Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводные замечания. (поэтический дейксис)




МЕСТОИМЕННАЯ ПОЭТИКА

(поэтический дейксис)

Функции указательных местоимений различны в разных условиях речевой коммуникации.

В устной речи указательные местоимения выполняют собственно дейктическую функцию, они семантически тождественны указательному жесту – если предмет речи находится в поле зрения или, шире, в поле восприятия участников коммуникации.

В речи, строящейся как текст, в котором вся информация о предмете речи выражена только вербальным способом, функции указательных местоимений изменяются. В тексте местоимение этот указывает на элементы предтекста. Таким путем указательные местоимения осуществляют связь между предложениями в тексте. Дейктическая функция превращается в анафорическую. Анафорическая функция указательных местоимений присутствует во всех типах речи, в частности, и в устной речи - в тех случаях, когда местоимения указывают на определенный отрезок речи, на языковой контекст, а не на реальную действительность, имеющую место в ситуации устного общения.

В поэтической речи усложняются и преобразуются обе отмеченные функции местоимения этот – дейктическая и анафорическая, а в определенных контекстах противопоставление этих функций снимается.

Специфичность и своеобразие поэтической речи как типа речи в наибольшей степени дает себя чувствовать в лирической поэзии. Лирическая поэзия – в той мере, в какой она является речью от первого лица – применяет средства выражения, присущие устной коммуникации или, шире, спонтанной речи вообще. Но функции этих средств резко изменяются – в прямом соответствии с изменением всех условий речевого общения.

Различие функций указательных местоимений (как и других языковых средств) в лирической поэзии по сравнению с устной речью связано с изменением следующих условий коммуникации: способа контакта (устная/письменная речь); языка (язык в чисто коммуникативной функции/поэтический язык); характера референции (элементарность/сложность); структуры сообщения (высказывание устной разговорной речи/поэтический текст); усложнением позиции речевого субъекта; сложным характером адресованности поэтического сообщения по сравнению с устной речью.

Указательное значение в поэтическом тексте в известном смысле «разыгрывается». Оно имеет отчасти условный характер – в той степени, в какой условность присуща целому поэтическому тексту как произведению искусства. Основной функцией дейктических средств в лирическом тексте становится фиксация центра восприятия, точки зрения. Эту функцию можно рассматривать как композиционную и текстообразующую – в применении к специфической структуре лирического текста. Дейктические элементы в лирическом тексте часто формируют композиционный стержень стихотворения или его части.

Дейктические местоимения в поэтическом тексте утрачивают присущую разговорной речи тождественность указательному жесту в прямом смысле слова и приобретают условно-изобразительный характер. Они создают – в соответствии с их первоначальным значением – образ пространства, или, точнее, образ восприятия пространства. Лексическая семантика указательных местоимений обладает ассоциативной силой вызывать представление о положении в пространстве и о его восприятии в определенный момент времени. Она включает в себя позицию наблюдателя. Простейший случай – образ внешнего, воспринимаемого зрением, слухом и т.д. пространства. Например, в стихотворении Б. Пастернака «Белая ночь»:

 

Там вдали, по дремучим урочищам,

Этой ночью весеннею белой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.