Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морфологическая норма




Задание 1. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами. Определите род слов.

Рояль, бра, кофе, рельс, тюль, шампунь, какаду, табель, такси, фойе, пари, жюри, протеже, алиби, кольраби, пенальти, авеню, Сочи, Тбилиси, солями, леди.

Задание 2. Подберите к имени существительному определение-прилагательное.

Авокадо, алоэ, бандероль, бра, вуаль, Гоби, денди, жабо, желе, имбирь, казино, кафе, кофе, кашне, кашпо, кольраби, какао, маэстро, меню, метро, мозоль, ножища, ножище, озимь, Онтарио, плацкарта, повидло, пони, портье, рагу, рояль, салями, Сочи, толь, тюль, шампунь, хобби, шоу.

Задание 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных по образцу. Запомните эти формы.

А) болгары-болгар, буряты, башкиры, грузины, осетины, татары, туркмены, цыгане,

Б) киргизы-киргизов, казахи, узбеки, таджики, якуты,

В) сапоги-сапог, чулки, ботинки,

Г) амперы-ампер, вольты, микроны,

Д) граммы-граммов, метры, гектары, килограммы,

Е) апельсины-апельсинов, лимоны, баклажаны, помидоры, томаты, мандарины,

Ж) брызги-брызг, брюки, бусы, деньги, носилки, потемки, шахматы, бутсы,

З) блюдце-блюдец, одеяльце, полотенце.

Задание 4. Запишите слова в форме единственного числа.

Ботинки, браслеты, идиомы, погоны, рельсы, туфли, клавиши, манжеты, ставни.

Задание 5. Определите род аббревиатур.

ТЭЦ, вуз, ОТК, ЧТЗ, МВЭС, МПС, ГТК, ФСЗ, ФМС, РКА, МКС, ВВП, МВФ.

Задание 6. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления лиц женского или мужского пола. Исправьте предложения.

1. Кассирша опять долго отсутствовала. 2. Главная бухгалтер закончила работу. 3. Главную партию исполнял мой любимый балерон. 4. Директорша завода рассказала о планах на будущее. 5. Докладчик А.Н. Иванова остановилась на самых основных проблемах. 6. Секретарь выдала нам нужные справки.

Задание 7.Определите род имени существительного. Обоснуйте выбор. Обоснование запишите в скобках после каждого предложения.

1. Из центральн… штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке нам передали, что президент США подписал ряд важных документов. 2. Давно доказано, что сам… эффективн… пиар – это скрыт… 3. У него был… прелюбопытн… хобби. 4. Российск… шоу-бизнес уже не раз доказывал…, что ему еще далеко до совершенства. 5. США объявил… Ираку нефтян… эмбарго. 6. Мы со своей стороны организовали ему прекрасн… паблисити: на всех углах висели его рекламные щиты. 7. Белорусск… ФСБ обещал… возместить ущерб всем пострадавшим во время акций протеста. 8. Американск… ФБР сообщил… что хакер, похитивший данные из локальной компьютерной сети, уже в ближайшее время будет задержан. 9. «Опять эт… пресловут… ЦРУ заинтересовал…(сь, ся) нашей работой!» – сказал спецагент, вынимая «жучка» из телефонной трубки. 10. Престарел… предсказательница-астролог посоветовал… мне держаться подальше от финансовых операций по пятницам. 11. На вечере присутствовали выдающийся кинорежиссер Никита Михалков и не менее известн… драматург Рената Литвинова. 12. В понедельник Минобороны России по просьбе Казахстана был… вынужден… приостановить запуски ракет с полигона Ашулук. 13. НАСА заказал… России космический модуль «Заря». 14. Цеце укусил… туриста. 15. Шимпанзе, видимо самка, кормил… детёныша бананом.

Задание 8.Образуйте от указанных имен существительных форму именительного падежа множественного числа.

Выбор, директор, бухгалтер, договор, доктор, инженер, инспектор, округ, отпуск, конструктор, приговор, клапан, ревизор, паспорт, повар, профессор, сторож, фельдшер, редактор, торт, снайпер, шофер, штемпель, борт, юнкер, веер, якорь, стог, корм, жернов, катер, лектор, офицер, слесарь, мастер, аптекарь, фронт.

Задание 9.Образуйте от указанных имен существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бананы, лимоны, яблоки, апельсины, помидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, туркмены, солдаты, татары, цыгане, партизаны, граммы, килограммы, валенки, сапоги, туфли, ботинки, чулки, носки, ступни, обои, ставни, блюдца, простыни, полотенца, плоскогубцы, оглобли, ружья, погоны, кресла, бревна, щипцы, очки, тиски, волокна, свадьбы, усадьбы, ясли, кегли, сакли, ноздри, распри, кочерги, дно, днища, грабли, сумерки.

Задание 10. Оформите вступительную часть заявления: от кого и кому оно адресовано.

1. От кого подано заявление? (Константин Скворцов, Николай Жерех, Сергей Жур, Михаил Фоменко, Евгений Крыса, Петр Горло). 2. Кому адресовано заявление? (Наталья Седых, Антонина Венда, Мария Мицкевич, Светлана Карась, Анна Шевченко, Елена Ремесло)

Задание 11. Поставьте собственные имена существительные в нужный падеж.

1. Состоялась встреча депутата Ирины (Хакамада) с избирателями. 2. В детстве мы все читали сказки братьев (Гримм). 3. Снимается новый фильм с Дмитрием (Харатьян), Сергеем (Никоненко) и Сергеем (Гармаш). 4. На балу присутствовали муж и жена (Буш) и супруги (Кент). 5. Только на лекции по литературе мы узнали, что Томас и Генрих (Манн) – братья. 6. Наши современники плохо знакомы с творчеством (Шота Руставели). 7. Мы отправились в гости к Юрию (Шевчук) и Наталье (Шевчук). 8. Муж и жена (Робсон) совершили путешествие на яхте вдоль западного побережья.9. Это письмо было написано американской девочкой Самантой (Смит). 10. Декларация была подписана Робертом (Смит).

Задание 12. Найдите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте предложения.

Партнерские отношения развивались таким образом, что они были выгодны для лиц, курировавших наиболее важные отрасли народного хозяйства, и, может быть, даже являлись для них единственным условием движения вперед. Это читается на первом курсе, когда студент-заочник слабо ориентируется в исторических событиях. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они ждали их с большим нетерпением, надеясь хорошо отдохнуть. Профессор предложил ассистенту прочитать свою лекцию. Больной попросил медсестру налить себе воды.

Задание 13. Найдите ошибки в употреблении имен прилагательных. Запишите предложения, исправив ошибки.

Они готовые к тренировке. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. Он был на все согласный. Ее речь более ярче и выразительнее. Самой наивысшей силы шторм достиг к утру.

Задание 14. Отметьте только правильные формы.

1. Самый новейший. 2. Более высший. 3. Самый лучший. 4. Более плохой. 5. Увлекательнее. 6. Наиболее привлекательнее. 7. Мудрее. 8. Наиболее ловчее. 9. Самый потрясающий. 10. Самый красивейший.

Задание 15. Образуйте форму простой сравнительной степени имен прилагательных.

Бойкий, звонкий, ловкий, сладкий, хлесткий, храбрый, хороший, жесткий, гладкий, резкий, частый, чистый, гнедой, вишневый, подобный, глухой, страдальческий, обветшалый, робкий, рядовой, грубоватый, прехитрый.

Задание 16. Поставьте имена прилагательные в форму сравнительной степени. Объясните, почему невозможно образовать простую форму сравнительной степени имени прилагательного.

1. Сегодня он чувствовал себя даже (больной), чем вчера. 2. Их последующие выяснения отношений становились все (бурные). 3. В своей жизни она не встречала человека (великий), чем этот поэт, и одновременно (жестокий). 4. Такой исход операции казался ему еще (возможный), чем две недели назад. 5. Весь его вид становился день ото дня (гордый). 6. Нет положения (двусмысленный), чем оказаться в купе поезда наедине с чужим человеком. 7. По мере того как человек приближался, его черты казались все (знакомый). 8. Пожалуйста, будьте в этом выступлении (краткий), чем в предыдущем. 9. С годами у него развился (критический) взгляд на жизнь, чем в юности. 10. В связи с обстоятельствами он предпочел (ранний) отъезд, чем планировал.

Задание 17. Поставьте имена прилагательные в форму простой сравнительной степени. Отметьте вариантные формы сравнительной степени имен прилагательных.

1. Этот огурец на вкус (горький), чем все остальные. 2. Голос его от волнения становился все (звонкий). 3. Результаты тренировок показали, что нашим биатлонистам надо быть еще (меткий). 4. Слезы градом катились по щекам, и ей казалось, что они становились все (соленый). 5. Он любил, чтобы чай был (сладкий). 6. Неужели нет поезда (поздний)? 7. Нет тебя (красивый), родная столица! 8. Петя был тихий, очень скромный мальчик, и совершенно нетрудно было быть (бойкий) и (ловкий) его. 9. Нет опыта (горький), чем опыт неразделенной первой любви. 10. Во всем поселке не было сада запущенней и (дикий).

Задание 18. Какие нарушения норм, связанные с употреблением степеней сравнения имен прилагательных, допущены в данных примерах? Исправьте эти предложения.

1. Это ещё более худший вариант решения проблемы. 2. Она сегодня ещё красивее. 3. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. 4. Разработка новой темы становится всё более интенсивнее. 5. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. 6. Аргументы Шмелёва менее весомее. 7. Этот фильм более интереснее, чем тот, который, мы смотрели вчера. 8. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу. 9. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут ещё вялее. 10. Самый наибольший вред наносит человеку курение. 11. Мысли мои становились всё пустее и глупее. 12. Эта чашка гораздо красивше, чем все остальные.

Задание 19. Запишите правильно предложения, выбрав из скобок нужное имя числительное и правильно употребив имя существительное.

Среди членов кафедры было (два, двое) (профессора) и (четыре, четверо) (доценты). В финал турнира вышли (две, двое) (теннисистки). В нашей большой семье (три, трое) (дочери) и (четыре, четверо) (сыновья). (Три, трое) (студенты) нашего факультета получили красные дипломы.

Задание 20. Перепишите текст, заменяя цифры соответствующими именами числительными.

- Общая сумма задолженности иностранных государств бывшему СССР и России ныне составляет 140,5 млрд. долларов. Но и наша страна должна немалую сумму другим государствам и международным финансовым организациям: этот долг достигает 193,5 млрд. долларов.

- Согласно прогнозам Центрального Банка России к концу года курс евро составит 40,3 рубля за 1 евро – с максимальным отклонением в 5 процентов как в ту, так и в другую сторону (между 37,5 и 43,1 рубля).

- Потери от мошенничества с пластиковыми карточками в прошлом году снизились только в одной из фирм до уровня 400–430 тыс. долларов.

- Выручка от реализации нефтепродуктов и услуг за 9 месяцев компании за указанный период составила 8,2629 трлн. рублей. За это время переработано 15,623 млн. тонн нефти, что на 11,1 процента выше, чем за аналогичный период прошлого года.

- Награждение завода «Кристалл» совпало с 850-летием первого хмельного производства на Руси.

- Банк планирует инвестировать в экономику области до 2,5 млрд. рублей. В настоящее время открыта кредитная линия объемом 369 166 млрд. рублей.

Задание 21. Запишите числительные в родительном и творительном падежах.

386, 599 781, 958 227, 704 205, 890, 640, 655 987.

Задание 22. Просклоняйте имена числительные.

693, 540, 762, 888, 555, 290.

Задание 23. Строго следя за правильным образованием падежных форм, правильно запишите словами все имена числительные.

1. В регионе один врач приходится на 400 жителей. 2. Урожай собран на 2660 гектарах. 3. За 336 заводскими станками работают выпускники нашего училища. 4. Что касается остальных 185 655 претендентов, то им придётся попытать счастья в другой раз. 5. В 432 номере газеты публиковался материал об экологии.

Задание 24. Из приведенных ниже слов выберите те, с которыми возможно употребить собирательное имя числительное. Обоснуйте выбор.

Ворота, генерал, будни, сутки, девушка, дети, щенок, президент, военный, спортсмен, сестра, шахматист, бульдозер, «Волга», город, деревня, зверь, компьютер, ножницы, сын, судья.

Задание 25. Раскройте скобки.

32 (ножницы), 103 (качели), 44 (очки), 53 (сутки), 24 (брюки).

Задание 26. Просклоняйте следующие словосочетания.

Оба друга, обе девушки, сорок/девяносто/сто рублей, полтора часа, полтора яблока, полторы тысячи, первое мая.

Задание 27. Укажите глаголы, которые не образуют форму 1-го лица ед. ч. Объясните, почему?

Затмить, ощутить, болеть, колоситься, умываться, убедить, прорасти, заполни, победить, струиться, чудить, очутиться, стонать, звучать, дудеть, расселиться, брезжить, пылесосить.

Задание 28. Образуйте повелительное наклонение от следующих глаголов.

Выставить, ехать, поехать, положить, класть, гнить, стереть, мочь, видеть, захотеть, хотеть.

Задание 29. Отметьте правильные формы глаголов:

Удостаивать, рассосредотачивать, подытаживать, растамаживать, сосредоточивать, оспоривать, застраивать, приурочивать, обезбаливать, отсрочивать.

Задание 30. Выберите правильные формы.

Ложи, клади, наклади, положь, поклади, накладывай, положи, выложь, выклади, выложи.

Задание 31. Отметьте предложения, в которых есть ошибки в образовании причастий.

1. На дне банки оставалось скиснувшее молоко. 2. Мы смотрели на постепенно гасший костер. 3. Тепло печки приятно грело озябнувшие руки. 4. Его одрябшая кожа вызывала отвращение. 5. Путник снял промокнувшую одежду. 6. За дверью скулил продрогший щенок. 7. Ослепнувший от яркого света, лыжник надел очки. 8. Погрязший во лжи, Сеня смахнул слезы. 9. Она посмотрела на сына, дрыхшего на кровати. 10. Докладчик, оглохший от криков, невольно попятился.

Задание 32. Найдите и исправьте ошибки в употреблении глаголов и глагольных форм.

1. Провожающие стоят на перроне, махают вслед уходящему поезду. 2. Я всегда ложу на место. 3. Броя щеку, он продолжал говорить. 4. Колыхающийся на ветру тростник издавал приятные звуки. 5. Внизу собрались люди, жаждающие зрелищ. 6. Участников программы, выдержащих испытания, ожидают призы. 7. Археологами были найдены кости животных, населяющих нашу планету миллионы лет назад. 8. Власти видят выход в принятии актов, позволяющих регионам вести самостоятельную экономическую политику. 9. Магазин предлагает приобрести эксклюзивные модели, украсившие бы ваш дом. 10. Прилипнувшие волосы лезли в глаза. 11. Кровельщик, покроющий крышу, заболел. 12. В команду включат спортсменов, сумеющих победить. 13. Охраняющиеся лоси не боятся людей. 14. Я убралась в квартире. 15. Очищающиеся машинами железнодорожные пути.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.