Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка и интерпретация результатов. Тревожность определяется суммой баллов за ответы «Да» на вопросы 1,2, 4, 10, 16, 23, 25, 29, 31, 34 и за ответы «Нет» на вопросы 5




Тревожность определяется суммой баллов за ответы «Да» на вопросы 1,2, 4, 10, 16, 23, 25, 29, 31, 34 и за ответы «Нет» на вопросы 5, 7, 14, 15, 17, 22, 28. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл.

_/7Уз = (сумма «Да» + сумма «Нет»)— + 20.

• Ригидность определяется суммой баллов за ответы «Да» на вопросы 18, 24, 26 и за ответы «Нет» на вопросы 3, 12, 32, 35:

За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 2 балла.

Р = (сумма «Да» + сумма «Нет»)— + 20.

Экстравертированность определяется суммой баллов за ответы «Да» на вопросы 6, 8, 9, 13, 19, 20, 21, 27, 33 и за ответ «Нет» на вопрос 30.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 2 балла.

Э = (сумма «Да» + сумма «Нет»)— + 20.

Максимальное количество баллов, как и в предыдущей методике, — 80, и поэтому интерпретация результатов в связи с характером активности не изменяется: (20-30); (31—45); (46 и выше).

Экстравертированность, т. е. обращенность личности вовне (вплоть до са­моотчуждения), поданным авторов методики, статистически связана с харак­тером активности человека. Эта связь относится к интенсивности экстериори- зованной (внешне представленной) динамики характера, т. е. к тому, что представляет темперамент в его структуре. Статистическая связь экстраверта- рованности со свойствами нервной системы ранее установлена Г. Айзенком.

Экстравертированный тип личности отличается импульсивностью, гиб­костью (и непостоянством) поведения, выраженностью эмоций, возмож­ной агрессивностью и фрустрированностью, страстностью и в общем нема­лой, но эгоцентричной социальной адаптированностью. Его общительность предполагает наличие скорее слушателей, чем собеседников. Такова же и его инициативность, требующая скорее исполнителей, чем сотрудников.

Нижние значения экстравертированности определены специальным понятием «интровертированность», означающим обращенность личности внутрь, к собственным переживаниям и мыслям.

Самооценки по рассмотренным свойствам не позволяют еще достаточ­но обоснованно сделать выводы о том, какой тип характера наиболее опре­деленно присущ конкретному человеку. Кроме того, самооценка является главным компонентом самосознания человека, на базе которого можно су­дить о возможности проявления измененных состояний сознания и откло­няющегося поведения, осуществлении самопознания и самовоспитания.

В соответствии с привычным целостным восприятием человека в един­стве его чувств, ума и воли, проявления самооценки могут быть представле­ны эмоциональным, познавательными и волевыми формами. На социально- Психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только Функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защи­ты и когнитивную (познавательную) функцию.

Поэтому исследования самооценки могут быть продолжены с помощью еще, по крайней мере, нескольких приводимых ниже методик. В частно­сти, самооценку человека весьма целостно представляет методика опреде­ления способности к эмпатии. Результаты ее применения существенны так­же для социально-психологической характеристики человека в плане ин­дивидуально-своеобразных возможностей овладения им своей родовой сущностью в конкретных межличностных отношениях.

Эмпатия (как сопереживание), уже по ее определению, предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, вплоть до подражания их действиям. На основе эмпатии человек скорее познает себя и становится способным сочувствовать себе подобным, пони­мая и предугадывая их состояние. Развитые эмпатические способности сви­детельствуют об адекватном жизненном опыте и возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности.

Тест-анкета «Эмоциональная направленность»

Тест-анкета «Эмоциональная направленность» разработана Б. И. Додо- новым29. Для классификации эмоций автор выбирает полуэмпирический, по его выражению, путь, при котором он шел не от потребностей к эмоци­ям, а от предварительно собранного огромного сырого материала о «цен­ных» переживаниях к «просвечивающим» через них корреспондентным по­требностям, положенным в конце концов в основание классификации. В этой классификации используются только те «речевые модели», которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окрашенность «в цвет» определенной потребности. Автор выделяет 10 видов таких эмоций.

1. Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в содей­ствии, помощи, покровительстве другим людям.

2. Коммуникативные — возникают на основе потребности в общении.

3. Глорические — связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.

4. Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.

5. Пугнические эмоции происходят от потребности в преодолении опас­ности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические — возникают на основе стремления ко всему необы­чайному, необыкновенному, таинственному.

7. Акизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «кол­лекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

8. Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в те­лесном и душевном комфорте.

.9. Гностические эмоции описываются часто под рубрикой интеллекту­альных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».

10. Эстетические эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.