Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы наблюдения за г роз ами




КЛАССИФИКАЦИЯ ГРОЗ

 

В зависимости от синоптических условий образования грозы могут быт ь внут римассовыми и фронтальными.

 

Внутримассовые грозы об разуются в неустойчивых воздушных массах в т еплое время года, как правило, во вторую половину дня и, в зависимости от причин образования, подразделяются на:

- конвективные (тепловые);

- адвективные;

- орографические.

 

Конвективные грозы образуются в размы тых барических полях – на периферии заполняющих ся циклонов и в седловинах – из-за неравномерного прогрева подст илающ ей поверхности.

 

Адвективные грозы образуют ся в т ыловой част и циклона и на восточной периферии антициклона при перемещении от носительно холодной воздуш ной массы по теплой подст илающ ей поверхности. Эти грозы сопровождаются сильными ветрами у земли и на высот ах.

 

Орографические грозы образуют ся на наветренных склонах гор, когда по эт им склонам вверх поднимается теплая, влажная неустойчивая воздушная масса.

Внутримассовые грозы располагаются на площади отдельными очагами на значит ельном расстоянии друг от друга, поэтому в полет е их можно обойти ст ороной. Предвестниками внут римассовых конвективных гроз являются высоко-кучевые б ашенкообразные облака, которые образуются утром на горизонте.

 

Фронтальные грозы образуются на холодных фронт ах (≈ 70%) и на теплых фронтах

(≈ 30%).

 

Грозы на хол одных фронтах (рис. 8.11, 8.12) образуются в любое время года и суток, но обостряются летом во вторую половину дня. Предвестниками гроз х олодного фронта являются высоко-кучевые чечевицеоб разные облака, кот орые движут ся впереди фронт а на расст оянии 80…200 км.

 

Грозы на теплых фронтах (рис. 8.9) образуются в теплое время года преимущественно ночью или в утренние часы. Эти грозы носят скрытый характ ер, поэт ому встреча с ними может произойти неожиданно д ля экипажа.

Грозовая деятельность на атмосферных фронтах тем интенсивнее, чем больше разность температур между возд ушными массами, которые разделяются эт ими фронтами, и чем б ольше влагосодержание теплого возд уха.


Фронт альные грозы располагаются вдоль фронта в узкой выт янут ой зоне. Длина э той зоны может достигать 1000 км и б ольше, а ширина 50…100 км. Если в нижних част ях грозовы е облака мог ут сливаться в общ ий облачный массив, т о на высотах более 3 км между ними, обычно, наб людаются просветы шириной 5…180 км.

Фронт альные грозы перемещ аются вместе с фронтом в направлении возд ушных потоков на высотах 3…5 км.

 

 

В целях обеспечения б езопасност и полет ов и регулярности движения ВС работники аэ родромных метеорологических органов (АМО) информируют руководящий, летный и диспетчерский сост ав о наличии гроз в районах аэродромов вы лета, посадки и на возд уш ных трассах, а также составляют прогнозы гроз.

За грозами ведутся как визуальные, т ак и инструментальные наблюдения.

В настоящее время наблюдения за грозами, в основном, проводятся визуально- сл уховым методом. Для проведения наблюдений привлекаются АМО, гид ромет еоро- логические станции (ГМС) и метеорологические посты (МП), расположенные вокруг каждого аэ родрома в радиусе д о 200 км (штормовое кольцо), дополнит ельная сеть ГМС и МП за пределами штормового кольца, работники аэродромов и посадочных площ адок мест ных воздушных линий, а т акже пилот ы, находящиеся на рабочих аэродромах в период проведения авиационных химических работ.

При всем обилии ист очников информации о грозах, получаемой визуально-слуховым методом, фиксируется т олько около одной трет и грозовых очагов, а промежутки времени межд у началом (концом) явл ения на ст анции и поступлением информации о нем, в среднем, равняются 10…15 (20…30) минут. В э тих условиях особое значение приобретает информация о грозах, полученная при помощи метеорологических радиолокаторов (МРЛ), а также при наблюдениях за атмосфериками.

Местоположение близких грозовых очагов наиб олее точно определяется

рад иолокационными методами по от ражениям от облаков посылаемых искусственных импульсов. К учево-до ждевые облака, сопровождающиеся ливнями и грозами, хорошо обнаруживаются с помощью МРЛ на расстояниях до 150 км. Большим преимущест вом рад иолокационного мет ода является то, что он позволяет получать площади, занят ые облаками, определять их эволюцию, перемещение, верхние границы, благодаря чему можно расширить сведения о характ ере мет еорологических процессов. По данным наб людений составляют ся карт ы радиолокационной информации, кот орые перед аются в АМО по фототелеграфу. Недост атком радиолокационных наблюдений за грозами является то, что наличие э лектрических разрядов в очаге облачност и определяет ся по косвенным аэ рологическим данным о структуре и развитии облаков. При этом могут возникнут ь тр удности с разделением ливневых и грозовых очагов. Кроме этого, карта радиолокационной информации пост упает в АМО со значительной задержкой после проведения наблюд ений, что снижает ее ценность в операт ивной работе по мет еорологическому обеспечению полетов.

Основным т ребованием к операт ивной информации является быст рота пол учения

данны х, указывающих на появление или развитие тех явлений, за которыми непрерывно проводятся наб людения. Атмосферики приходят в каждую т очку с максимальной принципиально допустимой скорост ью, поэт ому, при использовании эт их данных непосредст венно в пункте приема, выполнение треб ования к оперативност и обеспечивается. В зависимости от освещаемой территории, имеющаяся аппаратура для инструментальных наблюдений за ат мосфериками (грозами) может быт ь распределена по т рем основным группам:


- счет чики грозовых разрядов – район станции шт ормового оповещения в радиусе

15…20 км;

- установки для наблюдений за ближними грозами – зона штормового кольца в радиусе

150…200 км;

- установки для наблюдений за дальними грозовыми очагами - воздушные трассы и районы полет ов в радиусе д о нескольких т ысяч километров.

 

Счетчики грозовых разрядов (грозоотметчики, грозорегистрат оры) являются авт ономными приборами, пред назначенными для сигнализации о наличии грозовой д еят ельности в районе станции штормового оповещения без указания направления, а т акже д ля подсчета числа грозовых разрядов с целью получения объективной х арактерист ики – среднего числа разряд ов на единицу площади.

 

Установки для наблюдения за бл ижними грозами позволяют определять местоположение грозового очага (удаленност ь и азимут) от носительно пункта наблюдений. При этом информация может быть получена на экране электронно-лучевой трубки пеленгатора азимут а гроз (ПАГ) или на ленте самописца панорамного регистратора близких гроз. Данные приборы могут быть использованы автономно, как индикаторы наличия грозы в т ом или ином направлении на различных расст ояниях от пункта наблюдения, но наибольший эффект в прогностической работе по метеооб еспечению авиации получает ся при использовании их совмест но с выносным индикатором диспет черского радиолокатора.

 

Установки для наблюдений за дальним и грозовыми очагам и позволяют за

20…30 минут (в зависимост и от грозовой акт ивност и) получить информацию о грозовых очагах (уд аленност ь и азимут) на территории радиусом до 10 тысяч километров от пункта наблюдения.

Для метеорологического об еспечения полетов больш ое значение имеет прогнозирование гроз. Прогноз фронтальных гроз производится синоптическим мет одом. Поскольку эти грозы непосредственно связаны с ат мосферными фронт ами, прогноз сводится к расчету направления и скорости перемещения фронта, а также оценке его обострения или размывания (э волюции).

Для прогноза внут римассовых гроз, обычно, применяют ся различны е методы с использованием данных радиозондирования атмосферы в утренние часы. При прогнозе учитывает ся синоптическая обст ановка, энергия неустойчивости атмосферы (определяемая по аэрологической диаграмме), высота развит ия кучево-дожд евого о блака, влагосодержание воздуха в слое от земной поверхности д о уровня 500 гПа, скорость ветра в средней части т ропосферы. Существенную помощ ь при прогнозировании гроз могут оказывать местные признаки погоды. Например, появление в ут ренние часы на горизонте высоко-кучевых б ашенкообразных облаков указывает на неустойчивое состояние средних слоев тропосферы и большую вероятность возникновения грозы во второй половине дня. Появление высоко- кучевых чечевицеобразных облаков указывает на приближение холодного фронта 2-го рода и гроз, связанных с этим фронтом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.