Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Et in saecula saeculorum!




Sicut erat in principio et (est) nunc et (erit) semper

[223]

 

 


[1]1 die barmer theologische erklarung. einfiihrung und dokumentation/ burg-smuller a, weth r. - neukirchener verlag, 1983, с 34 (перевод автора).

 

[2]В большинстве русскоязычных ссылок данный труд именуется как «Священное», что, однако, является не вполне корректным, учитывая тот смысл, который сам автор вкладывает в это слово. Оригинальное название книги — «das heilige».

 

[3]Так в его предисловии к книге «Введение в "Церковную догматику" Карла Барта», написанной Отто Вебером. См. weber otto. «karl barths kirchliche dogmatik. ein einfuhrender bericht». - neukirchen, 1958, с 5.

 

[4]См. наст, издание, с. 11.

 

[5]barth К. die kirchliche dogmatik. 4 teile, 1932 — 1959 (труд остался незавершенным, выдержал более 10 изданий). — Здесь и далее прим. ред.

 

[6]Абрахам Калов (calov, calovius) (1612–1686) — немецкий лютеранский теолог, профессор в Кенигсберге и Данциге, генеральный суперинтендент в Виттенберге; представитель лютеранской ортодоксии, непрерывно вел острую полемику с католиками, реформатами, арминианами и др.

 

[7]credo — книга К. Барта (basel, 1935),

 

[8]Очерк. — «Очерк догматики», книга К. Барта (barth К. «dogmatik im grundrib». berlin, 1948).

 

[9]Суммы — имеются в виду объемные догматические произведения (см., напр., «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» Фомы Аквинского).

 

[10]«Швейцарский псалом» («schweizerpsalm») — написанное в xix в. патриотическое песнопение, ставшее швейцарским национальным гимном. Как раз во время подготовки Карлом Бартом данной книги в Швейцарии велись интенсивные дискуссии о том, следует ли официально объявлять это песнопение государственным гимном.

 

[11]Притча из «Натана мудрого» Г. Э. Лессинга, призывающая к веротерпимости и утверждающая равноценность христианства, ислама и иудаизма перед Богом.

 

[12]Слово «евангелическая» традиционно служит в немецкоязычном мире для обозначения протестантских церквей, например, «Евангелическая церковь Германии». В разговорном языке «евангелическое» как обозначение вероисповедания часто противопоставляется «католическому».

 

[13]В соответствии с традицией евангелического церковного языка Карл Барт говорит здесь о Евангелии, прежде всего, не как об отдельных конкретных библейских книгах (Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), а как о Благой вести о прощении и оправдании грешников, которая, согласно евангелической теологии, составляет центр всего Писания и церковной проповеди.

 

[14]Если внести необходимые изменения (лат.).

 

[15]Оборотом речи (фр).

 

[16]Ср. Исх 3:14, в русском Синодальном переводе: «Я есмь Сущий».

 

[17]Букв., «незабвенность» (греч.).

 

[18]Кризис — одно из ключевых понятий теологии Карла Барта и его сторонников, для которой среди прочих обозначений (наиболее известное — «диалектическая теология») употребляли и название «теология кризиса».

 

[19]0 Бог «как совершенно иное» — одно из излюбленных понятий теологии начала xx века. Ярче всего таким способом Бог характеризуется в знаменитом «теологическом бестселлере» Рудольфа Отто «Святое» (см. например, otto, rudolf. das heilige, munchen, 1997), который оказал заметное влияние на богословие Барта.

 

[20]1 Здесь Барт в числе прочего вероятно намекает и на православное учение о теозисе, обожении, как высшей цели человека.

 

[21]2 См. Ис 7.14.

 

[22]Глобальной образованной среде (лат.).

 

[23]В своем роде (лат.).

 

[24]Второстепенной заботой (лат.).

 

[25]В немецком языке это однокоренные понятия: wort (слово) и antwort (ответ).

 

[26]«Стоит и падает» (по-немецки, stent und fallt) — выражение, распространенное в протестантском богословии и означающее «целиком зависит от чего-либо».

 

[27]«Всякое подлинное познание Бога рождается из повиновения» (Кальвин).

 

[28]Исх 3:14: «Я есмь Сущий».

 

[29]См. Быт 32:28.

 

[30]См. Ин 4:22.

 

[31]0 См. Рим 12:1, в Синодальном переводе — «разумное служение».

 

[32]«Живьем» (лат).

 

[33]Новый Завет кроется в Ветхом, Ветхий является в Новом (лат).

 

[34]«Исторический Иисус» (Иисус как реальная историческая личность, наши знания о которой очищены от позднейших религиозных напластований), «Христос веры» (Христос как религиозная фигура, как Он воспринимается в вере, независимо от реальных исторических событий и обстоятельств, связанных с Его жизнью), «допасхальный» и «послепасхальный» Иисус Христос (т. е. Иисус Христос в контексте Его земной жизни и так, как Он воспринимается в свете Его Воскресения) — различные термины связанной с использованием историко-критического метода изучения Библии протестантской теологии xix — xx вв., знаковые для попыток по-новому понять личность Иисуса Христа и ее значение.

 

[35]«Яхвист» и «Элогист» — принятые в библейской науке условные обозначения гипотетических авторов различных слоев текста, просматривающихся в ряде книг Ветхого Завета. Характер этих обозначений обусловлен тем, при помощи каких слов в данной текстовой традиции именуется Бог.

 

[36]Значимых мест, тем (лат.).

 

[37]Условное обозначение еще одного текстового слоя в Ветхом Завете (см. прим. выше).

 

[38]Так называл его Лютер: оно казалось ему сухим, лишенным свежести чистой благодати из-за сосредоточенности на делах.

 

[39]«der ewigreiche gott» — выражение из знаменитого церковного песнопения Мартина Ринкарта nun danket alle gott.

 

[40]Общение святых (лат.)

 

[41]Община веры (лат.).

 

[42]Союз свидетелей (лат.)

 

[43]Намек на Пс 13:1.

 

[44]Согласно учению Барта, которое он, в частности, излагает и в этой книге, собственно Словом Божьим является событие Иисуса Христа. Непосредственным свидетельством о Нем и потому Словом Божьим второго порядка является Писание. Церковное провозвестие, проповедь являются свидетельствами второго порядка и потому могут быть названы Словом Божьим лишь весьма опосредовано — как Слово Божье, так сказать, третьего порядка.

 

[45]«Я не теолог, я администратор!» (англ).

 

[46]Служение Слова Божьего (лат.).

 

[47]С учетом необходимых изменений (лат.).

 

[48]Барт использует в данном случае слово uberlieferung, которое было бы точнее перевести, как «предание». Такой перевод мог бы показать наличие пунктов соприкосновения евангелической и православной теологии; однако для того чтобы избежать ложного впечатления полного единства по этому вопросу, было выбрано все же иное слово.

 

[49]Веру ищущую понимания (лат.)

 

[50]В части вместо целого (лат.).

 

[51]Барт перечисляет различные существовавшие в истории формы вероисповеданий. Под «символами» имеются в виду исповедания, традиционно именуемые «символами веры». «Конфессии» — вероисповедания, легшие в основу отдельных, «конфессиональных», церквей.

 

[52]Общим согласием (лат.).

 

[53]С самого начала (лат.).

 

[54]Понимание веры (лат.).

 

[55]Барт имеет в виду классическую либеральную теологию xix — начала xx вв. (не путать с так называемым «либерализмом» в теологии!), с которой он ожесточенно полемизировал.

 

[56]В наиболее сильных сторонах (лат.).

 

[57]Теологумен — частное богословское мнение.

 

[58]deus ex machina — фигура бога, поднимаемая в финале античных трагедий с помощью особого механизма (машины) над сценой, чтобы путем его вмешательства в ход действия искусственно решить неразрешимый сам по себе конфликт.

 

[59]См. Быт 25:27–34.

 

[60]Ср. Ин 3:8.

 

[61]Дыхание (лат.).

 

[62]Вдохновение (лат.).

 

[63]Исконное значение, связанное с «дыханием», «дуновением» полностью сохранилось в русском слове «Дух».

 

[64]Цит. по русской версии Никео-Константинопольского символа веры, принятой в церквах западно-христианской традиции.

 

[65]«Зачатый от Духа Святого» (лат).

 

[66]«Пневматическая» — духовная, связанная с деятельностью Духа (от греч. pneuma — дух).

 

[67]

[68]Иоганн Вольфганг Гете. Фауст. Пер. Б. Пастернака. М., 1969 — С. 157 (часть первая, сцена «Лесная пещера»).

 

[69]Деян 19:1–3.

 

[70]Название церковного гимна ix в., приписываемого Рабану Мавру.

 

[71]«komm, о komm, du geist des lebens» — название хорала Генриха Гельда (Held), 1658 г.

 

[72]Ср. Лк 11:11–13.

 

[73]Ср. Мф 25:1-13.

 

[74]См. Притч 24:34.

 

[75]thaumazein — удивляться, изумляться (греч.).

 

[76]Чудесным, поразительным (лат.).

 

[77]Ср. 1 Кор 15:26.

 

[78]Лк 21:28.

 

[79]Ср. Мф 25:1-13.

 

[80]Ет, der retter ist da! — ср. со строкой из популярного духовного песнопения «stille nacht»: «christ, der retter ist da!»

 

[81]wunder alter wunder (букв, «чудо всех чудес») — слова из известного песнопения реформатского поэта и мистика Герхарда Терстегена (1697 — 1769) «gott ist gegenwartig».

 

[82]Последнее по очередности, но не по важности (англ.).

 

[83]Неизгладимый отпечаток (лат.) — термин из римско-католического богословия, который обозначает, что при рукоположении священник обретает особый реальный и неуничтожимый статус, отличающий его от мирян, и, таким образом, его рукоположение, в сущности, никогда и ни при каких условиях не может быть отменено.

 

[84]Иоганн Готфрид Гердер (herder) (1744 — 1803) — знаменитый теолог, философ и литературный критик, оказавший значительное влияние на движение «бури и натиска», классицизм и романтизм.

 

[85]Намек на знаменитую книгу Ф. Шлейермахера «Речи о религии к образованным людям ее презирающим» (1799).

 

[86]Бернард Дум (duhm) (1847 — 1928) — известный теолог, представитель школы истории религий. Главный интерес теологических изысканий Дума лежал в области ветхозаветных поэтических и пророческих книг.

 

[87]Герман Гункель (gunkel) (1862 — 1932) — один из главных представите лей школы истории религий, основатель методики исследования форм и жанров в Ветхом Завете.

 

[88]Пауль Вернле (wernle) (1872 — 1939) — известный швейцарский теолог, специалист по Новому Завету, прежде всего, по синоптическим Еванге лиям и корпусу посланий апостола Павла.

 

[89]Томас Карлайл (carlyle) (1795 — 1881) — известный шотландский писатель и историк, во многом способствовал популяризации немецкой культуры в Великобритании.

 

[90]Рудольф Отто (otto) (1869 — 1937) — знаменитый теолог и религиовед. Известен, прежде всего, своей книгой «Святое» (1917), где обозначает святое, нуминозное, лежащее в основе любой религии, как mysterium tremendum et fascinosum («тайна ужасающая и притягательная»). См. так же прим. на с. 19.

 

[91]Чарующее, притягательное (лат.).

 

[92]Вильгельм Герман (herrmann) (1846 — 1922) — специалист в области систематической теологии, один из учителей Карла Барта.

 

[93]Красота (лат.).

 

[94]Речь идет о тебе самом! (лат.).

 

[95]Фридрих Август Готтрой Толук (tholuck) (1799 — 1877) — один из виднейших теологов и церковных деятелей своего времени. Оказал значительное влияние на развитие самых разных областей теологии.

 

[96]Ср. Быт 3:9.

 

[97]Понимания, постижения веры (лат.)

 

[98]Св. Иларий из Пуатье, или Иларий Пиктавийский (315 — 368), — епископ города Пуатье, называвшегося также Пиктавиум. Единственный из западных епископов в 350 г. отказался исповедовать арианский символ веры, за что был сослан императором Констанцием в Малую Азию. Свои богословские взгляды изложил в книге «О Святой Троице». Илария можно считать первым западным богословом, всерьез обсуждавшим проблемы Троицы и природы Христа.

 

[99]Не предмет подчинен речи, но речь — предмету (лат).

 

[100]Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109) — архиепископ кентерберийский, богослов, философ-схоластик, основатель средневекового реализма. Он сформулировал т. н. онтологическое доказательство бытия Бога, призванное показать, что из самого понятия Бога с необходимостью вытекает его существование. Основные сочинения: «Монолог», «Об ис тине», «Прибавление к рассуждению» и «Почему Бог стал человеком» (об искуплении).

 

[101]Порядок и необходимость (лат).

 

[102]Верую, потому что абсурдно (лат.), — высказывание Тертуллиана (ок. 160 — 220).

 

[103]«gib zufrieden und sei stille in dem gotte deines lebens!» — первая строчка известного песнопения Пауля Герхардта (1607 — 1676), наиболее крупного лютеранского церковного поэта.

 

[104]От греч. aropa (затруднение, недоумение) — термин, которым обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы

 

[105]«Бог из машины» (лат.) — неожиданная, не вытекающая из действия драмы развязка.

 

[106]Жертвоприношение разума (лат.).

 

[107]Вера, ищущая разумения (лат.).

 

[108]Неявная, подспудная вера (лат). Понятие веры, связанное с обращенным к верующему требованием (выдвигаемым, прежде, всего в Римско-католической церкви) заведомо подчинить свою личную веру и убеждения учению Церкви, даже если оно не известно и не понятно ему во всех деталях.

 

[109]Вера, созидающая в нас божественность (лат.).

 

[110]Под «онтическим» («бытийственным») Барт понимает здесь обладающее собственной и независимой сущностью, более того, единственно истинной и релевантной сущностью, из которой выводится затем все остальное.

 

[111]Непременное условие (лат).

 

[112]Под энтузиазмом здесь следует понимать исконное значение этого слова, употребляемое в теологии, то есть состояние религиозной экзальтации.

 

[113]См. Мф 4:5–6.

 

[114]Схождения в ад (лат.).

 

[115]Намек на знаменитую «Программу демифологизации Нового Завета» Рудольфа Бультмана, которая подразумевала собой замену в теологии древних мифологических представлений и образов из Библии на понятные и близкие современному человеку, но идентичные по своему наполнению с библейскими экзистенциальные категории.

 

[116]Вера в то, что… (лат.).

 

[117]Вера в… (лат.).

 

[118]В вере, ищущей уразумения (лат.).

 

[119]Мф 17:20.

 

[120]Здесь Барт переиначивает строчку из знаменитого хорала Мартина Лютера «ein feste burg»: «mit unsrer macht ist nichts getan», — в которомговорится о бессилии человека перед лицом сатаны и о неминуемо угрожающей человеку гибели, единственным спасением от которой является вмешательство Христово.

 

[121]Цитата из Малого Катехизиса Мартина Лютера, точнее, из толкования третьего артикула Символа веры, в котором Лютер утверждает, что моя вера во Христа — это исключительно результат действия Святого Духа во мне.

 

[122]Мк 9:24.

 

[123]«Фауст», часть первая, сцена первая. Перевод Н. Холодковского.

 

[124]Почтенный орден теологов (лат.).

 

[125]От лат. explicatio — истолкование, объяснение, выведение главной мысли.

 

[126]От лат. applicatio — прикладывание, приложение к жизни выведенного в результате экспликации.

 

[127]См. Мф 10:27.

 

[128]«Метод корреляции» П. Тиллиха подразумевает, что теология в своих ответах должна учитывать глубокие и экзистенциальные вопрошания человека. Ответ не должен быть уже задан самим вопросом, его структурой и содержанием, не должен быть прямым и, тем более, ожидаемым, но вопрос и ответ должны соответствовать друг другу.

 

[129]Автономное мышление, по Тиллиху, — мышление само себе полагающее законы и правила. Гетерономное мышление видит свои правила и ценности вне себя, заданными некоей внешней инстанцией. Теономное мышление преодолевает оба эти ограниченных типа в мышлении, ориентирующемся на Бога, то есть на то, что не идентично с мыслящим, но и не чуждо для него.

 

[130]«eia, warn wir da!» — цитата из знаменитого латино-немецкого рождественского песнопения in dulci jubilo (xv в.).

 

[131]Теологией, следующей образцу, теологией странников (лат.).

 

[132]Внутри и вне церковных стен (лат.).

 

[133]Собрание верных (лат.).

 

[134]Ср. Исх 16:3.

 

[135]«Как маленький Мориц представляет себе что-либо» — оборот речи, обозначающий представления непрофессионала о чем-либо.

2 Гейдельбергский катехизис (1563 г.) — одно из наиболее распространенных в Реформатских церквях вероисповедных писаний.

 

[136]

[137]Выражение Барта здесь напоминает название знаменитого теологического журнала «zwischen den zeiten» (1922 — 1933), ставшего на заре диалектической теологии ее рупором.

 

[138]Быт 3:19.

 

[139]Да будет! (лат.).

 

[140]Николаус Людвиг граф фон Цинцендорф (zinzendorf) (1700 — 1760) — виднейший богослов эпохи пиетизма, основатель и первый епископ Гернгутерской общины, которая была и остается тесно связана с традиционными евангелическими церквами, однако отличается особенным характером благочестия; автор множества духовных песнопений.

 

[141]Судя по всему, имеется в виду знаменитое доказательство бытия Божьего, предложенное Ансельмом Кентерберийским.

 

[142]Глупца (лат).

 

[143]Давид Фридрих Штраус (strauss) (1808 — 1874) — знаменитый теолог; стремлениям выделить историческое ядро в новозаветных повествованиях об Иисусе противопоставил необходимость уметь найти в мифологическом языке Библии вечные истины и выразить их по-новому.

 

[144]Внутреннем свидетельстве Святого Духа (лат).

 

[145]Иоганн Ментцер (mentzer) (1658 — 1734) — один из сподвижников графа Цинцендорфа. Барт цитирует строчку из известного песнопения, написанного Ментцером, «О dab ich tausend zungen hatte».

 

[146]Ср. Мф 4:4.

 

[147]Иак 1:6.

 

[148]Эммануил Гирш (hirsch) (1888 — 1972) — видный немецкий теолог, представитель так называемого «Лютеровского ренессанса», известен своими работами в области современной философии, Нового Завета и политических аспектов христианского учения. Тесно сотрудничал с пронацистски настроенными «немецкими христианами». Один из самых непримиримых оппонентов К. Барта.

 

[149]Вестфальский мирный договор 1648 г. положил конец Тридцатилетней войне.

 

[150]Верую в Церковь (лат).

 

[151]Верую во единого Бога (лат).

 

[152]Рим 8:16.

 

[153]Откр 3:15–16.

 

[154]Ср. 1 Кор 3:15.

 

[155]Пауль Тиллих утверждал, что сомнение является неотъемлемым и необходимым элементом веры.

 

[156]Речь идет о надписи, которую нацарапала в своей тюремной камере французская протестантка Мари Дюран (1715 — 1776), заключенная там за свою веру. Она адресовала эту надпись своим сокамерницам, которые подвергались искушению отвергнуть свою веру и тем самым получить освобождение.

 

[157]Слово «anfechtung» означает на традиционном языке протестантского богословия и благочестия не «соблазн» (versuchung), а тяжелое внутреннее испытание, глубоко личное переживание удаленности Бога или даже Его отсутствия в моей жизни, ощущение моей отверженности Богом. Барт наполняет здесь это слово новыми оттенками смысла: см. его пояснения по тексту. Точного перевода этого слова на русский язык, к сожалению, не существует, поэтому мы вынуждены будем пользоваться наиболее распространенным его переводом как «искушение».

 

[158]Ср. Ам 5:21–23.

 

[159]ПС 103:29

 

[160]Рим 6:23.

 

[161]Исх 24:17.

 

[162]В способе перечисления десяти заповедей, принятом в Реформатской церкви (точно так же, как и в Православной), запрет на создание изображений выделяется в отдельную, вторую заповедь, в то время как в Римско-католической и Лютеранской церквах этот запрет понимается как продолжение первой заповеди и потому не называется отдельно.

 

[163]Лк 22:24.

 

[164]Конфирмация — обряд в евангелических церквах, совершаемый над достигшими совершеннолетия юношами и девушками. В этом обряде они торжественно свидетельствуют о своей вере перед общиной и, тем самым, сознательно говорят «да» своему совершившемуся еще в младенчестве крещению. Конфирмации обычно предшествует специальный курс обучения, наставления в вероучении Церкви.

 

[165]Барт намекает на некоторые важнейшие линии развития и достижения современной ему теологии Бультмана, Тиллиха и других богословов, включая и его самого.

 

[166]Рим 13 — глава из Послания к Римлянам, в которой апостол Павел призывает христиан быть покорными властям. Бонхёффер же, как известно, участвовал в активном сопротивлении гитлеровскому режиму.

 

[167]Знаменитый либеральный теолог Альберт Швейцер (1875 — 1965) долгое время служил врачом при одной из христианских миссий.

 

[168]Эрнст Фукс (fuchs) (1903 — 1983) — известный протестантский теолог, специалист по Новому Завету и герменевтике.

 

[169]Мф 5:15.

 

[170]Существует знаменитая (но исторически абсолютно необоснованная) легенда, что, находясь в Вартбурге, Лютер однажды запустил чернильницей в привидевшегося ему дьявола.

 

[171]Ср. Ин 11:4. Так же называется известное произведение Серена Кьеркегора, опубликованное в 1849 г.

 

[172]Пс 72:15.

 

[173]По роду своей деятельности (лат.).

 

[174]«der herr allein ist konig, ich eine welke blum» — строка из песнопения Пауля Герхардта «du, meine seele, singe» (1653 г.), написанного на мотивы Пс 145.

 

[175]Рим 4:18.

 

[176]Противоположностью (лат).

 

[177]Здесь Барт опирается на «теологию креста» Лютера, согласно которой, Бог открывается всегда только под видом противоположного (sab contra riety). Его всемогущество открывается в бессилии Распятого, Его любовь — в событии креста, то есть мучительной казни, Его милость человеку — в сознании тем своей потерянности и так далее. Противоположностью «теологии креста» является, по Лютеру «теология славы», которая пытается увидеть Бога напрямую в Его славе, в величии и «очевидности» Его дел, а также связать Его милость с человеческими заслугами, но, тем самым, она вынуждена обходить парадокс креста, а значит и не знает ничего об истинном откровении Божьем, совершившимся в распятом Христе. См. также дальнейшие пояснения Барта.

 

[178]Под видом противоположного (лат).

 

[179]Ср., например, Пс 30:18.

 

[180]Теологией креста (лат.).

 

[181]Славься, крест, моя единственная надежда! (лат.).

 

[182]Бодрости (лат.).

 

[183]Веселии (лат.).

 

[184]Духовной радости (лат.).

 

[185]Здесь Барт снова использует уже цитированную им строку из хорала Мартина Лютера «ein feste burg».

 

[186]Молись и трудись! (лат).

 

[187]Здесь Барт намекает на мысли П. Тиллиха о Боге как основе бытия.

 

[188]Исх 20:2–3.

 

[189]«Речь к..».

 

[190]Давид Голлац (hollaz) (1648 — 1713) — немецкий теолог, известен как последний крупный догматик лютеранской ортодоксии.

 

[191]Под литургическим движением следует понимать достигшие своего пика в 50-х годов xx в. течения в евангелических Церквах, стремящиеся к обновлению литургии — обновлению, которое заключалось, прежде всего, в отказе от ее слишком рационального характера и в более пристальном внимании к обрядовой стороне богослужения.

 

[192]Общение святых (лат.)

 

[193]Раскрой меня от меня к Тебе! (лат).

 

[194]Дай мне разуметь! (лат).

 

[195]Дай мне Тебя! Дай мне Тебя Самого, Боже мой! (лат).

 

[196]Приди, Дух-Творец! (лат).

 

[197]Общении святых (лат.).

 

[198]Через всю эту главу проходит контрапункт двух значений слова studium и его производных: studium (нем.) — изучение, исследование; studium (лат.) — рвение, устремленность.

 

[199]Студентом теологии (лат.).

 

[200]Конкретнейшем (лат.).

 

[201]Готфрид Арнольд (arnold) (1666 — 1714) — немецкий теолог, глубоко укорененный в пиетистской традиции. Известен своим трудом «Беспристрастная история Церкви и ересей от начала Нового Завета до года 1688 от Рождества Христова», в котором он показывает, что подлинными носителями, подлинными величинами церковной истории являются не великие события или возникновение и развитие тех или иных Церквей, а отдельные личности, отдельные представители подлинного христианского благочестия, независимо от конфессиональных границ.

 

[202]Фердинанд Христиан Баур (Ваш) (1792 — 1860) — знаменитый немецкий теолог, основатель Тюбингенской школы. На богословие Баура оказали значительное влияние идеи Гегеля.

 

[203]В дальнейшем это выражение переводится вполне традиционно как «служение Слову Божьему», но сам Барт предлагает именно такой перевод.

 

[204]По роду обязанностей (лат.).

 

[205]Франц Камиль Овербек (overbeck) (1837 — 1905) — евангелический теолог, во многом, за исключением гегельянства, последователь Баура, друг Ницше. Занимался в основном раннехристианской историей. Оказал большое влияние на возникновение диалектической теологии и мышление Барта.

 

[206]Внутри и вне стен Церкви (лат.).

 

[207]Адольф Шлаттер (schlatter) (1852 — 1938) — немецкий протестантский теолог. Происходил из пиетистской семьи. Специалист по Новому Завету и систематике. Стремился придать теологии «библейскую ориентацию». Известен тем, что, исходя из Библии, подвергал некоторые положения протестантского вероучения критике.

 

[208]«das alte weiblein» («старушка») — фольклорный персонаж.

 

[209]Второе Гельветское Исповедание (confessio helvetica posterior), было написано Генрихом Буллингером (bullinger) первоначально как личное исповедание веры в 1561 году и издано в 1566 году как одно из официальных исповеданий Реформатской церкви. Буллингер (1504 — 1575) был другом и соратником Цвингли.

 

[210]«Проповедь Слова Божьего есть Слово Божье» (лат.).

 

[211]Под национальной традиционно понимается Церковь, к которой, по крайней мере, формально принадлежит большая часть населения данного государства. Для вступления в нее, как правило, не требуется сознательного решения, оно осуществляется большей частью через крещение в младенчестве. Такая церковь обычно обладает особыми правами и привилегиями в государстве. Свободная церковь стремится к максимальной независимости от государства и общества. Как правило, она также выдвигает более жесткие требования к своим членам.

 

[212]Вне стен Церкви (лат).

 

[213]Здесь Барт касается ведущейся по сей день дискуссии о том, нужны ли теологические факультеты в государственных университетах или же теологическое образование должно стать исключительно внутрицерковным делом.

 

[214]Необходимое условие (лат.).

 

[215]Теологии странников (лат).

 

[216]Одновременно праведники и грешники (лат.). Этой традиционной формулировкой выражается учение Лютера и Реформации о каждом христианине как грешнике и праведнике одновременно. Речь не идет о том, что каждый немного грешен, но уже и немного праведен. Каждый верующий является вполне грешником и в то же время обладает совершенной праведностью Иисуса Христа, данной ему извне, не являющейся его внутренним качеством или собственностью. Грешник он по своему собственному состоянию, праведник — в глазах Божьих, ради Иисуса Христа.

 

[217]Как в зеркале (лат.).

 

[218]Действенное дело (лат.).

 

[219]Осуществленному делу Иисуса Христа (лат.).

 

[220]«die guldene sonne» — вероятно, цитата из известного утреннего церковного песнопения «die guldene sonne bringt leben und wonne», написанного Филиппом фон Цезеном. Кроме того, Барт может иметь в виду и знаменитое утреннее песнопение П. Герхардта «die guldene sonne voll freud und wonne».

 

[221]Необходимом условии (лат.).

 

[222]«gloria patri» — эти слова звучат в начале богослужения после чтения вступительного псалма.

 

[223]«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков!»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.219 сек.