Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

АНАКСАГОР (500—428 до н.э.) — древнегречес­кий (из Клазомен) философ, математик и астроном, око­ло 30 лет прожил в Афинах, фактический основополож­ник афинской философской школы




АМАЛЬРИК из Бены, Амори (Amaury) Шартрский (ум. ок. 1206) — французский средневековый философ-мистик.

АМАЛЬРИК из Бены, Амори (Amaury) Шартрский (ум. ок. 1206) — французский средневековый философ-мистик. В Парижском университете читал лекции по философии и богословию. Пантеистическое учение А. сохранилось, в основном, благодаря работам его оппо­нента Жерсона. В своих основаниях миропонимание А. может быть истолковано следующим образом: Вселен­ная — эманация Бога, составляющего сущность вещей; любой верующий призван ощущать себя как элемент те­ла Христова, в то время как Бог постоянно присутству­ет в открывающих себя ему; тех, кто пребывает в люб­ви, не должно осуждать за грехи их. Душа, прикоснув­шаяся к Богу благодаря истинной любви, утрачивает свою первозданную природу и соединяется с Ним, сама становясь Богом. Бог более не выступает для души чем-то внешним и не может быть поэтому ею любим и почи­таем. Идеи А. были трансформированы его последова­телями (амальриканами) в этическое учение, согласно которому добро и зло неотделимы друг от друга, ибо они исходят от Бога. Воскрешение и Страшный Суд по­этому являются выдумками. Парижский (1209) и Латеранский (1215) соборы осудили учение А. Последовате­ли его были приговорены к сожжению. Прах самого А. было приказано вырыть и развеять в поле.

А.А. Грицанов

АНАКСАГОР (500—428 до н.э.) — древнегречес­кий (из Клазомен) философ, математик и астроном, око­ло 30 лет прожил в Афинах, фактический основополож­ник афинской философской школы. Ученик Анаксимена. Был обвинен в безбожии и изгнан (431 до н. э.). Из­вестное нам сочинение — "О природе". А. известен фактическими исследованиями в области астрономии и метеорологии. Высказал гипотезу об огненной природе Солнца и объяснил солнечное затмение экранированием его Луною, а лунное тем, что ее загораживает от Солнца Земля; предсказал падение метеорита во Фракии. Мно­гообразие тел в природе А. сводит к различным неиз­менным, неисчислимо многим и бесконечно малым эле­ментам действительного мира ("семена вещей", "подобочастные", позднее названные "гомеомериями"), кото­рые вначале были в беспорядке смешаны и образовыва­ли хаос. А. отрицал пустоту, утверждал относитель­ность малого и большого, допускал бесконечную дели­мость вещества. Ни одна вещь не возникает и не исчеза­ет, а образуется лишь из трансформации уже существу­ющих вещей ("во всем заключается часть всего"). Идея

А. "все во всем" получает оригинальную интерпрета­цию в свете концепции взаимодействия элементарных частиц, развиваемой современной квантовой физикой. Мировой "ум" ("нус"), тончайшее и легчайшее вещест­во, содержащее, по А., полное знание обо всем и обла­дающее величайшей силой, приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются. (Первая евро­пейская философская версия модели мира, где деятель­ное начало — определительная характеристика всякой сущности.) Анаксагорическая концепция "ума" ("нуса") как движущей силы космогонического процесса являет собой классический пример техноморфной модели кос­мологии в досократической натурфилософии, неся в своем содержании все типичные для нее характеристи­ки (см. Античная философия). Будучи заключен в ма­терии, в которой он творит, "нус" несоединим с ней. С именем А. связывается начало эксплицитно конституи­руемой и рефлексивно-осмысленной традиции европей­ского интеллектуализма, в рамках которой духовная ав­тономия оценивается как цель и способ существования интеллигенции. Целью, по А. "является теоретическое познание и проистекающая из него свобода" (такой взгляд на вещи сохраняется в западной культуре вплоть до концепций современной экспертократии). А. высту­пал как один из главных идеологов афинской демокра­тии. Отношения А. с Периклом персонифицируют со­бой первую в европейской истории модель влияния фи­лософов на образ мыслей государственного деятеля. Именно в силу политических причин А. и был осужден на смерть, хотя непосредственным поводом для обвине­ния А. противниками Перикла послужили его астроно­мические взгляды (в частности, ему было инкриминиро­вано отрицание божественной природы Солнца). Сочи­нения А. после его казни были запрещены, и их распро­странение среди афинской интеллигенции (круги Геро­дота, Фидия, Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофа­на) может быть оценено как первый европейский преце­дент феномена нелегальной литературы (по свидетель­ству Плутарха, "сочинение его... ходило лишь среди не­многих, причем принимались меры предосторожности и брались клятвы верности").

А.А. Грицанов, М.А. Можейко

АНАКСИМАНДР (610—540 до н.э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса.

АНАКСИМАНДР (610—540 до н.э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение ("О природе"). Считается также, что А. совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого ряд географических сочинений, и первым изобразил границы тогдашнего мира на карте. А. сделал ряд инженерных изобретений, среди которых солнеч-

ные часы ("гномон") и др.; много занимался астрономи­ей, пытался сравнить величину Земли с другими извест­ными тогда планетами. А. был первым среди филосо­фов, провозгласившим в качестве первоначала апейрон — как нечто материальное, качественно неопределен­ное и бесконечное, что явилось значительным шагом вперед по сравнению с другими мыслителями, говорив­шими о каком-то одном и обязательно конкретном, каче­ственном первоначале. Из апейрона путем выделения, по А., возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и не­уничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово "апейрон" у всех античных мыс­лителей, включая и А., выступало как прилагательное, т.е. атрибут некоего существительного.) А. можно счи­тать одним из прародителей античной диалектики, т.к. именно с него начинается ее предыстория. Так, рассуж­дая о различных видах существования первоначала, он выдвинул идею о равноправии материальных состоя­ний. Влажное, согласно А,, может высохнуть, сухое — увлажниться и т.д., т.е. речь шла о взаимосвязи и воз­можности взаимопереходов между различными состоя­ниями материального, более того, противоположные со­стояния, по А., имеют под собой какую-то общую осно­ву, будучи сосредоточены в этом едином — апейроне — из которого они все и вычленяются. Эти идеи А. проло­жили путь к одной из важнейших диалектических идей, выдвинутых последующей философской мыслью, — идее единства и борьбы противоположностей. А. при­писывают одну из первых в интеллектуальной тради­ции Запада формулировок закона сохранения материи ("из тех же вещей, из которых рождаются все сущие ве­щи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению"). Порождение оформленного Космо­са у А. осуществляется через этап вычленения из "все­объемлющего мирового зародыша", этап "разделения" влажного холодного ядра и огненной коры и этап взаи­модействия и борьбы последних. А. ввел термин "за­кон", апплицировав понятие общественной практики на природу. Полагал, что порождение всего живого обус­ловлено испаряемой солнцем влагой и поэтому проис­хождение людей можно объяснить изменением "живот­ных другого вида", напоминающих рыб.

Т.Г. Румянцева

АНАКСИМЕН (585—525 до н.э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик Анаксимандра.

АНАКСИМЕН (585—525 до н.э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик Анаксимандра. А. мож­но рассматривать и как продолжателя линии последне­го, и как прямого последователя Фалеса. В качестве ма­териального первоначала А. предложил такое, которое одновременно отвечало и идее Фалеса (первоначало как

конкретная природная стихия) и представлениям Анаксимандра (бескачественное начало — апейрон). Воздух у А. — это самая бескачественная из всех материальных стихий, прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно увидеть, которая не имеет цвета и обычных теле­сных качеств. При этом воздух — это качественное пер­воначало, хотя во многом и являющееся образом всеоб­щей стихийности, наполненным обобщенно-абстракт­ным, философским содержанием. Из воздуха, согласно А., благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению — ветер, облака, вода, земля и камни. На принципе параллелизма микрокосма и макрокосма ос­нован выбор А. воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной основы космо­са: "подобно тому как воздух в виде нашей души скреп­ляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю". Постулирование "сгущения" и "разрежения" единой праматерии предполагало шаг к разработке первых уче­ний о качественных изменениях в мире.

Т. Г. Румянцева




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.