёгкое и отчетливое, что не остаётся совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем». Интуиция является результатом упражнений или свойством особо одаренных людей.

Наряду с рациональной интуицией основным методом проверки достоверности полученных знаний Декарт провозгласил дедукцию (метод доказательства от общего к частному). При этом интуитивное знание, порожденное естественным светом разума, благодаря своей простоте более достоверно, чем сама дедукция. Мы можем, например, интуитивно мгновенно постичь умом, что треугольник ограничивается тремя линиями, хотя логическое доказательство этого факта заняло бы у нас длительный период времени. Важно помнить, что не из многозначных, а из самых простых и доступных вещей должны выводиться наиболее сокровенные истины.

Концепция тела. Декарт считал, что существуют две независимые самостоятельные субстанции – душа и тело. Такая философская позиция получила название дуализм. Основным свойством души он считал мышление, а основным свойством тела – протяжение, или распространенность (движение). Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса. Признавая существование двух независимых субстанций – души и тела, он пришел к выводу, что тело не нуждается в душе как источнике активности. В его теории тело мыслится как машина, функционирующая по законам механики. Согласно Декарту, душа наделена собственной активностью, направляющей процессы мышления и познания, а основная функция тела – это движение, которое рассматривается как рефлекс. Сам термин рефлекс в работах Декарта отсутствует, но в его описаниях строения и функционирования тела четко прочитываются основные компоненты рефлекторной дуги.Значительное влияние на создание Декартом его теории рефлексов оказало открытие Гарвеем процесса кровообращения. Прохождение нервного импульса Декарт мыслил по аналогии с прохождением крови по сосудам. Он считал, что все тело пронизано нервами, берущими свое начало в мозге и идущими ко всем частям тела. Нервы он представлял в виде тонких ниточек, окруженных оболочкой, как трубочкой. В этих трубочках помимо ниточек содержатся «животные духи» - наиболее подвижные и легкие частицы крови, которые отфильтровываются от других частиц в мозге. Внешние предметы действуют на окончания нервных нитей, нити натягиваются, открывают клапаны, соединяющие мозг с нервами; через эти клапаны из мозга поступают «животные духи»; эти «духи» раздувают мышцы, которые должны отреагировать. Орган, в котором сочетаются душа и тело находится в шишковидной железе мозга – гипофизе. Движущиеся по нервным трубкам животные духи определенным образом запечатлеваются в шишковидной железе, и на этой основе ум создает чувственные образы восприятия. Шишковидная железа колеблется и направляет токи к тем или иным мускулам тела. Возникает физическое движение.

Учение Декарта о рефлекторной деятельности предшествовало концепции бихевиоризма, утверждавшей, что поведение может осуществляться без участия воли и сознания под влиянием внешних воздействий (стимулов).

Учение об ассоциациях. Обсуждая возможность изменить течение рефлекса, т.е. возможность обучения и формирования желательного поведения, Декарт использовал понятие ассоциация, введённое еще Аристотелем. Однако если у Аристотеля ассоциации связаны, прежде всего, с работой органов чувств, то Декарт распространяет ассоциации и на поведение. Так, выстрел, который приводит к естественному движению – убежать, скрыться, может при обучении изменить свою функцию, например у солдата стать сигналом к атаке. Изменение поведения не связано с влиянием души и происходит потому, что ассоциации, возникающие в результате упражнения или привычки, деформируют клапаны (поры) мозга в результате натяжения определённых «нитей». Это приводит к нарушению естественного движения животных духов, они перемещаются в новом направлении и попадают в другую мышцу, вызывая соответственно другое движение. Описанные идеи Декарта получили более детальное воплощение в ассоциативной теории Гартли.

Теория о страстях души. Исследование страстей было предметом последней работы Декарта «Страсти души». В этой работе Декарт пришел к выводу о том, что существует два вида страстей – активные и страдательные.

Страдательные состояния или страсти в его теории рассматриваются как результат взаимодействия с предметами окружающего мира и отождествляются с чувственным познанием. Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи, которые не исходят из самой души, а привносятся извне и лишь осознаются ею в таком виде, т.е. эти страсти душе навязываются, она их не может изменить. В то же время, составляя одну из сторон взаимодействия человека с внешним миром, страсти как составляющая когнитивной оценки окружающего зависят от точности и истинности этой оценки. Т.о. закладываются основы когнитивного подхода к проблеме эмоций.

Активные состояния Декарт отождествлял с желаниями, которые исходят непосредственно от нашей души и зависят только от нее. Эти страсти представляют собой источник и волевого, и инстинктивного, стремящегося к самосохранению, поведения. Так «чувство страха вызывает желание бежать, а чувство отваги – бороться». Эти страсти также отождествляются человеком со стремлениями и аффектами, которые зависят не только от души, но и от тела и служат связующим звеном между ними.

Теория страстей служит у Декарта мостом, соединяющим его учение о душе и учение о нравственности. Декарт считал этику «высочайшей и совершеннейшей наукой, которая предполагает полное знание других наук и является последней ступенью к высшей мудрости».

Он подчёркивал, что возникновение и проявление страстей не зависят от непосредственных волевых усилий и желаний человека. Но душа, какой бы слабой она ни была, в состоянии косвенно повлиять на страсти. Так, чтобы подавить в себе страх и проявить храбрость, человеку недостаточно иметь одно только желание. Но воля может сдержать те движения тела, которые способна вызвать страсть (например, помешать бегству при страхе). Однако, как писал Декарт, «силы души без познания истины недостаточно». Поэтому в промежутках между приступами страха воля и разум принимают меры к тому, чтобы понять причину страха и сделать его новый приступ менее опасным. Душа должна бороться со страстями твердыми правилами, основанными на верном понимании добра и зла.Этические воззрения Декарта тесно связаны с его теорией познания. Добродетель одновременно является истиной. Если человек в своих решениях и поступках исходит из познания истины, истинных суждений и твердо следует им, он может быть уверен в том, что ему не придется раскаиваться или сожалеть о последствиях. Такой человек обретает господство над своими страстями и живет, следуя добродетели.

Само познание у Декарта становится нравственной деятельностью, а истина и добро – тождественными понятиями. Одна и та же единая душа познает сначала истину, свободно избегая опрометчивых суждений, чтобы затем в нравственном поведении действовать согласно с ней.

Таким образом, основные психологически значимые идеи Рене Декарта:

· с его именем связано начало развития психологии в рамках учений о сознании;

· описал прообраз открытой впоследствии рефлекторной дуги как одного из механизмов психофизиологии движений;

· главным признаком и способностью души является мышление: «Я мыслю, следовательно, я существую»;

· вся психика приравнивается к сознанию, а точнее к мышлению;

· разработал теорию о страстях души; выделял активные и страдательные состояния души; активные состояния души – желания; страдательные (страсти души) – то, что в современной психологии будет названо формами познавательной активности;

· был сторонником мнения о наличии у человека врожденных идей;

· разработал дуалистическую концепцию соотношения души и тела, согласно которой душа и тело рассматриваются как самостоятельные субстанции: душа подчиняется одним законам, тело - другим, но при этом они влияют друг на друга;

· считал, что душа находится в шишковидной железе мозга – гипофизе;

· считал, что животные не обладают душой, а действуют как автоматы.

Развитие рационализма в психологии XVII века (Б. Спиноза, Г. Лейбниц).После Декарта рационалистическая теория познания получила

дальнейшее развитие в концепциях Готфрида Вильгельма Лейбница и Бенедикта Спинозы. Если в теории Лейбница акцент делается на проблемы объективности человеческого познания, то нравственная, этическая проблематика становится лейтмотивом творчества Спинозы.

Бенедикт Спиноза (1632 -1677) родился в Амстердаме в семье зажиточного еврейского купца. Готовя сына в раввины, родители отдали его в религиозное училище, где будущий философ проявил выдающиеся способности. Не закончив обучение, Спиноза был вынужден уйти из училища и помогать отцу в ведении торговых дел. После смерти отца он оставил торговлю и начал заниматься тем, что его действительно привлекало. Не удовлетворенный догматическими толкованиями Библии и Талмуда, на которых было построено обучение в училище, молодой Спиноза обратился к изучению латыни, математики, естествознания, медицины и передовых философских учений. Наибольшее влияние в этот период оказали на него произведения Декарта.

Опасаясь влияния на молодежь взглядов Спинозы, который позволял себе критику иудейского учения и не соблюдал религиозных обрядов, совет раввинов еврейской общины стремился образумить молодого человека, подвергнув его «малому отлучению», и даже пытался подкупить его. После неудавшейся попытки убийства Спинозы руководство общиной прибегло к крайней мере – «великому отлучению и проклятию». В 1656 г. Спиноза был проклят и изгнан из общины. После этого он некоторое время помогал своему учителю в преподавательской работе в латинской школе, а затем, вынужденный покинуть Амстердам, поселился в деревушке близ Лейдена, где занимался наукой, зарабатывая средства к существованию шлифованием линз.

Приблизительно в 1658 – 1660 гг. Спиноза создал свое первое философское произведение – «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»; в нем содержались основные положения его учения, которые впоследствии получили развитие в главном труде Спинозы – «Этике». В этот период он начал работу над «Трактатом об усовершенствовании разума», который остался незаконченным. Одним из двух произведений Спинозы, вышедших при его жизни, были «Основы философии Декарта» (1663). В 1969 г. Спиноза переселился в Гаагу, которая была в то время резиденцией нидерландского правительства. Здесь он сблизился с деятелями республиканской партии, прежде всего с ее лидером, талантливым политиком и математиком Яном де Виттом. Предполагается, что именно по его просьбе Спиноза написал «Богословско-политический трактат» - второе и последнее произведение философа, опубликованное при его жизни. В этом трактате Спиноза выступал в защиту свободы мысли и права непредубежденной критики библейских писаний. В 1674 г. издание и распространение трактата, вызвавшего негодование теологов, были запрещены, что предрекло неудачу в попытках издания «Этики», работа над которой продолжалась с перерывами более 12 лет и была закончена в 1675 г.

Несмотря на уединенный образ жизни, Спиноза поддерживал контакты с выдающимися учеными своего времени – Р. Бойлем, Х. Гюйгенсом, переписывался с Лейбницем, с которым встретился за год до своей смерти. В 1673 г. Спинозе предложили место профессора в университете, от которого ученый отказался, предпочтя привычное спокойствие и свободу философских занятий. Жизнь Спинозы, не очень богатая внешними событиями, была полна внутренней напряженности и борьбы – не с внешними обстоятельствами, но с самим собой и с теми постулатами, с той идеологией, в которой он воспитывался. Он возродил в XVII в. идеал античности – мудрость в уходе от политической активности, в уединении и занятии науками, в размышлении. В событиях его жизни, тех гонениях, которым от подвергался за свои убеждения, возможно, и кроется ответ на вопрос о том, почему именно он, единственный из всех мыслителей этого времени, отдавал приоритет не столько вопросам познания (хотя и они занимали значительное место в его теории), сколько вопросам этики. При этом центральным моментом его этики была проблема свободы воли, свободы выбора, которая стояла и перед самим ученым и которую он разрешил, исходя из своих принципов разумной регуляции поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.