КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные законы и категории диалектики
Учение о развитии (диалектика) Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обусловливают неоднозначность его трактовок, разнообразие его интерпретаций. Генезис понятия «диалектика» в истории философии (Сократ, Зенон, Гегель, марксизм). Различия между объективной и субъективной диалектикой. Классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов XVIII — XIX веков — Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля представляет собой рационалистическую, логико-гносеологическую модель диалектики. Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой половине XIX века создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких концепций развития: диалектико-материалистической, градуалистской и натуралистской (или «сциентистской»). Наиболее видным представителем градуалистской модели развития. оказавшим большое влияние на европейскую философию второй половины XIX — начала XX в., был английский философ Г. Спенсер (1820 — 1903), который обосновывал положение о всеобщей постепенной эволюции всей природы. С его точки зрения, в основе всеобщей эволюции лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности, от разнородности к еще большей разнородности. «Формула эволюци и», по его мнению, такова: дифференциация и интеграция материи и движения, происходящие согласно механическим законам направления движения по линии наименьшего сопротивления и группировки. Со второй половины XIX столетия все большее значение в науке стала иметь еще одна концепция — «натуралистская». Это — диалектика естественнонаучных материалистов. Наиболее яркое представление о стихийно-диалектической концепции развития дает эволюционизм Ч.Дарвина. К числу наиболее значительных концепций развития XX века относится, несомненно, диалектико-материалистическая концепция. Она сложилась еще в 40-х годах XIX в. ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основные признаки развития: 1) качественный характер изменений, 2) их необратимость и 3) направленность. Ни один из этих признаков не является, достаточным для определения развития. Недостаточны и какие-либо два из них (Панин, Алексеев). I Принципы диалектики: 1) всеобщей взаимной связи; 2) развития через противоречия. II Основные законы диалектики: 1) перехода количественных изменений в качественные; 2) единства и борьбы противоположностей; 3) отрицания отрицания. III Категории (не основные законы) диалектики: 1) сущность и явление; 2) единичное, особенное, всеобщее; 3) форма и содержание; 4) причина и следствие; 5) необходимость и случайность; 6) возможность и действительность.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |