КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.И. Петров 3 страница
Г. Успенский
11. Идея реформы советского сельского хозяйства (аграрной реформы) заключалась в реализации политики расформирования 27 тыс. колхозов и совхозов России и передачи их земель на праве частной собственности сотням тысяч мелких крестьянских хозяйств[97]. Для реализации этой задумки был избран путь принудительной реорганизации колхозов и совхозов в новые формы хозяйствования (АО, ООО, СПК) с одновременной приватизацией их земель по «ваучерному» принципу[98]. Сельскохозяйственные угодья, принадлежавшие колхозам и совхозам, были поделены на условные «земельные доли» и распределены между их членами (работниками), пенсионерами хозяйств и работниками социальной сферы на селе, которые получили право на свободный выход из хозяйства, свободное распоряжение своей долей и организацию крестьянского (фермерского) хозяйства. Однако право на выдел земельной доли в земельный участок, который мог бы быть использован сельским жителем для ведения садового, усадебного, хуторского хозяйства, установлено не было. Как результат, большая часть этих долей была отдана в аренду реорганизованным сельхозорганизациям, оставшиеся же доли были внесены в их уставные капиталы (которые потом были искусственно обанкрочены) либо просто скуплены[99]. Итоги этой реформы оказались печальны: крупное с/х производство оказалось разрушено, мелкое товарное – не создано, население в целях самовыживания перешло на ведение натурального хозяйства на приусадебных земельных участках, сельские территории подверглись запустению и деградации, а государство в целом потеряло продовольственную безопасность. Цели идеологов капиталистических преобразований были достигнуты: Россия вошла в глобальную экономику слабой, зависимой и нищей. Не знаю, кто из учёных занимается исследованием взаимосвязи форм хозяйствования на селе и благосостояния населения, но лично я наиболее глубокий анализ этого вопроса нашёл в работе князя А. Васильчикова – работе примерно 140-летней давности: "Человеческий труд только тогда может быть признан вполне производительным и вполне вольным, когда он применяется к собственному имуществу или к личным способностям самого рабочего. Такой труд мы называем хозяйственным. Хозяйственному труду мы противополагаем наёмный труд, когда человек арендует, снимает, кортомит чужие земли или, нанимаясь работать на хозяина, вступает с ним в такие отношения, которые лишают его известной, большей или меньшей части продуктов и доходов, извлекаемых его личным трудом, именно той части, которую берёт себе по уговору сам хозяин, и вместе с тем отнимает у него и некоторую часть его свободной деятельности, ставя его в зависимость от хозяина – собственника. Зависимость эта может быть полная (рабская) или частная (обязанная), потомственная, пожизненная (крепостная), или срочная, по найму (трудовому договору) на известное число дней, месяцев и годов; но собственно положение человека, отдающего всю свою рабочую силу в его распоряжение, остаётся таковым же подвластным при переходе из крепостного состояния в свободное, если он должен постоянно или большую часть года работать не на себя, а на другого, на хозяина по найму. Человек, работающий на другого и не имеющий инстинктивного побуждения собственного своего интереса, никогда не напрягает полной своей рабочей силы при исполнении заданного ему труда, и этот закон так непреложен, что применяется ко всем без исключения отраслям хозяйственного быта. Из этого мы позволяем себе сделать заключение, что земледелие оказывается тем более производительным, чем более из числа жителей страны и сельских сословий имеется земледельцев-хозяев "[100]. Хотя нельзя предположить такого общества, где бы каждый хозяин сам растил все продукты для своего питания, но нельзя назвать благоустроенными обществами и такие, где большинство граждан, вовсе не имея возможности питаться свежей пищей, потребляют магазинные, консервированные, замороженные и трансгенные продукты исключительно за счёт того, что большую часть года, или даже весь свой век, работают по найму на предпринимателей, банкиров и олигархов. Обыкновенный приём, употребляемый современными экономистами – показание числа граждан-собственников (садоводов, огородников, дачников, владельцев ЛПХ, ИЖС и т.п.), заключает в себе ошибочное представление: число таких хозяев может быть вполне велико, но владения их могут быть до такой степени мелки, что они большею частью и большее число дней в году должны отыскивать пропитание вне своего дома и хозяйства, и таким образом, числясь номинальными собственниками, в действительности превращаются в наёмников. Разумеется, если мы будем разсматривать рабочего человека только как орудие производства, и предположим, что удовлетворение его насущных материальных нужд обезпечивает вполне и окончательно его благосостояние; если мы признаем, что для простолюдина ничего более не требуется, как магазинная пища, синтетическая одежда и взятое в кредит жилище, то во всех этих отношениях быт рабочих классов на протяжении вот уже полутора столетий видимо и заметно улучшается. Но, не вдаваясь ни в какие псевдогуманные соображения и оставаясь, напротив, на почве житейских, практических нужд и польз, нельзя не признать, что в простом народе везде и во все времена сохранялось, кроме естественного побуждения улучшить свою пищу, одежду и жительство, ещё другое сильнейшее высшее стремление – иметь свою собственную осёдлость, свою родовую землю, причём наивысшим его пожеланием всегда было и есть, чтобы такая земля была довольно велика и пригодна для покрытия, если не всех, то по крайней мере большей части его семейных потребностей и домашних расходов, и дала ему возможность отдыхать дома по несколько месяцев в году, или часов в день от наёмных и отхожих работ. Это осёдлое житьё на собственном хозяйстве и выражает в воззрениях простолюдина настоящее полное понятие о свободе, земле и равноправии. Оно освобождает его от наёмного труда, даёт ему возможность распоряжаться вольно своей рабочей силой и приурочивает его интересы к интересам других слоёв общества. Отсюда и вытекает главная мысль работы князя Васильчикова: " благосостояние народа будет лучше обеспечено в тех странах, где наибольшая масса жителей занята работою на себя, на собственной своей земле, в своём хозяйстве, чем в тех, где большинство обывателей большую часть года, или даже круглый год и весь свой век работает по найму, поденно или поштучно, по наряду, на других – на хозяев… Чем менее собственников, чем мельче средний размер их владений, чем большее время мелкие владельцы долж ны проводить на посторонних заработках, одним словом, чем крупнее итог наёмных работ в сравнении с хозяйственными – тем более шатко экономическое положение народа, и если эта пропорция доходит до того, что большинство жителей, не имея вовсе собственного хозяйства, присуждено исключительно к наёмному труду, то положение это, даже и при высшей степени культуры, следует признать невольным, стеснительным для жителей, хотя бы оно и способство вало обогащению страны и меньшинства жителей, домохозяев, собственников, капиталистов, пользующихся рабочей си лой[101]… Вообще, говоря о достижении экономического благосостояния, нужно понимать, что богатство страны не всегда соответствует богатству народа; что приращение этих богатств очень часто совпадает с обеднением рабочих классов; что действительное улучшение социального быта обусловливается не массою произведений и валовою суммою денежных оборотов, но распределением имуществ, продуктов и денег, и, наконец, что восстановление этой равномерности в пользовании общими благами составляет по существу ту великую задачу, которая потрясла и разрушила древние цивилизации, и волнует и смущает все современные общества… Если бы изучение классической цивилизации Греции и Рима послужило в пользу германо-романской цивилизации, то она извлекла бы из неё общее указание, что централизация собственности в высших сословиях, крупное землевладение и денежная олигархия были и в прежние времена признаками и предвестниками распадения обществ … Вообще из истории не видно, чтобы классическая цивилизация, как её понимали древние и приспособляли новейшие народы, чтобы эта цивилизация, которую нам выдают за образцовую, где-либо способствовала благосостоянию народов; напротив, она везде устраивалась на счёт низших классов в пользу средних и высших, и предания Греции и Рима, по коим учились новейшие реформаторы, выучили их только подражать этим примерам, погубившим древние общества и угрожающим такой же гибелью и новейшим"[102] (А.И. Васильчиков).
Человечество обновится в саду и садом выправится – вот формула... Сад будет... у всех должна быть земля, и дети должны рождаться не на мостовой... Можно жить потом на мостовой, но родиться и всходить нация, в огромном большинстве своем, должна на земле, на почве, на которой хлеб и деревья растут. Если хотите переродить человечество к лучшему, почти что из зверей поделать людей, то наделите их землёю – и достигнете цели... Вот и будут родиться детки в Саду и выправятся... Детки – ведь это будущее... Если вижу где зерно или идею будущего – так это у нас, в России. Ф.М. Достоевский. «Дневник писателя». 1876
12. При осмыслении тенденций и перспектив развития земельного права следует понять, что проведенные в России земельная и аграрная реформы – всего лишь часть капиталистических преобразований, навязанных нашей стране миром ТНК. Потеряв промышленную безопасность, Россия оказалась вовлечена в процессы глобализации на положении сырьевого придатка «развитых» стран; потеряв продовольственную безопасность, наша страна оказалась зависимой от поставок с/х продукции из-за рубежа. Отсутствие чёткой концепции развития страны на основе национальных интересов фактически приводит к осуществлению процесса управления земельными ресурсами в интересах транснационального по своей природе финансового капитала, зарубежных с/х производителей и граждан других государств. Ниша, которую мы могли бы занять в глобальной экономике – производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции для всех стран мира. Но она пока не осознана нашим законодателем. Нехватка земельных ресурсов в глобальном масштабе заставит его решить этот вопрос, но в какой форме он будет разрешен? Сельские труженики могут быть свободными хозяевами своей земли, а могут быть просто наёмными работниками в агрохолдингах. Для первого варианта фактически требуется новая земельная реформа, сутью которой стало бы бесплатное предоставление земли в экологически целесообразном размере (1-2 гектара) в пользу граждан, которые желают на ней жить, трудиться и выращивать экологически чистые продукты питания. Реализация этой реформы требует упорядочения отношений собственности на земли с/х назначения, создания специального земельного фонда, зачисления в него бесхозных земель и земель, не используемых по целевому назначению, «обрезания» латифундий до размера экологически целесообразного хозяйствования, освобождения граждан, выращивающих с/х продукцию, от всех видов налогов, развития реального сельского самоуправления и наделения новых сельских поселков правами муниципальных образований. Для второго варианта необходимо продолжение сегодняшних преобразований: определение стоимости земли, налогообложение земли в зависимости от её экономической ценности, перераспределение земли от «неэффективных» землепользователей к «эффективным», устранение ограниченных вещных прав (переход к двум титулам: собственности и аренде) и полное вовлечение земли в гражданский оборот. В связи с этим наибольшее внимание в земельном праве получат нормы, обеспечивающие слияние земельных участков и расположенных на них зданий, строений и сооружений в единый объект недвижимости, создание рынка недвижимости, развитие ипотеки и, в конечном счёте, перетекание земель в руки финансового капитала. Будет происходить дальнейшее развитие системы земельных платежей, которое, как ожидается, приведёт к переходу от земельного налога к налогу на недвижимость. Государство будет успешно выполнять функции зонирования земель, оценки земель, кадастрового учёта недвижимости и регистрации прав новых собственников на земельные участки. Собственным гражданам земля будет продаваться на торгах, а период бесплатного перераспределения земли закончится. Это, в свою очередь, вызовет дальнейшее развитие арендных отношений, совершенствование принципов установления арендной платы, вовлечение в арендные отношения новых видов объектов и новых категорий землепользователей. За вовлечением в частный оборот земель населенных пунктов и земель с/х назначения, очевидно, последует вовлечение в оборот земель лесного фонда. Завуалированной формой такого оборота уже являются договора аренды лесных участков, которые могут заключаться на срок до 49 лет. Лесное право сегодня развивается в направлении максимально возможного допущения норм гражданского законодательства и введению участков леса и лесных насаждений в гражданский оборот. Созданные в новом Лесном кодексе условия для скрытой приватизации земель лесного фонда будут расширяться[103]. Произойдёт дальнейшее ослабление таких функций управления земельными ресурсами, как охрана земель, мониторинг за состоянием почв, контроль за соблюдением земельного законодательства (особенно это будет касаться муниципального и общественного земельного контроля) и контроль за лесопользованием. Отстранение общества и государства от участия в осуществлении этих функций фактически означает, что управление этими процессами начинает осуществляться с более высокого уровня – только уже в других целях и интересах. Пока это ещё трудно осознать. Но те задачи, которые начинают решать государства в эпоху глобализации, выходят за рамки традиционных представлений о государственной политике и правовых формах её реализации. Концентрация управления земельными ресурсами завершается. На очереди вопрос о глобальном управлении природными ресурсами планеты.
Без государства каждый человек свободно себе место избирал, что было для него благоприятным, сажал там сад, и строил дом, и начинал там жить. Трудиться мог так и тогда, как и когда желала в нём душа. И пищей первозданной обеспечен был всегда. Чиста была вода, слух услаждали птицы, пел песни человек и счастлив был, вокруг себя Любви пространство сотворяя. Насильственно был прикреплен тот человек к земле. Лишен свободы выбора и воли. Что ему делать, чем питаться, где жить и что сажать – решать стал князь, помещик, барин. Как вышло это вдруг? С чужой религией возникло государство на Руси. Владимир-князь призвал чужих монахов, сожгли пришельцы те усадьбы родовые, срубили сад, под пашню была пущена земля. Людей, что на земле той жили, между собой с землёю вместе разделили. Возникли барщина, полюдье и налог. Пришёл их срок. Эксплуатацию оформили законом, закон назвали Правдой, по Правде стали жить и суд чинить. Суд феодала прост: бунтуешь – на погост! Феодализм продлился 1000 лет. Остались люди всё же на земле, возделывать должны были её, владеть же ею права не имели. Владеть землей имели право те, кто меж собой её распределил, но сам на ней не жил и не трудился. Так земледелье отделилось от землевладенья. Без государства каждый человек свободно себе место избирал, что было для него благоприятным, сажал там сад, и строил дом, и начинал там жить. Феодализм насильно прикрепил его к земле. Капитализм его освободил, отняв у человека землю так, чтобы его на фабрику работать погнал голод. Тем временем землевладенье собственностью стало, царь позаботился о том, чтобы голодным людям дали право ей распоряжаться – продать купцу, отдать в залог банкиру, сменять за семена, за хлеб, за водку… Перетекали люди в города, а между тем владеть землёю стали купец, банкир и фабрикант. Владели так, чтоб вызвать ненависть к владенью частному вообще! Тогда-то и случилась революция, и собственников крупных всех изгнали, а землю передали государству. И стало государство ею управлять, а людям – лишь участки выделять. Все остальные земли отдали колхозам, чтоб тягу у людей к земле отбить. Ничейною земля в колхозах стала, чужой, со злобой стали её вспахивать и засевать, и злобное произрастало. Невкусными стали плоды земли. Исправить чтобы их, решили в землю сыпать соль и яды. Когда же человек от тех плодов с рожденья стал болеть и раньше срока почему-то помирать – генетику решили исправлять, сказав, что нынешняя вся плохая, не годится, а вот мы вырастим из нефти огурец, и сразу станет счастлив человек… Без государства каждый человек свободно себе место избирал, что было для него благоприятным, сажал там сад, и строил дом, и начинал там жить… Феодализм насильно прикрепил людей к земле. Капитализм людей освободил, но без земли, чтобы вырос пролетарий, который будет строить коммунизм. Чтоб строить коммунизм было сподручней, насилье денег заменил диктат закона. Законами землёю стали управлять: предписывать, когда и где пахать, где можно строить дом, а где нельзя, кому 6 соток, а кому 15, что сеять по весне и где стоять сараю. С чего-то только вот пропали черви, воды не стало, урожай попадал, деревня обезлюдела, спиваться люди стали, эрозия, пустыня развелась… но ведь наука! правовой режим! мы развиваем сельское хозяйство! и не допустим сокращенья пашни – пусть даже будем по такой науке в Австралии продукты покупать… И вдруг сказали: было всё напрасно! Не то мы строили, и не к тому стремились. Насилье денег для народа лучше. Но и диктат закона мы оставим – не возвращать же землю человеку! Пускай наймётся в рабство к дяде олигарху. Возьмёт кредит –жильё доступным станет. А мы тем временем закон об этом примем, построим из колхоза агрохолдинг, чтоб смог крестьянин снова в нём работать, оплачивать проценты по кредиту и высевать пластмассовый укроп. Когда ещё пустыней станет пашня… на наш-то век! нам с вами точно хватит…
* * *
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |