КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, предмет и метод административного права
Общее понятие управления. Цель и элементы управления. Понятие государственного управления. Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей. Управление обусловлено: •наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют); •существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления). Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью: -упорядочения системы; -сохранения структуры системы; -обеспечения функционирования системы. Социальное управление в обществе подразделяется на два вида: • государственное (управление делами государства); • негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т. п.). Признаки социального управления: • социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей; главное назначение социального управления - упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности; • объектом воздействия социального управления являются поведение участников совместной деятельности, взаимоотношения между ними; • социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей; • базис социального управления -соподчиненность воли участников управленческих отношений; • механизм реализации социального управления олицетворяют субъекты управления (органы управления). В процессе осуществления социального управления выполняются следующие функции: • сбор и обработка информации; • прогнозирование (научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных); • планирование (определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения); • организация (формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления); координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления; • контроль и учет. Государственное управление, в широком смысле слова, - управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной). Государственное управление, в узком смысле слова, - исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе. Субъекты государственного управления –государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями. Объекты государственного управления- предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий. Деятельность, осуществляемая субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно-распорядительной. Государственное управление характеризуется следующими чертами: • является организующей деятельностью; •носит исполнительно-распорядительный характер; • в процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в социально-культурной, социально-политической, экономической сферах деятельности; • осуществляется уполномоченными на то субъектами управления. Функции государственного управления: • разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов; • установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни; • управление учреждениями государственного сектора; регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора; обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой и регулируемой сферах. 2. Понятие и признаки исполнительной власти, ее соотношение с государственным управлением. Государственное управление – это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий. Согласно ст. 10 и 11 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц. Деятельность указанных органов по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным управлением. После того, как юридически было закреплено разделение государственной власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – вместо термина «государственное управление» стали употреблять термин «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации часто называются органами, осуществляющими государственное управление. Хотя эти понятия весьма близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление» - шире понятия «исполнительная власть», т.к. некоторые управленческие функции выполняются и другими органами государственной власти наряду с их главными функциями. Так, органы судебной власти наряду с осуществлением правосудия – своей главной функцией – одновременно осуществляют при рассмотрении конкретных дел контроль за законностью актов органов исполнительной власти и внутреннее управление, выражающееся в руководстве деятельностью аппаратов судов и других судебных работников. Характерные черты исполнительной власти: исполнительная власть самостоятельна и независима; 1.Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с ее законодательной и судебной ветвями. Исполнительная власть самостоятельна в функционально-компетенционном смысле. Ее функции прямо определяются ее наименованием: практическая реализация законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. 2.является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути; 3.осуществляет управленческую и распорядительную деятельность; Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации. 4.субъекты исполнительной власти – это органы власти, которые действуют от имени государства и от своего имени. Однако сама исполнительная власть, как и само государственное управление, - это не система соответствующих государственных органов, а осуществляемая ими деятельность определенной функциональной направленности, в рамках которой и возникают административно регулируемые общественные отношения. 5.исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера. Данное качество в равной мере характеризовало и государственное управление, ибо и оно функционально действовало как средство исполнительства, реализуясь в регулируемых административным правом управленческих отношениях.
Итак, исполнительная власть – это категория политико-правовая, а государственное управление – это организационно-правовая категория. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению государственное управление представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Административное право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Нормы административного права: -устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении; -регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами; -определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления; -регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах. Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Метод правового регулирования - способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. Для административного права характерны следующие методы правового регулирования: •метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому); •метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления); •метод согласования (этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении); •метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора). Суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений заключается в следующем: -установление определенного порядка действий -предписание к действию в определенных условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответствующей административно-правовой нормой; -запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия; -предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения; -предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |