КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Участие в различных политических режимах
В странах с устоявшимся демократическим режимом граждане свободно выбирают формы политического участия в рамках закона, не опасаясь за преследования со стороны властей. В тоталитарных и авторитарных государствах вся деятельность граждан находится под контролем государственных органов. При тоталитарном политическом режиме осуществляется всесторонний контроль за гражданами. В странах с авторитарным режимом контроль ограничивается за деятельностью граждан в политической сфере. В недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимах легальными формами политического участия могли быть только санкционированные властью демонстрации, шествия и прочие мероприятия, направленные на поддержку утвердившегося политического режима. Мобилизационное вовлечение граждан осуществлялось политическими структурами – партиями, общественно-политическими организациями, СМИ – тесно интегрированными с государством. Неподконтрольные государству органы и институты, которые могли бы действовать в политической сфере, не допускаются. При этом степень влияния и принуждения выше в тоталитарных государствах. Государственные органы, контролировавшие политическую активность граждан, стремились минимизировать активность правозащитников, либерально ориентированной интеллигенции. Однако количественные характеристики участия в странах с коммунистической и фашистской идеологией, как правило, выше, чем в демократических. Ограничение граждан, в оказание влияния на принятие политических решений, проявлялось в формировании оппозиционных сил внутри государства либо в диссидентстве. При этом оппозиция может полномасштабно функционировать только в странах с демократическим режимом. Главной и естественной при демократии обязанностью большинства является уважение к оппозиции, ее права на свободную критику, используя различный арсенал средств политического участия. Понятие «оппозиция» имеет двойное значение. В более широком смысле под оппозицией понимают все прямые и косвенные проявления общественного недовольства существующим режимом. В более узком смысле оппозиция рассматривается как политический институт, совокупность отстраненных от власти политических партий, организаций и движений. Принято различать внесистемную и системную оппозицию. К внесестемной оппозиции относятся лево- и праворадикальные партии и группировки, программные установки которых полностью или частично противоречат официальным политическим ценностям, а их деятельность объединяет граждан не довольных реализуемых властью политическим курсом. Они использую запрещенные формы участия направленные на подрыв государственной власти. Например, деятельность неофашистских организаций в современной Европе. К системной оппозиции принадлежать различные политические партии и общественно-политические организации, которые в целом признают деятельность властей, однако не согласны с правительством в выборе путей и механизмов достижений стратегических целей по разрешению острых социально-экономических, политических и культурных проблем. Они используют легальные формы политического участия и не подрывают сложившуюся политическую систему. При этом не следуют рассчитывать на количественном увеличении форм политического участия в государствах с демократическим политическим режимом. Политическая практика констатирует тот факт, что в демократических государствах большинство граждан ограничиваются голосование федеральных органов власти. Политологии выделяют три группы: 4. небольшой процент активистов, вовлеченных в различные формы политического участия; 5. голосующие (электорат) их большинство; 6. абсентеисты (от 20 и выше процентов, в зависимости от форм и мотивов политического участия). Американский политолог С. Верба сформулировал так называемую стандартную модель политического участия. Суть которой – чем выше социально-экономический статус, тем выше вероятность политического участия. Лица, которые осознают свою политическую значимость и верят в то, что они имеют такое влияние, проявляют больше готовности к политическому участию, чем те, кто ощущает отчужденность от общества.
В современном мире большинство стран либо являются демократическими, либо стремятся к ней, находясь в переходном этапе развития от авторитаризма к демократии. При этом в политике активное участие принимают, как правило, мужчины, лица среднего возраста, имеющие высшее образование, кандидаты или доктора наук, представители среднего класса. Это обусловлено обладанием различных ресурсов интеллектуальных, материальных, информационных и прочих. В то время как в обществе не искоренился стереотип, что политика дело не женское. Женщина предназначена для выполнения иных функций в обществе. Политическая практика квотирования мест (примерно 30% в зависимости от уровня вертикали власти), в представительных органах власти, инициированная советской властью и распространившаяся на другие страны мира с распадом социалистической системы была отменена в большинстве стран. В большинстве современных стран женщин находящихся на уровне принятия политических решений единицы. Есть потребность в осмысление данного общественного феномена, как среди политиков, так и общества в целом. С формированием демократического режима происходят изменения и в механизмах политического участия.
[1] Пляйс Я.А. Представительная власть в России в контексте общемировой практики парламентаризма // Парламентаризм в России и Германии: История и современность. М., РОССПЭН. 2006. С. 43.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |