Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка и интерпретация результатов




Описание

Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания

Методика «Что мы ценим в людях»22

Методика «Что мы ценим в людях» предназначена для выявления нрав­ственных ориентации ребенка.

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, дру­гой — плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступ­ков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоко­ле фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить его отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оцен­ке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: по­ложительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нрав­ственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориен­тировочной шкалой:

□ 0 баллов — ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. От­ношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объяс­няет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он на­зывает), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

□ 1 балл — нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адек­ватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нор­мам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

□ 2 балла — нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

□ 3 балла — ребенок обосновывает свой выбор нравственными установ­ками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравствен­ным нормам активное и устойчивое.


Методика «Как поступать»

Методика «Как поступать» предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам.

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел. Например, первая ситуация: во время перемен­ки один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознал­ся. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка может быть такой же, как в предыдущем задании.

Методика «Закончи предложение»

Инструкция. На бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то...

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то...

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно...

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я...

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хороше­го отношения ко мне, я...

6. Если бы я был на месте учителя, я...

Обработка предлагается такая же, как и в предыдущих заданиях.

Методика экспресс-диагностики эмпатии (И. М. Юсупов)27

Исследователи нравственного сознания часто рассматривают уровень раз ­вития эмпатии в качестве одного из показателей общего уровня морально- нравственного развития человека (как его эмоционального компонента).

«Эмпатия» (англ.empathy—вчувствование) — эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопережи­вании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик иден­тичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоцио­нальный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживаю­щему человеку или страдающему животному. Переживания сочувствующе­го человека и их проявления могут быть весьма разнообразны. Эмпатия является специфической формой психического отражения и играет важную роль в познании человеком окружающего мира. Как форма поведения эм­патия относится к пассивным типам в отличие, например, от групповой эмоциональной идентификации, однако она оказывает существенное вли­яние на социальную регуляцию поведения личности.

При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характерис­тики следует учитывать факторы, в наибольшей мере влияющие на эмоци­ональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т. п. Для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с боль­шой силой не только в отношении людей (животных), реально существую­щих, но и изображенных в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры».

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих от­ношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утвержде­ний, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каж­дому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1,2, 3, 4, 5.

Инструкция. Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться, как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в оп­роснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном ли­сте ваше мнение под одной из градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иног­да», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспери­ментатор должен дать разъяснения, но так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным этим разъяснением на тот или иной ответ.

Ответный лист
Не знаю Никогда или нет Иногда Часто Почти всегда Всегда или да
             
             
             

 

Обработку результатов исследования следует начинать с определения до­стоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника: «не знаю»: 2, 4, 16, 18, 33; «всегда или да»: 2,7, 11, 13, 16, 18, 23. Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ типа «всегда или да» получен на оба ут­верждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколь­ко раз ответ типа «всегда или да» получен для одного из утверждений, а типа

I-IV— шкалы эмпатии; очерковая дуга демонстрирует выраженность эмпатии у конкрет­ного испытуемого в момент диагностики (от 0 до 15 баллов); точками выделена зона среднестатистических знаний эмпатии (5-12 баллов)

 

«никогда или нет» для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сум­ма — 5 или более, то результат исследования не достоверен; при сумме рав­ной 4 — результат сомнителен, если же сумма не более 3 — результат иссле­дования может быть признан достоверным.

Единая метрическая шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом, по­лучить общую характеристику эмпатии и оценки по отдельным шкалам.

Анализ результатов проводят, представив их в виде круговой диаграммы. В круге выделяется шесть равных секторов по числу диагностических шкал, обозначемых римскими цифрами от I до VI, в соответственно тому порядку, в каком они перечислены в ключе-дешифраторе. В площади круга вычер­чивается окружность с таким расчетом, чтобы оси диаграммы (линии, раз­граничивающие соседние сектора) были разделены на 15 равных отрезков. Каждый отрезок соответствует одному баллу, нулевая точка в центре круга. На этой координатной сетке в каждом секторе наносится выделяющаяся (толщиной линии, цветом) очерковая дуга с радиусом, соответствующим числу баллов, полученных по определенной диагностической шкале в ис­следовании. Очевидно, что чем ближе очерковые дуги расположены к цен­тру круга, тем ниже уровни составляющих эмпатии. Ступенчатость распо­ложения очерковых дуг — свидетельство неравномерного развития отдельных составляющих эмпатии. На рис. 6.25 в качестве примера пред­ставлены результаты исследования одного из испытуемых.

■ I—VI — шкалы эмпатии; очерковая дуга демонстрирует выраженность эм­патии у конкретного испытуемого в момент диагностики (от 0 до 15 баллов): точками выделена зона среднестатистических знаний эмпатии (5-12 баллов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.