КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема № 3 Философия Средних веков и эпохи Возрождения
14. Сущность, основные характеристики, и периодизация средневековой философии. Патристика: учение А. Августина Культурно-исторические корни возникновения средневековой философской мысли. Философия на службе богословия. ◘Периодизация средневековой философии:1) апологетика и патристика (III-Vвв.); 2) схоластика (VI-ХVвв.). ◘Характерные черты средневековой философии: теоцентризм; монотеизм; связь со Священным писанием; догматизм; креационизм; доминанта принципа откровения в гносеологии; провиденциализм. ◘ Патристика / Апологетика - раннее христианское философское учение, обосновывающее возможность существование философии на основе христианского вероучения. Сущность патристики. Разработка целостных религиозно-спекулятивных систем в западной (Августин Блаженный) и восточной (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник) патристике. Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки) должна быть сотворена Богом. Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием. Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) — только разумом. Только в Боге сущность и существование совпадают. ◘ Аврелий Августин. С ущность теодицеи А.Августина: • главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; • все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога; • Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; • знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога. Основные положения философии Августина Блаженного: • ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного; • Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; • Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь; • Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством; • в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; • короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; • Церковь — единственная сила, способная объединить мир; • бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее; • высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; • после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь. Гносеология Августина: «верую, чтобы понимать». Учение о «граде земном» и «граде Божьем» в философии Августина. Влияние идей Платона на становление взглядов А. Августина.
15. Схоластика: учение Ф.Аквинского. Реалисты и номиналисты о проблеме универсалий ◘ Основная задача схоластики (VI-ХVвв.) - обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Противопоставление мистическому иррационализму принципа логического познания Бога. Богословие в системе средневекового образования. ◘ Фома Аквинский - систематизатор теологического вероучения, основатель официальной католической идеологии. Тезис Аквината о разграничении религии и науки. Решение им проблемы веры и разума. Пять положений доказательства бытия Бога (теодицея) 1) космологическое; 2) казуальное 3) онтологическое; 4) догматическое; 5) телеологическое. Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: • движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; • причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог; • случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; • степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; - • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог. Онтология, гносеология и антропология томизма. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он: • разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества; • подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел); • подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; • считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли); • доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен; • сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов. Исходя из данных посылок, согласно Фоме: • все состоит из материи и формы (идеи); • суть любой вещи — единство формы и материи; • форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; • форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; • идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: • откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; • вера и разум дают истинное знание; • если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; • не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; • философия и теология — разные науки; • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; • все остальное (божественное откровение) может познать только теология. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были: • даны пять доказательств существования Бога; • систематизирована схоластика; • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего; • доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром); • выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; • вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение; • разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии; • логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. Влияние идей Аристотеля на формирование философской позиции Аквинского. ◘ Реалисты и номиналисты о проблеме универсалий. Проблема универсалий в средневековой философии. Реалисты (Ф.Аквинский) о реальном существовании универсалий, до единичных предметов. Номиналисты (У.Оккам, М.Лютер) о реальности только единичных предметов и универсалиях как общих понятиях единичных вещей.
16. Специфические черты философии эпохи Возрождения: антропоцентризм, витализм, гуманизм. Натурфилософия Ренессанса [Н.Кузанский, Дж. Бруно, Г. Галилей] ◘ Социокультурная ситуация в Европе ХIII-ХV вв., рождение новых форм культуры и философии. Возрождение как своеобразный синтез культур античности и средневековья. Источники философского антропоцентризма (культура, искусство, философия). Расцвет искусств: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонароти и т.д. Утверждение принципа согласия всех учений (философии и теологии, всех наук), и в тоже время, перенесение акцента с теологии, онтологии, логики на антропологию. Смысл гуманистической антропологии состоит в том, чтобы земной мир представить обширным полем реальной человеческой деятельности. Творческим началом мира по–прежнему считался Бог, поэтому смысл философии виделся в раскрытии гармоничного единства Божественного и человеческого, а не в их противопоставлении. Обоснование гуманистического индивидуализма в творчестве Ф. Петрарки. Этические установки Лоренцио Вала – наслаждение как полезность и источник добродетели. Принцип тождества Бога и природы. Превращение гуманистической идеи универсального человека в идею универсального политического деятеля в сочинениях Николо Макиавелли. Влияние творчества мыслителей эпохи Возрождения на мировую философию. ◘ Натурфилософия Ренессанса: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Г.Галилей. Пантеистический характер натурфилософии эпохи Возрождения. Сближение Бога и природы в трудах Н.Кузанского. Его учение о тождестве «абсолютного максимума» и «абсолютного минимума». Натурфилософия Дж.Бруно: 1) «Бог в природе»; 2) гелиоцентризм; 3)учение о бесконечном множестве миров Вселенной; 4) признание способности человека (как неотъемлемой части природы) силой разума возвышаться над миром. Разработка проблем механики и математики Г. Галилеем. Проблема естественной необходимости. Доказательство значимости опытного пути для поиска естественных, природных причин бытия. Опыт может привести к истине. Методология познания Галилея: количественный анализ, опытно-индуктивный, экспериментальный, абстрактно-дедуктивный методы.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |