КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы и источники изучения истории
ТЕМА 2. Подходы к изучению истории Задачи изучения истории 1) восстановить путь развития человечества с целью прогнозов будущего; 2) попытка понять внутренний мир человека прошлого; 3) изучать исторические пути своей страны с целью осознания его специфики и выбора оптимального пути развития. Для вузовского курса «Отечественная история» наиболее важна последняя задача. Всё многообразие исторического прошлого различными исследователями чаще всего интерпретируется с точки зрения того или иного подхода.
В современной исторической науке предпринимаются попытки совместить важнейшие подходы. 1. Методы исторического исследования: Методнауки – это способ, путь исследования. Методы истории: 1. Общенаучные – применяются во всех науках, естественных, точных и гуманитарных, в т.ч. и в истории: а) анализ и синтез – разложение изучаемого процесса на составные части (анализ) с последующим соединением по-новому понятых составных частей в единое целое (синтез); б) логический метод – установление причинно-следственных связей между явлениями в историческом процессе; в) классификация – группировка фактов по определённым принципам и критериям 2. Специально-исторические методы: а) хронологический – последовательное изложение событий б) сравнительно - исторический – выделение исторических этапов и событий в одной или нескольких странах и их сравнение по разным параметрам (напр., сравнить русское и европейское Средневековье или этапы истории допетровской (Древняя Русь) и послепетровской (Петербургская империя) России и т.д.) в) историческоемоделирование – создание теоретической модели для объяснения важнейших процессов в определённом обществе (напр., создание модели «идеальной» буржуазной революции и сравнение с ней реально происходивших буржуазных революций – Английской (17в.), Французской (18в.). г) историзм – изучение исторических событий в контексте той эпохи, как специфических, обусловленных характером того времени, которое исследует учёный. Жестокость правителей, истовая религиозность людей Средневековья, радикальные способы реформирования (Пётр I, Сталин и т.д.) нужно изучать и судить не сами по себе, а с учётом конкретных исторических условий и эпох, в которых они происходили. 3. Методы других гуманитарных дисциплин: а) статистика – количественные данные об обществе б) психология – психология масс в) ВИДы – вспомогательные исторические дисциплины: - палеография – наука об особенностях древней письменности - лингвистика – наука о языках - геральдика – наука о гербах - нумизматика – наука о монетах - хронология – древние календари и системы летоисчисления - метрология – системы мер и весов.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |