Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Картель




КАРТЕЛЬ – форма сговора группы фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается картель, – это проблема согласования решений между фирмами-членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:

а) убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится;

б) организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;

в) установить квоты каждому члену картеля;

г) установить процедуру проведения утвержденных квот.

Картели устанавливают штрафы для тех, кто не выполняет соглашение, превышая свои квоты. Картели сталкиваются с проблемой при принятии решений о монопольной цене и уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. Существуют разногласия относительно дележа территории.

В современных условиях картели существуют в более гибких и достаточно разнообразных формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению научных разработок.

Картели систематизируются по четырем основным категориям:

а) картели с целью контроля условий продаж;

б) картели с целью установления цен;

в) картели с целью разделения деятельности, территорий, продаж и потребителей;

г) картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

В США, странах Европейского сообщества законодательно запрещены картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением объема выпуска и производственных мощностей.

Выделяют два основных типа картелей: а) картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли, и б) картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыночных долей.

Картели, преследующие цель максимизации общей прибыли. Предположим, что в отрасли действует п идентичных во всех отношениях фирм, кривые SATC и МС которых изображены на рис. 11.5. Условие МС = Р выполняется при выпуске qc, который является оптимальным. Рыночная цена Рс, на которую ориентируются фирмы, определена пересечением кривой рыночного спроса DD и кривой рыночного предложения S(MC2), представляющей горизонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кривых МС (рис. 11.6). Выпуск отрасли, как видно на рис. 33.2, составит Q<. = nqc, а прибыль каждой фирмы составит сумму, равную площади прямоугольника ССРСАВ (рис. 11.5).

Рис. 11.5. Квазиконкурентная фирма

 

Теперь предположим, что все фирмы объединились в картель, оптимальным выпуском которого будет QM, а оптимальной ценой – РM (рис. 11.6). Поскольку QM < QС, каждой вошедшей в картель фирме будет определена квота выпуска, продукции qk < qС (рис. 11.5). При выпуске, равном установленной квоте, прибыль фирмы будет равна площади CkPMMF (рис. 11.5). Следовательно, ее прибыль, с одной стороны, сократится на KNAB, а с другой – увеличится на сумму площадей PCPMMN и CkCСKF. Поскольку сумма площадей PCPMMN и CkCСKF больше площади KNAB, фирма окажется заинтересованной во вхождении в картель.

Рис. 11.6. Картель

Картели, регулирующие размежевание рынка. Когда две картелированные фирмы одинаковы по уровню и структуре издержек, рыночные доли могут быть распределены поровну (q1 = q2 = 0,5Q) при единой монопольной цене. В том случае, когда издержки фирм значительно разнятся, производственные квоты и соответственно рыночные доли будут различны и нестабильны. Тогда рыночные доли установятся в процессе торга, возникающего между олигополистами. И решение о размежевании рынка будет зависеть не только от уровня издержек входящих в картель фирм, но и от их способности к выторговыванию квоты и доли рынка.

Другой способ размежевания рынка предполагает региональную дифференциацию цен и качества продукции. Подобный метод сегментации рынка имеет место и на межотраслевом уровне.

Модель картеля, регулирующая размежевание рынка, – это закрытая модель олигополии. Когда прибыль, извлекаемая фирмами, входящими в картель, высока, она поощряет вход новых фирм на данный рынок, но не вступление их в картель. Наоборот, установив более низкую цену в сравнении с ценой картеля, они смогут захватить определенную долю рынка. С целью сохранения своей доли рынка картель вынужден будет несколько снизить цену или начать ценовую войну против новичка.

Картели возникли в результате концентрации капиталистического производства и централизации капитала в конце XIX в. В первой половине XX в. наибольшее распространение картели получили в Германии. В странах Западной Европы национальные картели получили распространение в середине 50-х и начале 60-х гг. XX в.

Создаются и успешно функционируют азотный, урановый, нефтяной и другие международные картели. Отношение к картелям в разных странах различное. В одних странах они запрещены законом, в других – подлежат обязательной регистрации. Во многих странах государство легально использует картели как инструмент промышленной политики. Например, после Второй мировой войны 1939-1945 гг. правительство Японии поощряло создание «Картельной рационализации» в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, уменьшения конкуренции между мелкими фирмами-поставщиками, снижения уровня их диверсификации и перехода на современный технический уровень. В 80-х гг. XX в. в Японии поощрялось создание картелей в депрессивных отраслях (судостроении, текстильной и нефтехимической промышленности) с целью ограничения новых капиталовложений, получения правительственных гарантий займов для изменения специализации и т. д. Правительства многих развитых стран не только не ограничивают, но, наоборот, стимулируют деятельность международных картелей. Картели используются для укрепления экономических позиций крупнейших фирм за счет интересов и средних и мелких конкурентов.

 

Задания

1. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры:

1) совершенная конкуренция;

2) монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия;

5) монопсония.

а) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам;

б) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг;

в) большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам;

г) несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин;

д) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования;

е) единственная фирма производит штурманские приборы.

2. На рис. 11.7 графически представлена деятельность фирм в условиях монополистической конкуренции.

Рис. 11.7. Фирма в условиях монополистической конкуренции

Ответьте на следующие вопросы:

а) при каком объеме производства фирма максимизирует свою прибыль?

б) по какой цене фирма будет продавать данный объем продукции?

в) будет ли фирма получать в этой ситуации экономическую прибыль? Если да, то какова ее величина?

г) в каком временном интервале функционирует фирма: долгосрочном или краткосрочном? Объясните Ваш ответ;

д) опишите, как может измениться ситуация в другом временном интервале (т.е. в том, который Вы не выбрали в предыдущем пункте).

3. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. В табл. 11.1 приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы.


Таблица 11.1. Спрос, выпуск и издержки фирм

Цена Р, долл./ед. Объем спроса D, ед. Объем выпуска Q, ед. Общие издержки Т С, долл.
       
       
       
       
       

Ответьте на следующие вопросы:

а) какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

б) если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

в) появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

г) есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

4. На рис. 11.8 графически представлена специфическая модель рынка для олигополиста.

.

Рис. 11.8. Рынок олигополиста

 

Ответьте на следующие вопросы:

а) какая модель олигополистического рынка представлена?

б) предположим, что предельные издержки фирмы постоянны и равны 3,50 долл. Какой объем выпуска выберет фирма и какую при этом установит цену?

в) если предельные издержки увеличатся до 5,00 долл., то как изменятся параметры (объем выпуска и цена) равновесия фирмы?

г) в каком интервале объема выпуска олигополист сталкивается с собственной кривой спроса?

д) в каком интервале объема выпуска олигополист сталкивается с кривой рыночного спроса?

5. Ниже представлена матрица результатов для возможных стратегий двух фирм – А и Б:

    Стратегия фирмы А
   
Стратегия фирмы Б I 4000 долл. 3000 долл.
II 2000 долл. 1500 долл.

 

Каждая фирма имеет две возможные стратегии. Цифры в матрице означают одновременно суммы доходов для фирмы Б и суммы убытков для фирмы А.

Ответьте на следующие вопросы:

а) какова доминантная стратегия для фирмы А?

б) какова доминантная стратегия для фирмы Б?

в) какое решение в этой ситуации будет равновесным?

г) какие убытки понесет фирма А при равновесном решении?

д) какие доходы получит фирма Б при равновесном решении?

6. Две фирмы контролируют рынок цитрусовых. Продавая апельсины по цене 2000 руб./кг, они реализуют 40 т апельсинов в месяц. Каким будет их равновесное предложение в результате конкуренции по Бертрану при неизменных средних издержках производства, равных 1000 руб., т:

а) 60;

б) 70;

в) 80;

г) 90?

7. Совершенно конкурентный рынок с равновесным объемом продукции 100 тыс. автомобилей в год захватили две фирмы. Каким будем объем выпуска каждой из них в случае получения ими нулевой экономической прибыли при условии равенства средних и предельных издержек при любом объеме выпуска, тыс. автомобилей:

а) 25 и 50;

б) 50 и 50;

в) 25 и 75;

г) 75 и 25?

8. Фирма функционирует в условиях монополистической конкуренции. Функция предельной выручки фирмы имеет вид: MR = 20 – 2Q, долгосрочных предельных издержек: LMC = Q – 1; минимум долгосрочных средних общих затрат: LACmjn = 12. Каков избыток производственной мощности фирмы?

9. Функция спроса на продукцию монополиста имеет вид: Р = 10 – 2Q, функция общих затрат монополиста: ТС = 4 + AQ – Q2. Определить цену, при которой прибыль монополиста будет максимальной, сумму этой прибыли и объем производства.

10 Монополия владеет двумя заводами, функции общих затрат которых имеют вид: ТС1 = 20Q1; ТС2 = 0,25Q22. Функция спроса на продукцию монополии имеет вид: Q = 400 – 2Р. Определить оптимальную для монополии цену, общий объем производства и выпуск на каждом заводе, а также сумму прибыли.

11 Функция общих затрат фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, равна: ТС = 8Q + Q3, рыночная цена продукции: Р = 20 ден. ед. При каком объеме выпуска прибыль фирмы будет максимальна?

12 Предельные издержки фирмы-лидера: MCL = 3 + QL, предельная выручка фирмы-лидера: MRL = 27 – QL. Цена, установленная фирмой-лидером, – 24 ден. ед. Функция предложения остальных фирм на рынке данной продукции: PL = 6 + 6Qа.

Определить рыночный спрос на данную продукцию.

13 В отрасли действуют 2 фирмы, предельные издержки которых постоянны и равны 10. Спрос на продукцию данной отрасли описывается уравнением: Р = 400 – 2Q. Сколько продукции произведет каждая фирма и какова будет цена 1 изделия в отрасли?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.