Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доказательства предопределения




Разница между предопределением и судьбой

Тема I. Понятия «предопределение» и «судьба», их доказательства и разница между ними

 

Арабское слово «када» означает «решение», «окончательный приговор». В шариате оно используется в значении «судьба». Это – все, что Аллах создает, уничтожает и изменяет в жизни Своих творений.

Слово «кадар» является производным от глагола «каддара», означающего «определять меру». В шариате оно приобрело значение «предопределение». Это – все, что Всевышний Аллах изначально предопределил для Своих творений, поскольку еще раньше ему было известно об этом.

 

Богословы указывали на разницу между понятиями «предопределение» и «судьба». Предопределением называется божественное предначертание до того, как оно сбывается. После того, как оно исполняется, оно уже называется судьбой. Обосновывая разницу между ними, Абу Хатим говорил, что предопределение подобно мерке, которую осуществляет портной. Он отмеряет размер рубахи до начала кройки, прибавляет там и убавляет здесь. Когда же он приступает к кройке, то перестает мерить и словно вершит судьбу этой рубахи. Таким образом, предопределение предшествует исполнению судьбы. Ибн аль-Асир сказал: «Предопределение и судьба – это два понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Это объясняется тем, что одно из них – предопределение – играет роль базиса, а другое – судьба – является надстройкой. А кто желает разделить их, тот пытается разрушить и повредить эту надстройку».

Если предопределение и судьба упоминаются вместе, то они используются в разных значениях, и каждое из этих понятий приобретает соответствующий ему смысл. Но если они употребляются в отдельности, то каждое из них включает в себя смысл обоих понятий. Об этом говорили некоторые из богословов.

 

Вера в предопределение представляет собой один из столпов веры и подтверждается доказательствами из Корана и Сунны.

К доводам из Корана относятся высказывания Всевышнего: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (аль-Камар, 49);

«Веление Аллаха является решением предопределенным» (аль-Ахзаб, 38);

«Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру (или предопределил ее)» (аль-Фуркан, 2).

Сунна тоже содержит много хадисов, подтверждающих истинность предопределения, Одним из них является хадис о том, как Джибрил спросил Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, о столпах веры. Перечисляя их, он упомянул веру «в предопределение с его добром и злом». Полный текст этого хадиса мы привели, когда обсуждали веру в ангелов. Муслим в своем «ас-Сахихе» также передал хадис Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса о том, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Аллах записал судьбу всех творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли, а Трон Его уже был на воде». [ «Сахих Муслим» (2653).]

В необходимости веры в предопределение были единодушны сподвижники и их последователи. Муслим в своем «ас-Сахихе» передал слова Тавуса: «Я застал в живых многих сподвижников посланника Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, и они говорили, что все происходит согласно предопределению. Я также слышал, как Абдуллах бин Умар рассказывал, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Все зависит от предопределения, даже бессилие и ловкость (или же он сказал: «…даже ловкость и бессилие)». Под ловкостью здесь подразумевается энергичность и мастерство. Имам ан-Навави сказал: «Убедительные доказательства из Корана и Сунны, а также единое мнение сподвижников и авторитетных богословов раннего и позднего периода единогласно свидетельствуют о предопределении Пречистого и Всевышнего Аллаха».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.