КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. 1 страница
Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком. Интериоризация – процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Экстериоризация – процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. 2) Психологические особенности управлении в деятельности педагога Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность – профессиональная, а во втором – общепедагогическая. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности – ее совместный характер, а не индивидуальный. Она совместна, потому что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: учитель, преподаватель – ученик, студент. В этой связи часто говорят, что педагогическая деятельность строится по законам общения. Психологические аспекты готовности к педагогической деятельности определяются теми специфическими функциями, которые выполняет преподаватель. Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций: · Обучающей · Воспитательской · Организаторской · Исследовательской. У педагога должны проявляться способности к педагогической деятельности. В структуре педагогических способностей выделяются следующие компоненты: · • Гностический · • Конструктивный · • Организаторский · • Коммуникативный
Билет-12 1) Виды деятельности В психологии выделяют разные виды деятельности. К основным видам деятельности относятся игра, учеба, труд. Определение. Игра -- это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей. Игровая деятельность в зависимости от возраста и психического развития ребенка преобразуется в разные виды: предметная игра (игра с предметами и освоение их функциональных значений); ролевая игра (игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с их значениями, игра может быть организована и между детьми); игра по правилам (игра регулируется требованиями или правилами, которым ребенок должен подчинить свое поведение). Определение. Учебная деятельность -- это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений. Определение. Обучение - процесс целенаправленного воздействия на деятельность и поведение ребенка с целью передачи ему общественного опыта, накопленного человечеством в виде знаний, умений и навыков. Определение. Воспитание - это влияние на личность ребенка с целью передачи общественных норм и ценностей. Определение. Трудовая деятельность -- это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. Трудовая деятельность -- ведущая, главная деятельность человека. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства. 2) Функции внимания и его разновидности Внимание отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение. Выделяют следующие основные функции внимания: □ обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями; □ обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности; □ активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов. имание, его функции, свойства. Виды внимания. Внимание – это избирательное направление сознания человека на определенные предметы и явления при отвлечении от других.
Билет-13 1) Деятельность и психология человека Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл. Лицо занимающееся какой либо деятельностью — Деятель: Деятельность - основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью продолжает себя в других людях. Произведенный предмет-это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в мире, потому что этот предмет произведен для других людей. Деятельность порождается встречей потребности с сопротивлением, препятствием. Предметность деятельности и заключается,в предметном характере сопротивления, оказываемого субъекту средой, миром предметов, в котором ему приходится действовать. Но человек живет и действует не только в мире предметов, но и в социальной среде. К предметному сопротивлению удовлетворению потребностей добавляется социальное сопротивление в виде норм, правил, запретов и т. д. Следовательно, человеческая деятельность столь же социальна, сколь и предметна. Психология человека - внутренние особенности, отличающие одного человека от другого. У каждого из нас есть свои особенности: разный объем памяти и разная скорость реакции, с детства мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклыи ябедничают, с возрастом у всех у нас меняются ценности и интересы. В психологию человека включают его способности, навыки, умения, включая управление своими эмоциями, его мировосприятие, установки и убеждения, его Я-образ, его цели и ценности, характер и темперамент, потребности и такие разные чувства... Психология человека - это также внутренние причины поведения человека, делающие его выходящим за рамки логики, целесообразности или разумных социальных ожиданий. Когда поведение человека рационально и целесообразно, укладывается в социальные рамки и логику, о психологии вопрос не поднимается. А когда что-то не укладывается в рациональное, когда на поведение человека начинают влиять состояния, чувства и другие непредсказуемые внутренние особенности, начинается разговор о психологии – психологии человека. 2) Типы памяти и свойства памяти Память-отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо. Типы памяти-
Объем, быстрота, точность и прочность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти конкретного человека. Еще один показатель индивидуально-типологической особенности памяти — это ведущий вид памяти данного человека: зрительная, слуховая или кинестетическая.
Билет-14 1) Значение мотивации в структуре деятельности Мотивация как циклический процесс представлена непрерывным взаимным воздействием и преобразованием, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация является сложным механизмом соотношения внешних и внутренних факторов поведения личности, который определяет возникновение и направление, а так же способы осуществления конкретных форм деятельности. Мотивация — это постоянный выбор и принятие решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. В соответствии с любым действием поведение субъекта рассматривают как двояко детерминированное и каждое потребностно-мотивационное состояние можно рассматривать двусторонне. Определяя значение мотивации в структуре деятельности нельзя не указать на роль и значение эмоций, которые, согласно теории дифференциальных эмоций, «…выполняют функцию основных детерминант поведения в широчайшем диапазоне его проявлений: от насилия и убийства до самопожертвования и героизма» [9, с. 46]. Отечественные исследователи показывают, что «всякое поведение детерминировано эмоциями, и что в эмоциях и чувствах проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью» [2. с. 108].Согласно теории функциональных состояний на основе прогнозов удовлетворения потребности и характера будущих действий именно «блок целеполагания» формирует определенное эмоциональное состояние субъекта деятельности. 2) Развитие творческий активности и самостоятельности мышление студентов Процесс формирования у студентов опыта творческого мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и учащихся в адекватных специально организованных условиях с применением необходимых механизмов, форм и методов организации занятий. Формы и методы организации занятий используются в комплексе и зависят от задач конкретного этапа формирования можно выделить следующие группы методов, направленных на формирование опыта профессионально-творческого мышления: По способу организации учебной деятельности: a) Структурно-логические (задачные) методы. Они характеризуются поэтапной организацией постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов (от простого — к сложному,от теории — к практике) б) Тренинговые методы. Они представляют собой систему деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические задания, в содержание которых на нормативном этапе следует добавлять элементы творчества). в) Игровые методы. Данная группа методов характеризуется игровой формой взаимодействия субъектов образовательного процесса; образовательные задачи включены в содержание игры (деловые игры, профессиональные бои, дискуссии). Поскольку мышление является самым активным и сложным познавательным процессом, опосредованным речью, его развитию у учащихся необходимо уделять особое внимание. В связи с этим в психолого-педагогических отраслях знания возникло понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность педагога, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащихся в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать учебные и жизненные ситуации и принимать самостоятельные решения. Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Билет-15 1) Психологические аспекты учебной деятельности Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике. 1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения. 2. В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. 3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия · А.К. Маркова для изучения уровня сформированности УД у учащихся выделила следующие аспекты ее диагностики: · Состояние учебной задачи и ориентировочной основы: o понимание школьником задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие для себя учебной задачи; o самостоятельная постановка школьником учебных задач; o самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале. · Состояние учебных действий: o какие учебные действия школьник выполняет (изменение, сравнение, моделирование и др.); o в какой форме он их выполняет (материальная, материализованная, громко-речевая, умственный план), развернуто (в полном составе операций) или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого; o складываются ли из отдельных действий более крупные блоки - способы, приемы, методы; различает ли ученик способ и результат действий; o владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата; · Состояние самоконтроля и самооценки: o умеет ли ученик проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль); o может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль); o способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль); o владеет ли школьник адекватной самооценкой; o доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценить себя лишь в общем виде; · Каков результат учебной деятельности: o объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности); o субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий). 2) Основные функции психодиагностики Основными функциями психодиагностики являются:
16 Вопрос
1 Роль учебной деятельности в высшей школе. Педагогика высшей школы - отрасль педагогической науки, изучает педагогические закономерности и средства организации и осуществления образовательного процесса (самообразования), обучение, воспитание (самовоспитание), развития (саморазвития) и профессиональной подготовки студентов (слушателей) к определенному виду деятельности и общественной жизни. Поэтому предмет педагогики высшей школы включает: - высшее учебное заведение как педагогическую систему; - функционирование и эффективность педагогического процесса в высшем учебном заведении; - педагогическую деятельность научно-педагогических работников, \"их профессионально-педагогическую подготовку; - педагогические закономерности формирования и развития личности студента; - процесс высшего образования и самообразования; - обучение в высшем учебном заведении; - воспитание и самовоспитание студентов; - моральную и психологическую подготовку; - формы, методы и педагогические технологии в высшем учебном заведении; - педагогические аспекты непрерывного самостоятельной работы студентов при обучении в вузе и после его окончания; - личность научно-педагогического работника; - педагогические особенности взаимодействия студентов и научно-педагогических работников в педагогическом процессе вуза в ходе реализации задач Болонской конвенции; - коллектив (социальную группу) научно-педагогических работников кафедр, факультетов, вузов; - студенческие коллективы (социальные группы). Коренные изменения, произошедшие в социально-экономических условиях общества, потребовали внедрения научно обоснованной подготовки научно-педагогических кадров для высшей школы. Такая подготовка предусматривает не только глубокое владение предметной областью, к которой принадлежит учебная дисциплина, но и научными основами педагогической деятельности. Одним из реальных путей такой подготовки является магистратура и докторантура. Педагогика высшей школы имеет свой тезаурус и оперирует такими основными понятиями: развитие, обучение, воспитание, профессиональная подготовка, самовоспитание, самообразование, педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая деятельность и др. Развитие студента понимают как разноплановые и закономерные изменения в его индивидуальной психике, вследствие чего возникает новое качественное состояние объекта. С точки зрения педагогики развитие студента - целенаправленный, систематический и непрерывный процесс совершенствования умственной, психической, физической и профессиональной деятельности с помощью соответствующего учебного материала, целесообразного влияния и адекватной организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. В педагогической науке различают общий интеллектуальный, нравственный, психическое, физическое и профессиональное развитие человека Общее интеллектуальное (умственное) развитие связано с образованием и воспитанием, направленное на развитие понимания и умственных действий, умений анализировать, обобщать и конкретизировать ситуацию. Моральное развитие предполагает приобретение, усиления, укрепления совокупности моральных принципов, норм, чувств, сознания, идеалов и др. Психическое развитие - развитие различных систем индивидуальной психики студента. Физическое развитие означает высокий уровень физической подготовленности, необходимый для эффективной деятельности, должна быть направлена на подготовку молодежи к производительному труду Профессиональное развитие студентов - процесс и результат приобретения знаний, навыков и умений, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, и их совершенствование Обучение - целенаправленный, организованный и систематический процесс передачи знаний, навыков, умений и процесс овладения ими. Обучение - основной путь получить фундаментальное образование. Обучение взаимосвязано с воспитанием. При воспитании формируются определенные качества и свойства, во время учебы приобретают знания, навыков и умений Образование трактуют, во-первых, как процесс усвоения определенной системы знаний, навыков и умений, а во-вторых, как результат их усвоения, который проявляется в соответствующем уровне теоретической и практической подготовлености и развития интеллектуальных сил человека. На их основе формируются мировоззрение, нравственные качества личности, творческие способности студента. Термин "воспитание" употребляют в широком социальном смысле, а также в более узком педагогическом В широком смысле воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия общества на духовное и физическое развитие личности через создание условий для продуктивной, общественной и культурной деятельности его членов. Цель, содержание и организацию социального воспитания определяют господствующие общественные отношения в странах. В педагогическом смысле воспитание следует понимать как целенаправленную, организованную систему влияний на людей в интересах формирования у них определенных мировоззренческих позиций, нравственных идеалов, норм и отношений, эстетического восприятия, высоких стремлений, а также потребности в систематических трудов. В более узком значении воспитания понимают как специальную педагогическую или практическую деятельность по определенного аспекта воспитания (морального, правового, экологического, профессионального, гражданского и др.) Самовоспитание, в высшем учебном заведении - целенаправленная сознательная деятельность студента по самосовершенствованию и формирования в себе необходимых качеств и свойств личности Самообразование - целенаправленная самостоятельная работа студента с приобретения, углубления и совершенствования знаний, навыков и умений Педагогический процесс в вузе - активный процесс взаимосвязанной и взаимообусловлены деятельности субъектов и объектов обучения и воспитания, составляет организованную и целенаправленную учебно-воспитательную деятельность его участников, их обучения и воспитания, развитие, профессиональную, морально-психологическую и психологическую подготовку, выполняемых в единстве и взаимосвязи. Его основная цель - подготовка людей и групп (коллектив) к различным видам деятельности. Основные задачи педагогики высшей школы: - обоснование методологических и теоретических основ педагогического процесса в высшей школе на современном этапе развития науки и человечества; - изучение сущности, особенностей и закономерностей педагогического процесса и его составляющих: обучение, воспитание, морально-психической и психологической подготовки, развития, самовоспитания и самообразования; - разработка методических систем и отдельных методов социализации и профессиональной подготовки будущих специалистов, их воспитания и развития; - разработка и конкретизация принципов обучения и воспитания студентов (слушателей), их профессиональной, морально-психической и психологической подготовки в соответствии с изменениями, которые происходят в жизни общества, рыночной экономики и др.; - выявление и обоснование условий для успешной реализации требований, принципов обучения и воспитания, для деятельности в различных сферах; - определение путей совершенствования и развития организационных форм учебно-воспитательной работы, повышения эффективности различных способов контроля, оценки учебно-воспитательного процесса, уровней подготовленности и студентов и групп; - прогнозирование развития педагогического процесса в зависимости от перспектив науки и потребностей общества; - разработка новых подходов, принципов, форм и методов профессиональной, морально-психической и психологической подготовки студентов (слушателей) и различных социальных групп к деятельности в условиях конкуренции; - поиск путей, приемов, способов и средств активизации познавательной деятельности студентов (слушателей), сокращение времени на эффективное и качественное профессиональное обучение; - выявление закономерностей педагогического воздействия на студентов (слушателей) с целью формирования у них научного мировоззрения, национального сознания, достоинства и гордости, национальных чувств и патриотизм, профессиональной ответственности; - формирование у студентов мотивации к деятельности, конкуренции, активного общественного и общественной жизни; - раскрытие основных закономерностей, целей, содержания, методики самовоспитания и самообразования студентов (слушателей), способов и приемов их стимулирования среди различных категорий людей; - разработка современных педагогических технологий социализации и профессиональной подготовки специалистов и различных социальных групп; - изучение различных коллективов и разработки технологий педагогического воздействия на них с целью их объединения, оптимизации отношений и обеспечение взаимодействия, слаженности и т.д.; - изучение и критическое осмысление педагогического наследия высшей школы прошлого, выявление и использование всего того, что ценно сегодня; - внедрение в систему высшего образования новых педагогических технологий образования, обучения, профессиональной подготовки, воспитания и др.; - перестройка учебно-воспитательного процесса в высшей школе в соответствии с требованиями Болонского процесса Задачей высшей школы является не только передача обучающимся некоторой суммы знаний, но и формирование определённого типа личности, в частности, личности, социально активной. Одним из наиболее важных аспектов этой проблемы является формирование творческой активности будущего дипломированного специалиста. С позиции организации учебного процесса соответствующий вопрос сводится к созданию условий, которые наилучшим образом способствовали бы становлению элементов творчества в деятельности будущего специалиста. Высшее образование само по себе не может в принципе решить все задачи формирования творческой личности. Это становится особенно очевидным, если рассматривать процесс обучения в высшей школе изолированно от других сфер жизни общества. Однако в обширной и многоплановой проблеме воспитания творческой личности можно выделить ряд задач, в известной степени локальных. Одной из таких задач является задача формирования у студента определённых умений, которые были бы связаны с его будущей профессиональной деятельностью и явились бы основой для его творческой работы именно в этой области.
2 Классификация психодиагностических методик Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающей методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, и психологической практики, в ходе которой используются те или иные психодиагностические методы и методики для постановки диагноза конкретному человеку
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |