Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (Сигизмунд Шломо) (1856—1939) — австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог. Основоположник пси­хоанализа и фрейдизма




ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (Сигизмунд Шломо) (1856—1939) — австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог. Основоположник пси­хоанализа и фрейдизма. В 1873 поступает на медицин­ский факультет Венского университета. Прослушал курс философии Брентано. Доктор медицины (1881).

Приват-доцент неврологии (1885). В 1885—1886 ста­жировался в Париже у Шарко в клинике Сальпетриер. Под влиянием его идей пришел к мысли, что причиной психонервных заболеваний могут быть ненаблюдаемые динамические травмы психики. В 1892 разработал и использовал новый терапевтический метод — метод настояния, ориентированный на постоянное понужде­ние пациента к воспоминанию и воспроизведению травматических ситуаций и факторов. В 1895 пришел к выводу о принципиальной неправомерности отожде­ствления психического и сознательного и о значимости изучения неосознаваемых психических процессов. С 1896 по 1902 разработал основы психоанализа. Обос­новал новаторскую динамическую и энергетическую модель психики человека, состоящей из трех систем: бессознательного — предсознательного — сознатель­ного. Несмотря на акцентируемый антифилософский и антифеноменологический пафос этой теоретической схемы, Ф. подходил к реконструкции бессознательного вне наличного контекста знаний о сознании и до-созна­нии, а также постулируя практическую невозможность в дальнейшем рассуждать о сознании самом по себе. (После Ф. о сознании стало возможным рассуждать лишь "диалектически": как о "задаче", а не о как "ис­точнике".) Показал, что неосознаваемые мотивы обус­ловливают поведение человека в норме и патологии, а различного рода ошибочные действия свидетельствуют о наличии бессознательных мотивов и внутрипсихическом конфликте. Коренной поворот, заданный Ф. в ев­ропейской интеллектуальной и, в частности, психоло­гической традиции, во многом преодолевающий пред­ставления о человеке Декарта, заключался в элимини­ровании феноменологических подходов из анализа бес­сознательного. В традиции психоанализа бессознатель­ное трактуется как непознаваемое, но приверженность принципам эмпиризма и реализма подвела Ф. к откры­тию того, что оно в конечном счете познаваемо в своих "репрезентативных репрезентациях". Профессор (1902). В 1905 обосновал идеи о природе и функциони­ровании либидо, о развитии человеческой сексуальнос­ти и вытесненных сексуальных влечениях как источни­ке неврозов. В 1907 дал классическое определение бес­сознательного. В работе "Тотем и табу" (1913) распро­странил парадигму психоанализа на сферы общечело­веческой культуры и ранние формы религиозных веро­ваний. Проблема культуры в целостном облике своди­ма, по Ф., к следующим вопросам: каков уровень низ­шего предела, до которого допустимо искусственно ми­нимизировать человеческие влечения и желания; на­сколько этот процесс сочетаем с неотвратимыми отка­зами; каков механизм социальной компенсации этих жертв индивидам со стороны общества. Культура вы-

ступала у Ф., таким образом, как некий баланс процес­сов либидозных "инвестиций" и "контринвестиций" (что позволило в дальнейшем критикам Ф. именовать его подход к культуре как "экономическую модель"). Интерпретация Ф., анализировавшего, в частности, в данном ракурсе соотношение художественных при­емов искусства и фантазмов человека, сводима к следу­ющему: "Мы называем первым совращением, предва­рительным удовольствием само право на удовольствие, которое предоставляется нам, чтобы мы могли освобо­диться от высшего наслаждения, вытекающего из го­раздо более глубоких психических истоков. Я полагаю, что любое эстетическое удовольствие, порожденное в нас творцом, имеет характер предварительного удо­вольствия, подлинное же наслаждение художествен­ным произведением проистекает из того, что благодаря ему наша душа освобождается от известного напряже­ния. Может быть даже тот факт, что заставляет нас от­ныне наслаждаться нашими собственными фантазмами без стеснения и стыда, в значительной степени и ведет к такому результату". В книге "По ту сторону принци­па удовольствия" (1920) изложил основы психоанали­тической теории личности. В 1921 издал книгу "Психо­логия масс и анализ человеческого "Я" — психоанали­тический компендиум по проблемам личности, соци­альной психологии и социологии. В книге "Я и ОНО" (1923) Ф. изложил психоаналитическую концепцию структуры личности и ее защитных механизмов. Вся концепция Ф. послужила основанием для его вывода: человек — это не "больное животное", как утверждал Ницше, удел человека — в неизбежных конфликтах. Человек — уникальное существо, проходящее длитель­ный период детства и впоследствии зависящее от него на протяжении еще более долгого срока. Человек, по Ф., "доисторичен" из-за собственной инфантильной судьбы (гипотеза комплекса Эдипа и прочее). Уделял всевозрастающее внимание проблемам культурологии и философии. В 1927 опубликовал книгу "Будущее одной иллюзии" — психоаналитическую панораму прошлого, настоящего и будущего религии, трактуя последнюю в статусе навязчивого невроза. В 1929 издает одну из на­иболее философических своих работ "Беспокойство в культуре". В целом для теоретической схемы Ф. в ее "философском измерении" характерно то, что не Эрос, либидо, воля, человеческое желание сами по себе вы­ступают предметом творчества мыслителя, а совокуп­ность желаний в состоянии перманентного конфликта с миром культурных установлений, социальными импе­ративами и запретами, олицетворенными в родителях, разнообразных авторитетах, общественных идолах и т.д. После эмиграции из Австрии в 1938 публикует ис­следование "Моисей и монотеизм" (1939) — посвящен-

ную дальнейшему психоаналитическому осмыслению философских и культурологических проблем. Жизнь Ф., как и его труды оказали колоссальное воздействие на радикальное изменение существовавших и форми­рование принципиально новых представлений о чело­веке и его мире (стало невозможным трактовать фило­софию субъекта как философию сознания), на транс­формацию самого облика системы гуманитарного зна­ния, на облегчение страданий людей в их реальной жизни.

A.A. Грицанов, В.И. Овчаренко




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.