Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание. Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы взрослого




Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы взрослого

Диагностика эмоциональной сферы взрослого осуществляется как с по­мощью анкет и опросников, так и посредством использования проектив­ных методов, таких как тесты Люшера, «Несуществующее животное» и др.

Методы исследования эмоциональной сферы, приведенные в данном разделе, ориентированы главным образом на выявление актуального эмо­ционального состояния (тревожности, депрессивности, общего самочув­ствия и др.) либо конкретных эмоциональных характеристик личности (эмоциональной направленности, тревожности, фрустрированности, аг­рессивности и др.) с помощью опросников. Некоторые методики позво­ляют выявить как ситуативные, так и личностные компоненты (например, шкала самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера), в то время как другие ориентированы только на ситуативные (например, САН, Самооценка пси­хических состояний Айзенка) или только на личностные компоненты (ме­тодика Б. И. Додонова, методика определения агрессивности и конфлик­тности и др.). Кроме того, один ряд методов позволяет диагностировать несколько эмоций или эмоциональных свойств, другой ряд — только одно.

Опросник САН25

Опросник САН предназначен для оперативной оценки самочувствия,

активности и настроения.

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по кото­рым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представля­ет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристи­ку, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

Фамилия, инициалы:
Пол Возраст Дата Время
     
1. Самочувствие хорошее 3 2 10 12 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным   Чувствую себя слабым
3. Пассивный 3 2 10 12 3 Активный
4. Малоподвижный 3 2 10 12 3 Подвижный
5. Веселый 3 2 10 12 3 Грустный
6. Хорошее настроение   Плохое настроение
7. Работоспособный   Разбитый
8. Полный сил   Обессиленный
9. Медлительный 3 2 10 12 3 Быстрый
10. Бездеятельный 3 2 10 12 3 Деятельный
11. Счастливый   Несчастный
12. Жизнерадостный 3 2 10 12 3 Мрачный
13. Напряженный 3 2 10 12 3 Расслабленный
14. Здоровый 3 2 10 12 3 Больной
15. Безучастный 3 2 10 12 3 Увлеченный
16. Равнодушный   Взволнованный
17. Восторженный 3 2 10 12 3 Унылый
18. Радостный 3 2 10 12 3 Печальный
19. Отдохнувший   Усталый
20. Свежий 3 2 10 12 3 Изнуренный
21.Сонливый   Возбужденный
22. Желание отдохнуть   Желание работать
23. Спокойный   Озабоченный
24. Оптимистичный 3 2 10 12 3 Пессимистичный
25. Выносливый 3 2 10 12 3 Легко утомляемый
26. Бодрый 3 2 10 12 3 Вялый
27. Соображать трудно 3 2 10 12 3 Соображать легко
28. Рассеянный   Внимательный
29. Полный надежд 3 2 10 123 Разочарованный
30. Довольный 3 2 10 12 3 Недовольный

 

Обработка данных

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полю­са — в 7 баллов. Полюса шкал постоянно меняются, но положительные со­стояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полу­ченные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории " подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1,2,7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18,23,24,29,30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обрат­ном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0—5,5 балла. Сле­дует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение меж­ду ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и ак­тивности по сравнению с настроением.

Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состо­яний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то — 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.

№ п/п Психическое состояние Подходит Подходит, но не очень Не подходит
  Не чувствую в себе уверенности      
  Часто из-за пустяков краснею      
  Мой сон беспокоен      
  Легко впадаю в уныние      
  Беспокоюсь о только воображаемых еще      
  неприятностях      
  Меня пугают трудности      
  Люблю копаться в своих недостатках      
  Меня легко убедить      
  Я мнительный      
  С трудом переношу время ожидания      
  Нередко мне кажутся безвыходными положения,      
  из которых можно найти выход      
  Неприятности меня сильно расстраивают, я      
  падаю духом      
  При больших неприятностях я склонен без      
  достаточных оснований винить себя      
  Несчастья и неудачи ничему меня не учат      
  Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее      
  бесплодной      
  Я нередко чувствую себя беззащитным      
  Иногда у меня бывает состояние отчаяния      
  Чувствую растерянность перед трудностями      
- 19 В трудные минуты жизни иногда веду себя по-      
  детски, хочу, чтобы меня пожалели      
  Считаю недостатки своего характера      
  неисправимыми      

 

№ п/п Психическое состояние Подходит Подходит' но не очень Не подходит
  Оставляю за собой последнее слово 2 1  
  Нередко в разговоре перебиваю собеседника 2 1  
  Меня легко рассердить 2 1  
  Люблю делать замечания другим 2 1  
  Хочу быть авторитетом для окружающих 2 1  
  Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего 2 1  
  Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю 2 1  
  Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять 2 1  
  У меня резкая, грубоватая жестикуляция 2 1  
  Я мстителен 2 1  
  Мне трудно менять привычки 2 1  
  Нелегко переключаю внимание 2 1  
  Очень настороженно отношусь ко всему новому 2 1  
  Меня трудно переубедить 2 1  
  Нередко у меня не выходят из головы мысли, от 2 1  
  которых следовало бы освободиться    
  Нелегко сближаюсь с людьми 2 1  
  Меня расстраивают даже незначительные 2 1  
  нарушения плана    
  Нередко я проявляю упрямство 2 1  
  Неохотно иду на риск 2 1  
  Резко переживаю отклонения от принятого мною 2 1  
режима

 

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4 групп вопросов (табл. 6.20).

Таблица 6.20. Результаты тестирования

   
Баллы Самооценка психического состояния
0-7 8-14 15-20 I. Тревожность (вопросы 1-10) Не тревожны Тревожность средняя, допустимого уровня Очень тревожны
0-7 8-14 15-20 II. Фрустрация (вопросы 11 -20) Вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей Средний уровень, фрустрация имеет место У вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач
0-7 8-14 15-20 III. Агрессивность (вопросы 21-30) Вы спокойны, выдержанны Средний уровень Вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми
0-7 8-14 15-20 IV. Ригидность (вопросы 31-40) Ригидности нет, легкая переключаемость Средний уровень Сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье
   

 

Шкала самооценки тревожности (Ч. Д. Спилбергер)27

Методика, предложенная Ч. Спилбергером, на русский язык была адап­тирована Ю. Л. Ханиным. Она позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожнос­ти), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.