Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика оценки уровня развития морального сознания




Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания

Методы диагностики и исследования нравственной сферы школьника

Когнитивный элемент нравственного сознания младшего школьника мо­жет изучаться с помощью ряда методик, описанных в разделе о диагности­ке нравственного развития дошкольников или их модификаций.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»22

Учащихся просят привести примеры: принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; спра­ведливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Авторами предлагается следующая качественная обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравствен­ных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

□ 1 балл — если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

□ 2 балла — если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

□ 3 балла — если сформировано полное и четкое представление.

Кроме этого могут быть использованы и другие методики. Например, на

материале школьных ситуаций может быть также модифицирована мето­дика «Закончи историю». Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о спра­ведливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справед­ливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д. Для оценки степени сфор­мированное™ понятия может быть использована та же 3-балльная шкала либо можно воспользоваться 4-балльной шкалой, описанной ранее.

Основываясь на работах Ж. Пиаже по выявлению стадий интеллекту­ального развития, Л. Колберг предположил возможность существования стадий развития нравственного сознания.

Исследуя различия в моральных суждениях, Колберг выделяет три ос­новных уровня их развития: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.

Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (напри­мер, наказание).

Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины... Моральные нормы этой группы усваивают­ся и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься «хорошим». Эти правила могут быть и всеобщими, как, например, библейские запове­ди. Но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той об­щности, с которой человек себя идентифицирует.

Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Как уже говорилось, его достижение возможно с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления (выс­шая стадия развития интеллекта, по Ж. Пиаже). Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм рефе­рентной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универ­сальность. На данной стадии речь идет о поиске всеобщих оснований нрав­ственности.

В каждом из названных уровней развития Колберг выделял несколько стадий (табл. 6.19). Достижение каждой из них возможно, по мнению авто- Ра, только в заданной последовательности. Но жесткой привязки стадий к возрасту Колберг не делает.

Для исследования морального сознания Колберг сформулировал девять Дилемм, в оценке которых сталкивались нормы права и морали, а также

Таблица 6.19. Стадии развития моральных суждений по Л. Колбергу23
Уровень Стадия Возраст Основания морального выбора Отношение к идее самоценности
      человеческого существования
Преконвен-   0-2 Делаю то, что мне приятно -
циональный   2-3 Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью пред­метов, которыми этот человек владеет
    4-7 Наивный потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты — мне, я — тебе» Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием,ко­торое доставляет ребенку этот человек
Конвенцио­   7-10 Мораль «пай-мальчика». Ценность человеческой жизни
нальный     Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой» измеряется тем,насколько этот человек симпатизирует ребенку
    10-12 Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных (пра­вовых) или религиозных норм и обязанностей
Постконвен­   После 13 Мораль, основанная на Жизнь ценится и с точки
циональный     признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения зрения ее пользы для челове­чества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь
    После 18 Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека

 

ценности разного уровня. Мы приводим их ниже, цитируя по статье Анци­феровой Л.И. «Анализируя рассуждения, обоснования, мотивацию выс­казываемых респондентами умозаключений, Колберг приходит к выводу, что они представляют собой не отдельные ответы на поставленные в ди­леммах вопросы, а целостную, базальную (underlying) психологическую организацию. В ее составе одни "операции" уже находятся в согласова­нии друг с другом, другие рассогласованы. Чем выше стадия развития, тем более согласованной становится моральная система личности. Выделяя отдельные характеристики (функции) системы нравственности, в соответ­ствии со своим принципом когнитивизма, ведущей функцией морально- г0 суждения Колберг считает рациональность или познавательную оцен­ку ситуации. Это дискриптивная особенность суждения. Следующая осо­бенность — предписательная, нацеливающая на выполнение определен­ных действий. При внутренне согласованной системе потенциал предписательности растет» (с. 6). Последнее означает, что по мере разви­тия уровня нравственных суждений увеличивается и соответствие нрав­ственных оценок человека его поведению.

Следует помнить, однако, что нравственные суждения являются важ­ным, но не единственным фактором, определяющим поведение человека. Можно придерживаться весьма нравственных взглядов на ситуацию, но не иметь достаточно самоконтроля или мужества действовать в соответ­ствии с ними, и наоборот.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.