Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медицинские понятия и терминологии




Любое речевое нарушение имеет свою причину возникновения (биологическую или социально-психо­логическую, физиологическую или патологическую, эндогенную или экзогенную) и механизм образования (периферический или центральный, функциональный или органический). Строение органов речи и их функ­ционирование входят в понятие целостного сомати­ческого и психического здоровья человека.

Причины и механизмы речевых расстройств не могут рассматриваться изолированно, вне понимания организма человека (его систем, органов, тканей) как единого целого, как целостной саморегулирующейся системы, со своими возрастными критическими пери­одами и этапами психомоторного и речевого развития. Понятие целостности здорового организма распрост­раняется и на понятие болезни как больного организ­ма, с нарушением его структур и функций.

Отсюда возникает необходимость широкой ори­ентации логопеда в медицинских знаниях, представ­лениях и понятиях (и, следовательно, в овладении со­ответствующей медицинской терминологией) из об­ласти возрастной анатомии и физиологии человека, невропатологии, психопатологии, оториноларинголо­гии, офтальмологии, педиатрии, генетики и др.

И в этом отношении общие знания по возрастной анатомии и физиологии человека оказываются осно­вополагающими для образования последующих конк­ретных представлений об анатомии, физиологии и патологии нервной системы и анализаторов, принима­ющих непосредственное участие в образовании речи: слухового, зрительного и, собственно, рече-двигательного (дыхания, голоса, артикуляции).

Знание основ невропатологии, нейрофизиологии, психопатологии предполагает образование конкретных представлений и понятий.

■ о строении нервной системы: ее центральной ча­сти (головного и спинного мозга, больших полу­шарий, коры и подкорковых образований и т. д.), периферической нервной системы (черепно-мозговых нервах, нервной клетки) и вегетативной нервной системы;

■ о функциях нервной системы: трофической и нейрогуморальной, рефлекторной и высшей нервной I деятельности, высших корковых функциях;

■ о неврологических и психических болезнях и со­стояниях, их симптомах и синдромах: олигофрении, парезах и гемипарезах, церебральном параличе, психозах, неврозах, психопатиях, реактивных со­стояниях, эпилепсии, шизофрении и др.;

■ о речевых расстройствах, связанных с нарушени­ями ЦНС, с неврологическими и психическими бо­лезнями: алалии, афазии, дизартрии, заикании, афонии, фонастении, аграфии, алексии и др. Знание основ оториноларингологии делает воз­можным создать представление о патологии органов слуха и речи и предполагает образование конкретных представлений и понятий:

■ о строении периферической и центральной частей слухового анализатора: наружного, среднего и внутреннего уха, проводящих путей и коркового конца (височные доли) слухового анализатора;

■ об их функциях: звуковоспринимающей, звукопро­водящей и основообразующей для развития устной речи;

■ об ушных болезнях и состояниях слуха: невритах, отитах, инфекциях, воспалениях и аномалиях стро­ения органа слуха, частичной или полной потере слуха;

■ о влиянии болезней органа слуха на состояние и развитие устной речи: немота, задержка речевого развития, фонетико-фонематические нарушения речи;

■ о строении и функциях периферической и цент­ральной (лобные доли) частей речедвигательного анализатора: дыхания (легкие, бронхи, трахея, ди­афрагма и мышцы грудобрюшной системы), голо­са (глотка, гортань, голосовые складки и мышцы, ротовая и носовая полости-резонаторы); артику­ляции (ротовая и носовая полости, подвижные ча­сти артикуляционного аппарата: нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо и увулярный отросток);

■ о болезнях и аномалиях в строении: носа (анома­лии и повреждения, хронический насморк, поли­пы, озена); рта (расщелины губы и неба, дефекты языка (микро- и макроглоссии), укорочение уздеч­ки языка, дефекты зубочелюстной системы: про-гнатии, прогении, открытый прикус и др.); горта­ни (острый и хронический ларингит, ложный круп, узелки, фиброма, папилломы гортани); глотки (руб-цовые деформации, ангины, хронический тонзил­лит, аденоиды, гипертрофия небных миндалин, фиброма носоглотки, паралич мягкого неба);

■ о расстройствах речи, связанных с болезнями и аномалиями речедвигательного анализатора: орга­нические и функциональные дислалии, открытые и закрытые ринолалии, ринофонии, дисфонии, речь ларингоэктомированных.

Знание основ офтальмологии предполагает обра­зование конкретных представлений и понятий:

■ о строении периферической и центральной (заты­лочная область) частей зрительного анализатора: глазного яблока (оболочки, склеры, роговой оболоч­ки, сосудистого и увеального тракта, радужки, сет­чатки, хрусталика, стекловидного тела, внутриглаз­ной жидкости, зрительного нерва), глазницы и век;

■ о свойствах и функциях: аккомодации и рефрак­ции, центральном, периферическом и бинокуляр­ном зрении, цвето- и светоощущении и основооб­разующей роли в формировании письменной речи;

■ о глазных болезнях и состояниях зрения: спазме и параличе, аккомодации, астенопии, миопии и гиперметропии, астигматизме, микро- и анофтальме, воспалительных заболеваниях и механических по­вреждениях, конъюнктивитах, увеитах, катаракте, глаукоме, афакии и амблиопии, отслоении сетчат­ки, ретинобластоме, атрофии зрительного нерва, нистагме, косоглазии, слепоте, остаточном зрении и слабовидении;

■ о влиянии болезней и аномалий органа зрения на формирование письменной речи: задержки фор­мирования чтения и письма, дислексии, алексии, дисграфии, аграфии.

В целом же медицинские знания, представления и понятия о разных болезнях, аномалиях и состояниях дополняются еще сведениями о некоторых лечебных, мероприятиях по их преодолению и профилактике и о соответствующих лечебных учреждениях.

В заключение следует обратить внимание на то, что совмещение лингвистических и клинических характе­ристик нарушенной речи, т. е. логопедических понятий (о фонетико-фонематических, лексико-грамматических, мелодико-интонационных и темпо-ритмических недо­статках устной речи, чтения и письма) с медицински­ми понятиями о их порождении (физиологическом или патологическом), локализации (периферической или центральной) и характере (органическом или функци­ональном) — служит общей основой для логопедиче­ской классификации речевых расстройств (см. нашу таблицу).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.