КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Ремонтопригодность, сохраняемость
Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в его приспособленности к обнаружению неисправностей и предупреждению причин возникновения отказов, а также к поддержанию и восстановлению работоспособности путем (ТОиР). Высокую ремонтопригодность обеспечивают путем формирования в конструкции целого комплекса средств, основными из которых являются: контролепригодность, доступность к элементами и их легкосъемность, модульность, взаимозаменяемость и восстанавливаемость. Показатели ремонтопригодности – вероятность восстановления работоспособности , среднее время восстановления работоспособности . Сохраняемостью называют свойство объекта сохранять показатели остальных свойств надежности в течение и после сроков хранения и транспортировки. Показатели сохраняемости – гамма-процентный срок сохраняемости . Из рассмотренных выше свойств надежности ремонтопригодность и сохраняемость главное значение имеют для вопросов ТОиР. Наиболее близкое отношение к вопросам конструкции и прочности имеют безотказность и долговечность. Живучесть – свойство объекта, обеспечивающее нормальное выполнение заданных функций при его использовании с отдельными отказами или повреждениями его элементов или узлов. Также необходимо рассмотреть возможные виды состояний и их взаимосвязь (термины состояний, отказов и дефектов изучались в дисциплине «Ремонт летательных аппаратов и двигателей».
Надежность объекта характеризуется следующими состояниями: исправное, неисправное, работоспособное, неработоспособное. Схема переходов состояний технического устройства приведена на рис.1. Работоспособность - это состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской документации. Работоспособный объект в отличие от исправного должен удовлетворять лишь тем требованиям нормативно-технической и конструкторской документации, выполнение которых обеспечивает нормальное применение объекта но назначению. Работоспособный объект может быть неисправным, например, если он не удовлетворяет эстетическим требованиям, причем ухудшение ею внешнею вида не препятствует его применению но назначению. Для сложных обьектов возможны частично неработоспособные состояния, при которых объект способен выполнять требуемые функции с пониженными показателями или способен выполнять лишь часть требуемых функций. Для некоторых обьектов признаками неработоспособного состояния, кроме тою, могут быть отклонения их показателей качества. Переход объекта из одного состояния в другое обычно происходит вследствие повреждения или отказа. Исправным состоянием (исправностью) объекта называют такое состояние, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и конструкторской документации. В международных документах введена более детальная классификация состояний. Так, в работоспособном состоянии различают "рабочее состояние" и "нерабочее состояние", при котором объект не применяется но назначению. "Нерабочее состояние" подразделяют, в свою очередь, на состояние дежурства и состояние планового простоя. Кроме того, различают "внутреннее" неработоспособное состояние, обусловленное отказом или незавершенностью планового технического обслуживания ремонта, и "внешнее" неработоспособное состояние, обусловленное организационными причинами. Повреждение это событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния. Повреждение может быть существенным и несущественным. Существенное повреждение может привести к нарушению работоспособности объекта. Например, нарушение герметичности корпуса прибора, не являющееся с точки зрения принципа работы прибора (например, радиовысотомера) существенным в данный момент для работоспособности прибора, приведет к попаданию ныли и влаги внутрь прибора, что повлечет за собой коррозию элементов, ухудшение электрических характеристик и ускорит момент нарушения работоспособности прибора. Поэтому несущественные повреждения должны устраняться при техническом обслуживании приборов. Отказ — это событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. Если работоспособность объекта характеризуют совокупностью значений некоторых технических параметров, то признаком возникновения отказа является выход значений любого из этих параметров за пределы допусков. Кроме того, в критерии отказов могут входить также качественные признаки, указывающие на нарушение нормальной работы объекта. Понятие отказа, наряду с надежностью, является основным и конкретизируется применительно к каждому виду AT. Эта конкретизация достигается установлением признаков или критериев отказа в нормативно-технической документации. Она позволяет сформулировать модель расчета надежности объекта. Критерии отказов следует отличать от критериев повреждений. Под критериями повреждений понимают признаки или совокупность признаков неисправного, но работоспособного состояния объекта.
Рис.1. Схема переходов состояний технического устройства
Для переходов состояний необходимо, чтобы произошло какое-либо событие (отказ, повреждение, дефект, моральное старение). После изменения состояния исправность может быть восстановлена путем проведения ремонта. Однако при предельном состоянии в виду экономической нецелесообразности или невозможности проведения ремонта техника может списываться.
Вопрос 3. Задачи и схема процесса управления надежностью.
Формирование надежности авиационной техники (АТ) является сложным процессом, зависящим от технических и организационных факторов, охватывающим этапы проектирования, производства и эксплуатации. Для обеспечения надежности изделий АТ необходимо управлять процессом ее формирования, воздействуя на его отдельные этапы и контролируя эффективность управляющих воздействий. Проектирование, производство и эксплуатацию АТ рассматривают как элементы сложной динамической системы с обратной связью, управление которой обеспечивает непрерывное повышение надежности АТ (рис.2).
Рис.2. Схема системы управления надежностью
В процессе проектирования задаются определенные требования к объекту, проводятся необходимые расчеты, подготовка технической и эксплуатационной документации. По этим данным изготавливаются сначала опытные образцы, проводятся испытания. Затем выпускается серийная техника, которая идет в эксплуатацию. В процессе использования АТ накапливается статистическая информация об отказах и неисправностях, проводится анализ причин их появления и анализ надежности. По результатам анализов разрабатываются организационно-технические мероприятия по повышению надежности на всех этапах: проектирования (расчет более надежных узлов, систем), производства (изменение технологии обработки), эксплуатации (проведение дополнительных осмотров, выполнение бюллетеней и т.д.). Таким образом осуществляется обратная связь между всеми этапами жизненного цикла. Цель управления надежностью АТ – обеспечение заданного уровня надежности изделий АТ при их проектировании, изготовлении и эксплуатации с минимальными суммарными затратами. В настоящее время осуществляют комплексное исследование проблемы обеспечения надежности на основе использования общей теории управления. Свое практическое воплощение данный подход нашел в программах обеспечения надежности АТ. Под программой обеспечения надежности АТ понимают документ, определяющий комплекс организационно-технических мероприятий, требований и правил, которые необходимо выполнять в процессе проектирования, производства и эксплуатации изделий АТ. Такой подход позволяет решать задачи обеспечения надежности конкретных видов техники с учетом всех действующих факторов. Программы обеспечения надежности АТ разрабатывают как для проектируемой, так и для эксплуатирующейся АТ с целью повышения эффективности ее использования, обоснования нормативных уровней надежности, оптимизации методов и режимов ТОиР. Особенностью этих программ является отражение в них технической политики на несколько лет вперед с учетом прогноза развития науки и техники. Основой разработки управляющих воздействий для осуществления заданной программы является информация, важнейший источник которой – статистические данные о результатах эксплуатации АТ. Сочетание этой информации с результатами специальных испытаний и научными разработками позволяет выявить причины отказов и характерных повреждений, определить признаки предотказового состояния, найти оптимальные пути и средства повышения надежности АТ, выбрать рациональные методы ТОиР конкретных изделий.
Литература: [2], с.466-468.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |