Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение показателей мелкодвигательных координаций




Для формирования мелких движений пальцев рук, для выработки уве­ренности в движениях детской руки предлагают с раннего возраста следую­щие задания: рисование по крупным клеткам, по точкам, символов предме­тов и др. (рис. 2.12—2.14). Во время такой работы развиваются не только тонкие дифференцированные двигательные навыки, но и активизируются творческие возможности, речевые способности, внимание, представления, пространственная ориентация, умение выделять целое и части, существен­ные признаки предмета. Для этих целей используют 2—3 тетради в крупную

клетку, а для фигур по точкам большие чистые листы, а также карандаши. Выполняя работу, ребенок комментирует ее, а сделанную — описывает по вопросам взрослых. При обследовании пространственной ориентировки, графических умений и движений для письма, зрительного внимания обра­щают внимание на умение правильно держать карандаш, проводить верти­кальные и горизонтальные линии, регулировать движения в соответствии с задачей изображения: это нажим, амплитуда, темп рисовального движе­ния, изменение направления, соразмерение отрезка с заданной длиной или высотой, а также формой заданных изображений предметов. Перед нача­лом рисования предварительно проводится анализ графической структуры или фигуры, которые обследуется зрительно и осязательно.

Результаты задания оцениваются так: высокий уровень — почти полное совпадение контуров, подражание образцу; средний уровень — разборчивое подражание образцу; низкий уровень — значительное отклонение от наме­ченного контура, от образца.

Среди методов исследования координации движений особое место за­нимают методики исследования ручной умелости с учетом тонкости, уров­ня точности и скорости сенсомоторной координации. Рассмотрим три наи­более известных приема изучения рабочих движений и действий.

Определение ловкости пальцев при одновременной работе обеих рук

Эта методика была разработана М. Г. Давлетшином4. Она используется в целях психодиагностики, а именно: для определения способностей испы­туемого к тонкой координации движений. Оценку успешности двигатель­ной координации производят по временному параметру выполнения теста, который прошкалирован на основе массового исследовательского матери­ала. Нормативные показатели успешности тонкой координации движений:


 

Для выявления ловкости рук используют специальное приспособление — мерную пластину (220 х 42 мм) с многочисленными отверстиями для пало­чек-вкладышей. К углам пластины прикреплены 4 ножки (высота 15 мм). Круглые отверстия в пластине имеют диаметр 3 мм. Слева от середины пла­стины в два ряда расположены 43 пары отверстий. Справа также 40 пар от­верстий, но здесь они разделены на две группы, по 20 пар в каждой, с про­межутком без отверстий (соответствующим трем срединным парам отверстий слева). Вкладыши — их 120-130 штук — представляют собой па­лочки диаметром 2,5 мм.







 

 


 


 

Экспериментатор располагает на столе доску методики так, чтобы длина ее была перпендикулярна краю стола, за которым сидит испытуемый. Вер­хний край пластины должен быть удален от края стола, за которым сидит испытуемый, на 150—200 мм. Коробку с палочками-вкладышами ставят сле­ва от доски на уровне ее верхней половины на расстоянии 200 мм. Экспери­ментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция. По моему сигналу вы приступите к работе. Одновре­менно правой и левой руками будете брать из коробки по 1 палочке и встав­лять их в отверстия пластины, заполняя вертикальные ряды сверху вниз. Работайте как можно быстрее. Однако одновременно в руках у вас не долж­но быть больше двух палочек. Если какая-нибудь палочка упала, то не под­нимайте ее, а продолжайте выполнять задание.

Экспериментатор учитывает время, затраченное на вставление всех па­лочек-вкладышей, и заносит эти данные в протокол.

Способности человека к тонкодвигательной координации выявляет ма- нипуляционный тест «монтаж—демонтаж». В отличие от теста М. Г. Давлет- шина в качестве оценки успешности работы при выполнении данного теста принимают количество смонтированных и демонтированных деталей в за­данные отрезки времени, а именно при монтаже — за 90 с, а при демонта­же — за 60 с. В табл. 2.25 приведены среднестатистические значения для выполнения операций «монтаж» и «демонтаж», рассчитанные по данным массового исследования. Сопоставление с ними позволяет оценивать тон­кодвигательную координацию испытуемого в данном опыте.

Таблица 2.25. Нормативные значения успешности выполнения манипупяционного теста «монтаж-демонтаж»
Испытуемые Количество блоков
смонтированных демонтированных
М   17,5
Ж   19,60

 

В качестве прибора для выявления тонкой двигательной координации используют специальную доску-панель (30 х 20 см). В верхней части доски- панели 5 вертикальных рядов, по 10 заклепок в каждом, расположены гнез­да (их диаметр 3 мм), в которые вставлены заклепки (длина 10 мм, диаметр 265 мм). В нижней части доски имеются такие же гнезда, но свободные от заклепок. Слева в доску вмонтирован штырь, на который нанизаны шайбы для заклепок. Испытуемый должен продемонстрировать наибольшую ско­рость выполнения операций монтажа, а именно: надевание шайб на зак­лепки при одновременной перестановке смонтированных деталей, а также скорость выполнения обратной операции — демонтажа.

Экспериментатор устанавливает доску-панель на столе перед сидящим испытуемым таким образом, чтобы стержень с шайбами находился слева от него. Испытуемому предстоит выполнить две рабочие операции: 1) монтаж и 2) демонтаж деталей. Перед каждой из них экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция. Вы должны взять двумя пальцами правой руки заклеп­ку из нижнего гнезда крайнего слева ряда верхней части панели. А двумя пальцами левой руки снимите со штыря шайбу и наденьте ее на заклепку. Вставьте заклепку с шайбой в соответствующее гнездо нижнего ряда пане­ли. Работайте как можно быстрее, заполняя вертикальные ряды снизу вверх. Можете пользоваться наиболее удобными для вас способами, но всегда ра­ботайте только двумя пальцами каждой руки. Закончите монтаж по моему сигналу. На выполнение задания вам дается девяносто секунд.

После того как выполнена работа, экспериментатор подсчитывает ко­личество вставленных заклепок с шайбами и вписывает данные в протокол. Затем испытуемый и экспериментатор приступают ко второму этапу рабо­ты — демонтажу.

Инструкция. По моему сигналу вы приступите к выниманию закле­пок из гнезд, начиная снизу, при этом снимайте с них шайбы, нанизывайте их на столбик, а штырьки возвращайте в свои гнезда в верхней части доски. На эту операцию вам отводится шестьдеся секунд.

Экспериментатор учитывает количество размонтированных блоков и это значение заносит в протокол.

Измерение разностного порога кинестетической чувствительности рук (методика К. X. Кекчеева)

Кинестетическая чувствительность — это сложная, комплексная чувстви­тельность. Она включает в себя ощущение целого ряда параметров объек­та — его длины, толщины, диаметра, веса. Измерение разностных порогов кинестетической чувствительности имеет важное значение для многих ви­дов профессиональной деятельности. Методика их измерения, разработан­ная К. X. Кекчеевым, основана на определении минимальных различий между эталонными объектами при расположении эталонов в порядке воз­растания величины какого-либо одного из их признаков — длины, толщи­ны, диаметра, веса.

В набор стандартных эталонов входят эталоны-объекты четырех серий. Каждую серию со­ставляют 6 объектов, отличающихся друг от друга по какому-нибудь одному параметру на постоянную, едва различимую его величину (длины, или толщины, или диаметра, или мас­сы). Все объекты одной серии пронумерованы в возрастающем порядке измеряемого призна­ка. Степени различия объектов: по признаку длины — 1/45, по признаку толщины — 1/25, по диаметру — 1/55, по массе — 1/40.

Оценку разностного порога кинестетической чувствительности произ­водят по сумме разностей номеров эталонов в раскладке их испытуемым: так, при правильной раскладке, а именно: 1, 2, 3, 4, 5, 6, сумма разностей следующих друг за другом номеров будет равна5,ноесли порядок расклад­ки будет неверным, например, 2, 4, 3, 1, 6, 5, то сумма разностей окажется равной 11. Для. получения шкальной оценки кинестетической чувствитель­ности полученную сумму разностей переводят в баллы:

Сумма разностей       8 9 10 11        
Баллы       70 60 50 40        

 

Для определения уровня индивидуального, разностного порога кинесте­тической чувствительности полученные значения сравнивают со среднеста­тистическими данными. Для параметров эталонов, использованных в мето­дике Кекчеева, автором приведены следующие средние значения для серий:4

Длина........................................... 73,1 балла

Толщина..................................... 65,3 балла

Диаметр...................................... 76,8 балла

Средние...................................... 70,2 балла

Испытуемый садится в удобной позе за стол. Экспериментатор зачиты­вает ему инструкцию.

Инструкция. Сейчас перед вами будут разложены 6 предметов-этало­нов одной серии, едва различающиеся по длине (или толщине, или диаметру, или массе). Работая с закрытыми глазами и используя только одну руку, пос­ледовательно сравните все предметы между собой и расположите их в поряд­ке возрастания длины (или толщины, или диаметра, или массы). Сравнение толщины, массы и диаметра вы будете осуществлять, ощупывая объект боль­шим и указательным пальцами, сравнение длины — большим и средним.

Экспериментатор выкладывает перед испытуемым в случайном порядке все объекты од­ной серии, например различающиеся длиной. По ходу опыта он вписывает в протокол номе­ра объектов серии в том порядке, в каком их расположил испытуемый. По окончании работы с одной серией он поочередно предъявляет испытуемому все другие серии эталона. После выполнения работы правой рукой испытуемый выполняет то же задание левой рукой.

Графические движения характеризуются наиболее высокой степенью ре­гуляции движений, основанной на зрительно-моторной координации. Не случайно, при нарушении зон перекрытия зрительной и кинестетической областей коры головного мозга, обеспечивающих пространственный ана­лиз и синтез, полностью нарушаются движения, требующие определения пространственных отношений, и в первую очередь графические движения.

Взаимозависимость успешности выполнения графических движений и общих механизмов анализа и синтеза пространственных отношений от­мечается в исследованиях по выработке навыка и автоматизации движений письма, рисования,черчения.

В психологических и психофизиологических исследованиях графичес­кие движения используются для оценки нейродинамических и характеро­логических особенностей человека, а также с целью определения у него сте­пени асимметрии рук.

Методика Е. Мира-и-Лопеса[3]

Среди тестов, изучающих характеристики личности с помощью графи­ческих движений, известна методика Е. Мира-и-Лопецаб, или иначе мето­дика миокинетической психодиагностики. Она предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве.

Основные принципы миокинетической психодиагностики были сфор­мулированы Е. Мира-и- Лопесом в 1939 г.: психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает кроме своего механи­ческого эффекта особое значение в соответствии со смыслом его выполне­ния для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить испытуемому де­лать движения в разных направлениях пространства, не позволяя ему зрением контролировать их протяженность и направление, то можно на­блюдать, как происходит систематическое отклонение этих движений. Пос­леднее указывает на доминирующую у данного испытуемого группу мышц, которая, в свою очередь, может служить индикатором доминирующей груп- 11 ы действий испытуемого в данном пространстве.

Проведение исследований

Методика Мира-и-Лопеца включает 7 тестов: «линеограмма», «паралле­ли», «цепи», «UL1», «кружки», «зигзаги», «лестница».

При выполнении тестов испытуемому приходится осуществлять двоя­кую регуляцию: 1) регулировать положение руки относительно корпуса (мак­рорисунок) и 2) регулировать протяженность и форму движений, соверша­емых на заданном участке пространства (микрорисунок). Тесты различаются степенью сложности рисунков. Так, тест «линеограмма» (рис. 2.15) испыту­емый выполняет одной рукой — правой или левой поочередно. При выпол­нении рисунка испытуемому приходится одновременно регулировать и про­тяженность прямолинейного движения, и направление, а именно: вверх — вниз (вертикальная линеограмма), вправо — влево (горизонтальная лине­ограмма) и от себя к себе (сагиттальная линеограмма). Микрорисунка в этом тесте, нет, и от испытуемого требуется лишь удерживать руку в исходном положении, т. е. контролировать возможные отклонения ее от исходного положения во всех направлениях. При выполнении теста «зигзаги»


Рис. 2.15. Фрагменты рабочего поля тестов

 

Фрагменты рабочего поля тестов: а — «линеограмма» и 6 — «зигзаг»; в — общий вид эталона, на нем пунктиром обозначены границы фрагментов а и б (размеры указаны в сантиметрах); на фрагментах а и б цифры — последовательность движения рук, стрелки — их направление.

Движения рук на эталоне а: 1 — правая рука по горизонтальной плоскости; 2— правая рука в сагиттальной плоскости; 3 — левая рука по горизонтальной плоскости; 4 — левая рука в сагиттальной плоскости; 5 — правая рука в вертикальной плоскости; 6 — левая рука в вер­тикальной плоскости.

Движения рук на эталоне 6: 1 — правая рука — движение от себя (зигзаг центробежный); 2 — правая рука — движение к себе (зигзаг центростремительный); 3 — левая рука — движе­ние от себя (зигзаг центробежный); 4 — левая рука — движение к себе (зигзаг центростреми­тельный); две горизонтальные линии на эталоне б ограничивают центральную зону, в кото­рой производится оценка действий испытуемого.

(рис. 2.15) испытуемый работает обеими руками одновременно. Как и в пре­дыдущем случае, испытуемому приходится одновременно анализировать как протяженность движения, так и его направление, но не только на уровне макродвижений, но и на уровне микродвижений рисунка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.