Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. 3 страница




- анализировать и критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);

- использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-10);

2) профессиональные компетенции:

- проектно-конструкторская деятельность:

- участвовать в разработке проектов машиностроительных изделий и производств с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров (ПК-6);

- оценивать инновационные риски коммерциализации разрабатываемых проектов (ПК-13);

3) производственно-технологическая деятельность:

- участвовать в разработке методик и программ испытания изделий, элементов машиностроительного производства (ПТ-21);

4) организационно-управленческая деятельность:

- организовывать работу коллектива исполнителей, принимать исполнительские решения в условиях различных мнений, определять порядок выполнения работ (ОУ-29);

- выполнять контроль за: испытанием готовых изделий, средствами и системами машиностроительных производств, поступающими на предприятие материальными ресурсами, внедрением современных технологий; методов проектирования, автоматизации и управления производством жизненным циклом продукции и ее качеством (ОУ-34);

- руководить разработкой нормативно-правовой документации, регулирующей функционирование машиностроительных производств, адаптацией научно-технической документации к прогнозируемому совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, средств и систем производств (ОУ-35);

- организовывать работу по авторскому надзору при: изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых изделий, объектов, внедрению технологий (ОУ-40);

5) научно-исследовательская деятельность:

- разрабатывать алгоритмическое и программное обеспечение машиностроительных производств (НИ-59);

6) сервисно-эксплуатационная деятельность:

- составлять заявки на оборудование, элементы машиностроительных производств (СЭ-73);

7) специальные виды деятельности:

- выполнять работу по повышению квалификации сотрудников подразделений, занимающихся конструкторско-технологическим обеспечением машиностроительных производств (СВ-74).

Каждый из подчеркнутых мной элементов компетенций – соответствует уровню ведущих специалистов научно-исследовательских, проектно-конструкторских или специальных экономических подразделений и формируется в результате длительной практической работы.

 

2 Понятие и функции конфликтов

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными переживаниями.

Исходя из определения в конфликте можно выделить три параметра:

- в конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которыми стоят различие интересов, ценностей, норм сторон. Т.е. участники конфликта ощущают, что выигрыш первой стороны - это проигрыш другой стороны;

- в конфликте затрагиваются значимые для человека интересы или представления, что является причиной выраженных отрицательных эмоций у участников и это становится препятствием в поиске разумного выхода из создавшегося положения;

- конфликт обязательно предполагает наличие элементов конфликтного поведения – противодействия, возникающего при попытке решить противоречие.

Конфликты являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Они могут возникать по психологическим причинам, а именно различие в интересах, желаниях, целях поведения, личностных особенностях.

Непременным элементом конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Определить объект в каждом конкретном случае далеко не просто, так как реальные или мнимые цели могут скрываться, маскироваться, подменяться искомые мотивы, побудившие к противоборству субъектами и участниками конфликта. Определение основного объекта, т.е. причины, является непременным условием успешного разрешения любого конфликта.

Конфликт = конфликтная ситуация (накопившиеся противоречие, содержащие истинную причину конфликта) + инцидент (стечение обстоятельств, служившие поводом для конфликта).

Динамика развития конфликта следующая.

1. Возникновение конфликтной ситуации, разногласий (несовместимость интересов, ситуаций, целей, мнений, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого человека) - возникновение предмета конфликта (основного противоречия, ради разрешения которого стороны вступают в борьбу);

2. Возрастание напряженности в отношениях, осознание конфликтной ситуации (т.е. оценка чужих действий как преднамеренно враждебных с целью помешать достижению желаемых целей или унизить;

3. Собственно конфликтное поведение – обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия для затруднения достижения целей противника и реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;

4. Развертывание конфликта или его разрешение.

По мнению специалистов в 80% конфликтов может быть найдено решение, полностью удовлетворяющее обе стороны. Но в реальной жизни это происходит гораздо реже. Частыми препятствиями к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации являются следующие моменты. Участники конфликта выход видят исключительно в виде своей победы. Подмена поиска удовлетворяющего обе стороны решения борьбой за свои интересы. Эмоциональные аспекты, препятствующие компромиссу или уступкам. Отсутствие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, недостаток открытости общения.

В конфликтной ситуации ее участники оказываются перед выбором одной из трех возможностей своих действий в данной ситуации:

- путь «борьбы» доступными средствами добиться желаемого;

- уход от конфликта;

- ведение переговоров с целью найти приемлемое для обеих сторон решение возникшей проблемы.

В качестве причин конфликтов могут выступать так называемые конфликтогены (т.е. слова, действия, которые могут приводить к конфликту помимо желания человека).

Типы конфликтогенов – стремление к превосходству (критика, угрозы, обвинения, насмешка, издевка, попытка обмана, утаивание информации, перебивание, игнорирование собеседника); проявление агрессивности; проявление эгоизма.

Эскалация конфликтогенов – усиление ответной агрессивности.

Чтобы конфликт вновь не возник важно понять причины, приведшие к нему. Знание их может предотвратить ситуацию в будущем. Следует понять, что является совершенно для вас неприемлемым в поведении и действиях партнера, а также осознать какие ваши действия не принимает партнер. И необходимо уяснить, что явилось причиной конфликта.

Таки образом, конфликт имеет место там, где существуют противоречия, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от критериев, которые берутся за основу. Любой конфликт может быть описан с помощью основных параметров взаимодействия.

- Ценности взаимодействия (т.е. у участников взаимодействия всегда есть доминирующие ценности, которые направляют их действия, т.е. ставится вопрос «зачем» или «ради чего»);

- Интересы (каждый человек входит в ситуацию взаимодействия со своими интересами);

- Средства реализации целей (т.е. ставится вопрос о том, как это делается);

- Потенциал участников взаимодействия (т.е. определенный уровень компетентности участников);

- Правила взаимодействия (вклад каждого участника в общее взаимодействие, их ролевые обязанности, степень участия в принятии решений).

По каждому из этих параметров взаимодействия могут возникать противоречия и конфликтные ситуации.

Характеристика конфликта может быть дана и в зависимости от:

А) вовлеченных в него субъектов:

- внутриличностные (основой являются психологические факторы внутреннего мира личности);

- межличностные (несходство характеров членов коллектива);

- межгрупповые (это конфликт между группами);

- между отдельным человеком и группой (отступление от принятых норм расценивается как негативное явление);

- межролевой (один человек является носителем разных ролей, которые приходят в противоречие между собой).

Б) исхода:

- деструктивные (расширение конфликта, конфликт продолжается, даже если устранены его причины, рост агрессивных действий);

- конструктивные (отрицание старых отношений, формирование новых отношений, коррекция взаимодействия, находятся средства предотвращения будущих конфликтов);

В) длительности протекания:

- кратковременные;

- затяжные;

Г) источника возникновения:

- субъективные (личные качества, индивидуальные особенности участников конфликта);

- объективные (экономические, технологические, организационные факторы);

Следует также различать реалистические и нереалистические.

Конфликт принято называть реалистическим, если он связан с преследованием участниками определенных целей. В нереалистических конфликтах целью участников становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности. Конфликт перестает быть средством достижения целей, но становится самоцелью, иногда способом разрядки накопившейся эмоциональной напряженности. Для разрешения его нужно перевести в реалистический.

Существуют различные стратегии поведения участников конфликта. Один из используемых в конфликтологии практических подходов к классификации стратегий конфликтного взаимодействия (авторы У.Томас и Р.Килмен) берет за основу степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и на сохранение взаимоотношений, и на основании этих двух переменных выделяет пять видов стратегий.

Доминирование – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб сохранению взаимоотношений.

Уступчивость – принесение собственных интересов в жертву ради поддержания взаимоотношений.

Уход для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей, из-за чего, собственно произошел конфликт.

Компромисс – взаимные уступки, половинчатые решения.

Сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон и сохраняющей взаимоотношения между ними.

Выбор той или иной стратегии поведения участником конфликта определяется особенностями ситуации, поведением его партнеров, а также его собственными личностными особенностями. Было бы неверным однозначно рассматривать какие-то стратегии как неэффективные. В конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выходом из конфликтной ситуации. В сущности, только переговорный процесс, направленный на выработку компромиссных или интегративных решений, сегодня рассматривается специалистами как действенный процесс разрешения конфликтной ситуации. Интегративно-компромиссный подход при его эффективной реализации дает возможность одновременно решить проблему и сохранить отношения, что и считается подлинным успешным решением конфликта.

Итак, между двумя людьми, которые работают в одном и том же кабинете библиотеки, возникают разногласия по поводу того, что одному из них хочется открыть окно из-за духоты, а другой боится простудиться. Является ли эта ситуация ситуацией с несовместимыми интересами? И да, и нет, в зависимости от того, на каком уровне мы будем ее рассматривать. Если мы видим эту ситуацию «на уровне форточки», то интересы участников несовместимы, так как форточка не может быть одновременно открыта и закрыта. Но разве интересы партнеров в этом? Позиция первого участника ситуации – «открыть окно». Но его интерес не том, чтобы открыть окно, а том, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха. Позиция второго участника – не открыть окно, - а его интерес – не допустить физического дискомфорта. Один и тот же интерес может допускать разные способы его удовлетворения, но каждый из партнеров в данном случае видит лишь одну возможность, и они оказываются несовместимыми.

Задача интегратиного разрешения конфликтов состоит в том, чтобы переформулировать предмет конфликта, перейдя от предъявляемых участниками ситуации позиций к стоящим за ними их интересами. В соответствии с ними проблема конфликта будет состоять не том, чтобы открыть окно – не открывать окно, а при каких условиях можно обеспечить доступ свежего воздуха (интерес 1 участника) так, чтобы не допустить физического дискомфорта (интерес 2 участника) и сведется к последующему поиску возможных вариантов.

Итак, конфликты, несомненно, создают напряженные отношения, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на выяснение отношений, тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии. Однако конфликт является и несомненным условием развития организации. Управление конфликтом требует от руководителя высокой компетентности не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и организации рационального взаимодействия людей в условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность.

 

 

20 Вопрос

 

1 Психологические особенности лекции

Лекция. Лекция выполняет следующие функции: информационную (излагает необходимые сведения), стимулирующую (пробуждает интерес к теме), воспитывающую, развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление), ориентирующую (в проблеме, в литературе), разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки), убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

Можно выделить следующие виды лекций.

- По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.

- По научному уровню: академические и популярные.

- По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).

- По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции.

Инновационные виды лекций. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Лекция – визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Лекция вдвоем (два преподавателя ведут лекцию). Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция-пресс-конференция. Лекция-беседа (диалог с аудиторией).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.