КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика оценки уровня развития морального сознания
Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания Методы диагностики и исследования нравственной сферы школьника Когнитивный элемент нравственного сознания младшего школьника может изучаться с помощью ряда методик, описанных в разделе о диагностике нравственного развития дошкольников или их модификаций. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»22 Учащихся просят привести примеры: принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Авторами предлагается следующая качественная обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале: □ 1 балл — если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; □ 2 балла — если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; □ 3 балла — если сформировано полное и четкое представление. Кроме этого могут быть использованы и другие методики. Например, на материале школьных ситуаций может быть также модифицирована методика «Закончи историю». Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д. Для оценки степени сформированное™ понятия может быть использована та же 3-балльная шкала либо можно воспользоваться 4-балльной шкалой, описанной ранее. Основываясь на работах Ж. Пиаже по выявлению стадий интеллектуального развития, Л. Колберг предположил возможность существования стадий развития нравственного сознания. Исследуя различия в моральных суждениях, Колберг выделяет три основных уровня их развития: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание). Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины... Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься «хорошим». Эти правила могут быть и всеобщими, как, например, библейские заповеди. Но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует. Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Как уже говорилось, его достижение возможно с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления (высшая стадия развития интеллекта, по Ж. Пиаже). Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность. На данной стадии речь идет о поиске всеобщих оснований нравственности. В каждом из названных уровней развития Колберг выделял несколько стадий (табл. 6.19). Достижение каждой из них возможно, по мнению авто- Ра, только в заданной последовательности. Но жесткой привязки стадий к возрасту Колберг не делает. Для исследования морального сознания Колберг сформулировал девять Дилемм, в оценке которых сталкивались нормы права и морали, а также
ценности разного уровня. Мы приводим их ниже, цитируя по статье Анциферовой Л.И. «Анализируя рассуждения, обоснования, мотивацию высказываемых респондентами умозаключений, Колберг приходит к выводу, что они представляют собой не отдельные ответы на поставленные в дилеммах вопросы, а целостную, базальную (underlying) психологическую организацию. В ее составе одни "операции" уже находятся в согласовании друг с другом, другие рассогласованы. Чем выше стадия развития, тем более согласованной становится моральная система личности. Выделяя отдельные характеристики (функции) системы нравственности, в соответствии со своим принципом когнитивизма, ведущей функцией морально- г0 суждения Колберг считает рациональность или познавательную оценку ситуации. Это дискриптивная особенность суждения. Следующая особенность — предписательная, нацеливающая на выполнение определенных действий. При внутренне согласованной системе потенциал предписательности растет» (с. 6). Последнее означает, что по мере развития уровня нравственных суждений увеличивается и соответствие нравственных оценок человека его поведению. Следует помнить, однако, что нравственные суждения являются важным, но не единственным фактором, определяющим поведение человека. Можно придерживаться весьма нравственных взглядов на ситуацию, но не иметь достаточно самоконтроля или мужества действовать в соответствии с ними, и наоборот.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |