Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции социологии права 16 страница




 

Во второй фазе нравственное поведение обусловлено уважением к правилам и стремлением их выполнять.

 

3. Уровень автономной морали. На этом уровне человек уже способен сам понимать, что в конкретной ситуации является добром, а что — злом. В первой фазе он понимает также относительность правил и норм и научается гибкости в их применении.

 

Во второй фазе человек усваивает представление о существовании логики социальной жизни, несводимой к интересам того или иного индивида.

 

В третьей фазе, которой достигают далеко не все взрослые люди, формируются собственные моральные принципы, носителем моральных требований становит ся собственная совесть человека, и он поступает мо рально вне зависимости от обстоятельств, выгоды, рациональных соображений.

 

Переход от одной стадии к другой рассматривается как научение. Это означает, что моральные принципы следует рассматривать как результат не столько влия ния окружения, или «генетической» программы,'сколь- ко процесса творческой реорганизации системы когнитивных способностей личности.

 

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в те чение всей жизни индивида. Периодом наиболее интен сивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при перехо де из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на город ское и наоборот, вынужденная смена работы, сопро вождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям — при вступлении в брак, рождении детей, за нятии должностей и т.п. Именно поэтому П.Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первич ную социализацию, которой индивид подвергается в дет ском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид ин тегрируется в новые секторы общества 1.

 

1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 212— 213.

 

Как именно осуществляется процесс социализации? В работе социологов Р. Клутье и А. Рено выделены четыре иерархически расположенные структуры, осу ществляющие социализацию 1. Воздействие этих струк тур наслаивается друг на друга. Первая из этих структур — это микросистема, в функционировании кото рой индивид принимает непосредственное участие: се мья, школа или детский сад, круг друзей. Вторая струк тура — мезосистемо — это отношения между элемен тами микросистемы, например, между семьей и шко лой. Третья структура — это экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, тем не менее участвуют в его социа лизации, иногда оказывая на него очень сильное влия ние. Это, например, работа родителей, их деловое ок ружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играет важную роль в формировании представлений о мире взрослых у ребенка. Наконец, четвертая структура — это мак росистема, культурное окружение. Речь идет о соци альных ценностях и идеологиях, не только прямо вну шаемых ребенку, но и косвенно влияющих на функцио нирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские орга низации идеологического характера и т.д.

 

1 См.: Cloutier R., Renaud A. Psychologie de Г enfant. Boucherville.1990. P. 24.

 

Семья — важнейший агент социализации. Она составляет первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка, и при этом сама входит в более обшир ную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. А. Першерон по этому поводу пишет: «Входить в семью — означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной со циальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте» 1. Именно с помощью семьи ребе нок вписывается в общество. Семья дает ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индиви да. Социальное положение родителей определяет соци альный статус ребенка на протяжении первых двадца ти лет его жизни. То, где и как родители живут, конкре тизирует социальный контекст, в котором ребенок рас тет и развивается. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи.

 

1 Percheron A. La socialisation politique: defense et illustration // Traite de science politique, M. Grawitz et J. Leca. Vol.3, Paris, 1985. P. 181.

 

В функции семьи по отношению к ребенку входит его защита, обеспечение удовлетворения его насущных потребностей, забота о его здоровье. Семья знакомит ребенка с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми. В семье ребенок впервые знакомит ся с половыми ролевыми стереотипами и проходит про цесс половой идентификации.

 

Одновременно семья — это и институт, который боль ше всего способен принести вред в процессе социали зации. Низкое социальное положение родителей, алко голизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положе ние на работе, социальное отчуждение, неполнота се мьи, то есть отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми — все это накладывает неизгладимый отпечаток на ха рактер, мировоззрение и социальное поведение ребен ка. Конечно, здесь нет прямого детерминизма, и от врож денных черт личности многое зависит. Например, сын алкоголика может стать алкоголиком сам, а может вынести из своего детского опыта отвращение к алко голю на всю жизнь. Дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут и стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

 

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтраль ная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача. Он научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. Именно школьный период социали зации формирует у ребенка самооценку, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Так, люди, хорошо учившиеся в школе, обычно сохраняют высокую самооценку и степень самоуважения. Неудачи в учебе часто формируют комплекс неполноценности. Поскольку школа представляет собой часть более об ширной социальной системы, она обычно отражает до минирующую культуру с ее ценностями и предрассуд ками. Так, Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

 

Еще один агент социализации — это окружение свер стников. Чем ближе ребенок к подростковому возрас ту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстни ков компенсирует неудачи в учебе или отсутствие вни мания со стороны родителей. Поэтому дети из неблаго получных семей особенно тяготеют к компаниям ровес ников. Именно среди сверстников индивид учится на ходить разрешение конфликтных ситуаций, учится об щению на равных, в отличие от школы и семьи, где общение построено по принципу иерархии. Именно здесь ребенок узнает свое место в группе, становясь лиде ром, середняком или аутсайдером.

 

Отношения в группе также позволяют ребенку лучше узнать самого себя, свои способности, сильные и слабые стороны своей личности. Группа вносит кор рективы в семейные ценностные представления, полу ченные в раннем детстве. Как правило, группа учит человека ценностям его поколения, которые зачастую вступают в противоборство с ценностями родителей, порождая «конфликт отцов и детей». Наблюдая разли чия в социальном положении членов группы сверстни ков, ребенок узнает свое собственное социальное положение.

 

Наконец, группа сверстников позволяет подростку одновременно и отождествить себя с другими, и выде литься среди них. Здесь вступают в борьбу две пози ции — соревновательная и конформистская. Подрос ток проявляет конформизм, подстраивая свое поведени е под нормы, установленные в кругу сверстников. Например, многие стараются не слишком хорошо учить ся, чтобы не выделяться в среде других учеников и не прослыть «зубрилой».

 

Поскольку в обществе вступают во взаимодействие различные по принадлежности группы — семья, школа, круг сверстников и т.д — ребенок сталкивается с противоречиями. Например, в семье ценится взаимопомощь, тогда как в школе ребенок попадает в систему, где преобладает дух соперничества. Ему приходится испытывать на себе влияние разных людей, и он пы тается вписаться в это окружение. По мере взросления и интеллектуального созревания он приобретает спо собность видеть эти противоречия и анализировать их. Пытаясь их разрешить, он создает собственную шкалу Ценностей. Это позволяет индивиду более точно опре делить свою личность, наметить некий план жизни и стать активным членом общества. Процесс формиро вания ценностей может оказаться важным источником социальных перемен, превращая индивида в социаль ного актора.

 

Среди других агентов социализации следует выде лить средства массовой информации и в первую очередь телевидение. Их влияние на все группы населе ния и в особенности на детей и подростков огромно. Все мы помним, какой переворот в массовом сознании про изошел в эпоху горбачевской «гласности», когда за счи танные годы рухнули идеологические стереотипы, вне дрявшиеся десятилетиями воспитания и пропаганды. Серьезные исследования социологов и психологов по священы воздействию на сознание и подсознание масс людей рекламы (мы уже упоминали выше теорию «истинных и ложных потребностей» Г. Маркузе). Много численные фильмы и в особенности сериалы активно формируют у детей и подростков стереотипы поведе ния, которых они не могут видеть в семье и непосред ственном окружении. Это в первую очередь относится к сценам «красивой жизни» богатых и праздных, физи чески привлекательных людей, а также к сценам наси лия, которыми так изобилует современное телевидение. Конечно, следует отметить и то, что массовая телевизи онная продукция внедряет в сознание стереотипы за падной, точнее, американской, массовой культуры, которые постепенно вытесняют традиционные стереотипы. В работе Н. Болье, посвященной видеоклипам, показано, что клипы дают молодежи очень стереотипное представление о любовных отношениях и способствуют распространению образа действительности, имеющего мало общего с реальностью. При всем этом не следует забывать об огромной позитивной воспитательной роли средств массовой информации, выходящих за рамки массовой культуры. Ведь именно благодаря им в зна чительной мере компенсируется пропасть в возможно стях расширения кругозора, отделяющая людей из обес печенных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов.

 

В индустриальных обществах важным фактором со циализации является работа. Именно работа обеспе чивает социальную интеграцию индивида в мир взрос лых людей. Однако идеология труда интернализируется задолго до этого. В значительной мере это обуслов лено профессиями родителей. Сын или дочь врача смот рит на мир социальных отношений иначе, чем сын или дочь булочника. Кроме того, многие люди начинают под рабатывать еще в детстве, тем самым включаясь в мир трудовых отношений. Для многих профессия является главным средством самоидентификации. Работа помо гает найти свое место и быть признанным в социальной системе. Через труд индивид приобретает опыт обще ния с работодателями и коллегами. Он знакомится с правилами и ценностями, принятыми в трудовой сре де. Труд наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа.

 

Отметим все же, что для многих работа — это еже дневное нахождение у конвейера, тысячекратное по вторение одних и тех же движений, это недопустимость личной инициативы, унижение и подчинение началь нику, порой злоупотребляющему своей властью, на пряжение сил и труд в опасных для здоровья услови ях. Наконец, для многих рабочих это постоянное ощу щение шаткости своего положения из-за угрозы без работицы.

 

Особенностью социализации на работе является то, что это преимущественно вторичная социализация, по скольку затрагивает взрослых, уже сформировавших ся людей. Она несет в себе свои трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризированными ценнос тями и ценностями, следовать которым требует рабо та. К примеру, люди, воспитанные в духе независимо сти и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо про являть знаки подчинения начальству. Люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими испол нителями, а хорошие исполнители часто страдают без- инициативностью. Обычно взрослый человек критичес ки относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. Э. Шайн указывает, что существует три типа реакции индивида на производственную социализацию:

 

• протест, то есть отказ от всех ценностей и норм;

 

• творческий индивидуализм, то есть принятие толь ко основных ценностей и норм;

 

• конформизм, то есть безоговорочное принятие всех ценностей и норм (такое поведение подавляет творчес кий потенциал индивида и может сделать из него бес плодного бюрократа) 1.

 

1 Schein Е. И. Organisational socialisation and the profession of management // Les fondements de la psychologie sociale, R.J.Vallerand. Boucherville, 1994. P.677.

 

Взгляды, ценности и интересы человека несколько раз в течение его карьеры подвергаются пересмотру. Зрелый возраст является важным периодом социали зации, который может быть для индивида дестабилизи рующим, поскольку по-новому высвечивает первичную социализацию и ставит под сомнение фундаменталь ные ценности семейного наследия.

 

Важнейшим результатом социализации является ус тановление над индивидом социального контроля, то есть регулирования его поведения, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Та кое подчинение выражается в осмысленном или спон танном следовании нормам, предписанным группой.

 

Как считает Р. Мертон, манера поведения индиви дов обусловлена социально-культурной средой, в кото рой они находятся. Каждое общество через своих аген тов социализации устанавливает идеалы (во имя кото рых есть смысл прилагать усилия) и средства для их достижения. Например, финансовый успех является составной частью североамериканской культуры. По средством агентов социализации все индивиды научи лись пользоваться средствами достижения этого идеа ла и они убеждены, что им это удастся.

 

Под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нор мативного, правомерного поведения. Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Она имеет исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип государственного устройства, свое представление о пра ве, свои правила и способы участия индивидов в делах общества. Правовая социализация заключается в ус воении индивидом этих норм и правил социального су ществования в данном обществе.

 

Можно выделить три вида правовой социализации — социализацию посредством научения, социализацию пу тем передачи опыта и «символическую социализацию».

 

Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и ус воении соответствующих норм. Социализация на соб ственном и чужом опыте происходит в результате ос мысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Сим волическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.

 

Политическое и правовое воспитание — важная часть системы социализации индивида. Правовое вос питание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения. От каче ства правового воспитания во многом зависит уровень развития личности. Безусловно, для усвоения право вых знаний необходимы и собственные усилия, то есть самовоспитание. Долгое время в науке господствовало представление о правовом воспитании и самовоспита нии как непрерывном процессе накопления знаний о праве. Недостаток этого подхода состоит в том, что не уделяется должного внимания формированию общей и правовой культуры.

 

Правовая культура ориентирована на развитие по литического и правового сознания граждан, воздействуя на человека сразу в нескольких направлениях. Во-пер вых, она способствует социализации индивида, форми руя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Тем самым социализация формирует лич ность человека и приспосабливает его к жизни в обще стве. Во-вторых, правовая культура влияет на уста новление индивидом определенной системы ценностей. Третье направление влияния правовой культуры за ключается в выработке навыков, привычек и стереоти пов правового поведения.

 

Правовая социализация — это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества, но и «овнутрение» таких норм, возникновение внутренней мотивации, ори ентирующей личность на их соблюдение. Началом это го процесса становится усвоение в детстве норм соци ального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. Позже правовая социализация принимает более отчет ливые формы: это происходит тогда, когда человек, став взрослым, становится полноценным участником пра воотношений и сталкивается с необходимостью само стоятельно отстаивать свои права, цивилизованно всту пать во взаимоотношения с другими людьми и выпол нять свои обязанности перед обществом.

 

В процессе правовой социализации происходит по степенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функ ционировании гражданского общества и государства. Однако в ходе социализации могут возникать и иска жения, деформации, которые приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударствен ного поведения.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие элементы составляют структуру право сознания?

 

2. Какие социальные факторы влияют на формирование правового сознания личности или группы?

 

3. Чем отличается обыденное правосознание от на учно-теоретического?

 

4. Что такое правовое поведение?

 

5. Дайте определение правомерного и противоправ ного поведения.

 

6. Чем отличается правовое поведение от юридичес ки значимого поведения?

 

7. Какие мотивы правового поведения выделяют в со циологии права?

 

8. Что такое правовая социализация? В чем ее специ фика?

9. Отличается ли понятие «правового воспитания» от понятия «правовой социализации» личности? Каково соотношение этих понятий с понятием пра вовой культуры?

 


7. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАЦИИ

 

Для того чтобы общество могло нормально функционировать, поведение составляющих его индивидов в целом должно быть ориентировано на сохранение, а не на деструкцию суще ствующей социальной системы. Важнейшим защитным механиз мом, оберегающим любое общество от деструктивных тенденций, является механизм социального контроля. Как пишет известный современный социолог П. Бергер, «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социоло гии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контро ля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вме сте, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки» 1.

 

1 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996. С. 68.

7.1. Понятие и функции социального контроля

 

Итак, под социальным контролем понимается осо бый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформно го поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций. В его функционировании можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к дей ствию ценностно-нормативных регуляторов человечес кого поведения, и институциональную, которая пред ставлена существованием в обществе системы субъек тов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций). С точки зрения Ж- Гурвича, «соци альный контроль может быть определен как сово купность культурных моделей, социальных символов, коллективных значений, ценностей, идей и идеалов, так же как и действий и процессов, которые их охватыва ют, рассматривают и используют и посредством кото рых каждое глобальное общество, каждая частная груп па, каждая форма социабельности и каждый индивид, преодолевают антиномии, напряжения и конфликты, ко торые им свойственны, путем временного и нестабиль ного равновесия, находя также точки соприкосновения для новых усилии, направленных на коллективное твор чество (созидание)» 1.

 

1 Gurvitch 0. Dialectique et sociologie. P.: Flammarion, 1972. P. 297.

 

Согласно Ж- Гурвичу, в обществе существуют различные сферы социального контроля, в которых также можно выделить различные иерархии ценностей и идеалов. В число таких сфер социального контроля входят религия, мораль, право, искусство, познание и обуче ние. Соотношение между собой этих сфер социального контроля определяется конкретным типом общества. Кроме того, в разных обществах могут доминировать различные подобласти этих сфер. Например, в различ ных типах обществ может доминировать философское (метафизическое) или научное (позитивное) познание. В сфере права может преобладать социальное право, право межиндивидуальное, право организованное или право стихийное, право заранее определенное, право гибкое, право интуитивное.

 

Социальный контроль в такой интерпретации вби рает в себя культурные модели, социальные символы, коллективные ценности, идеи и идеалы в их функцио нальной зависимости от типов обществ или групп. По этому исторически существовали различные формы социального контроля, соответствовавшие доминировав шим в ту или иную эпоху ценностям, идеалам и пред ставлениям.

 

Согласно Т. Парсонсу, функция социального конт роля заключается в том, чтобы минимизировать рас хождения между социальными ожиданиями и факти ческим поведением индивидов. Фактически эта важ нейшая социальная функция, которую в обществе вы полняет институт контроля, расщепляется на три от дельные социальные функции:

 

• регулятивную — контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;

 

• охранительную — социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современ ного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установ ленный политический строй, национальные, государ ственные, религиозные приоритеты. Эта функция соци ального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;

 

• стабилизирующую — социальный контроль, орга низуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказу емость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

 

Социальный контроль, как уже было сказано выше, существовал в обществах всех типов. Его первичной формой является обычай. Именно обычай в архаичес ких обществах определял, какое поведение индивида является дозволенным, а какое — неприемлемым. С воз никновением религии она также стала выполнять фун кцию социального регулятора. В современном обще стве роль регулятора выполняет преимущественно право, представляющее собой наиболее действенный и одновременно наиболее формализованный способ соци ального контроля.

 

Современный человек вписан в систему многоярус ного и многостороннего социального контроля, осуще ствляемого со стороны самых разных институтов обще ства. П. Бергер представляет систему контроля в виде нескольких концентрических кругов, в центре которых находится индивид. Внешний круг образует политико- юридическая система в лице государства, которому индивид обязан подчиняться в том, что касается формаль но-правовой стороны его жизнедеятельности: ему при ходится платить налоги, служить в армии, соблюдать законы и многочисленные предписания. Второй круг — это общественная мораль, обычаи и нравы. Несмотря на то, что нарушение моральных норм, пренебрежение обычаями и традициями, неуважение к общественному мнению не наказывается жесткими санкциями, подобными тюремному заключению или штрафу, контроль, осуществляемый обществом на этом уровне, достаточ но ощутим для индивида, поскольку потеря репутации, доброго имени, превращение в социального аутсайде ра тяжело переносятся и, как правило, все стараются не доводить до применения к ним подобных санкций.

 

Ближе к индивиду расположены малые круги, соот ветствующие давлению, которое оказывают на него работа, — коллеги, начальник, производственные обя занности, неформальная окружающая среда, наконец, самый близкий и наиболее тесно сжимающий его круг, который образует семья и частная жизнь. Будучи вклю ченным в профессиональную среду с ее жесткими тре бованиями, человек непременно испытывает на себе ее давление, проявляющееся в необходимости считаться с корпоративными профессиональными интересами, подчиняться приказам начальника, не портить отноше ния с коллегами и т.п. Бергер пишет: «...читатель мо жет для наглядности представить врача, который кла дет на лечение невыгодного для клиники больного; пред принимателя, который рекламирует недорогие похоро ны... государственного чиновника, который упорно тра тит денег меньше, чем предусмотрено бюджетом; ра бочего сборочной линии, который недопустимо, с точки зрения коллег, превышает нормы выработки, и т.д. В этих случаях экономические санкции применяются наиболее часто и эффективно: врачу отказывают в прак тике... предпринимателя могут исключить из Профес сиональной организации...

 

Политико-юридическая система

 

Общественная мораль, обычаи, нравы

 

Профессиональная система

 

Неформальные требования

 

Семья и частная жизнь

 

Социальный контроль и девиации 329

 

Столь же серьезными могут быть санкции обществен ного бойкота, презрения, осмеяния. Любая профессио нальная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения... Привер женность этому кодексу, как правило, столь же необходима для профессиональной карьеры, сколь и техническая ком петентность, и соответствующее образование» 1.

 

1 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива С 74-75.

 

Кроме прямого давления, профессиональная среда оказывает на индивида еще и косвенное, поскольку именно профессиональная роль обычно (по крайней мере, у мужчин) является доминирующей и подчиняет себе все другие роли. Так, профессия и должность во многом определяют круг знакомых, положение в обще стве, уровень жизни, тип досуга, степень свободы в высказываниях, которую человек может себе позволить, степень респектабельности в частной жизни и т.д.

 

Круг общения контролирует индивида в том, что ка сается прилюдной стороны его быта. Он диктует ему, каковы должны быть стиль его одежды, манеры, речь, политические взгляды, отношение к религии, уровень об щеобразовательной культуры и необходимой эрудиции. Если индивид не будет соответствовать требованиям этого круга, он может постепенно «утратить респектабель ность», и общения с ним будут избегать. Власть обще ственного мнения, особенно в узкой элитарной среде, очень велика, и чем выше статус самой среды, тем выше требования, которые она предъявляет.

 

Наконец, семья, родственники и близкие друзья, со ставляющие самый близкий круг, оказывают на инди вида не меньшее, а даже большее давление. Дело в том, что семейные, интимные отношения и связи психо логически обладают гораздо большей значимостью для человека, чем его внешние, социальные и профессио нальные, связи. Это сфера, в которой человек непо средственно ощущает себя счастливым или несчастным. Неприятности в семье, ухудшение отношений с женой и тем более развод отзываются на внутреннем состоянии человека сильнее, чем какие бы то ни было иные непри ятности. А благополучие и взаимопонимание в семье могут сделать его счастливым несмотря на бедность или низкий социальный статус. Именно поэтому давление со стороны семьи максимально ощутимо для индивида. Часто властный начальник, гроза подчиненных, у себя дома оказывается полностью под властью жены и готов на что угодно, чтобы избежать ее гнева.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.