КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сторож станционный
Вздохи паровоза В лирической поэзии Функциональное преобразование слова этот МЕСТОИМЕНИЕ ЭТОТ Соловьи славословьем грохочущим Оглашают лесные пределы.
Эта функция – изображение воспринимаемого пространства (шире – пространства-времени) очень важна для передачи поэтического смысла. Когда обозначен центр восприятия, точка зрения, изображаемое пространство может быть далее как угодно расширено. Безгранична возможность смыслового наполнения образа пространства. В приведенных стихах круг восприятия становится шире, в него включается далекое пространство, на которое указывает местоименное наречие там – также эгоцентрическое слово, выступающее здесь в пространственно-изобразительной функции, как и местоимение этот. Образ пространства в этих стихах дает возможность ощутить пребывание в более широком пространственном диапазоне, чем это доступно при реально физическом восприятии. Поэтому можно сказать, что дейктические местоимения в поэтических текстах, устанавливая точку зрения воспринимающего, создают образ восприятия мира.
Первоначальное значение слова этот – указание на присутствующий предмет. В лирическом тексте, если речь идет о пространственном восприятии, это значение носит условно-изобразительный характер. Яркие примеры такой «пространственно-изобразительной функции» местоимения этот – в стихотворении И. Анненского «Лунная ночь на исходе зимы» (приводится начало и отрывок из середины):
Мы на полустанке, Мы забыты ночью, Тихой лунной ночью На лесной полянке… <………. > Тишь-то в лунном свете, Или только греза Эти тени, эти И, осеребренный Месяцем жемчужным,
Этот длинный, черный С фонарем ненужным На тени узорной?
Еще один пример из стихотворения И. Анненского «Месяц»:
Кто сильнее меня – их и сватай… Истомились – и всё не слились: Этот сумрак голубоватый И белесая высь…
Ср. в стихах в стихах А. Фета: Третью уж ночь вот на этом холме за оврагом Конь мой по звонкой дороге пускается шагом. Третью уж ночь, миновав эту старую иву, Сам я невольно лицом обращаюсь к заливу; Эти звезды кругом точно все собрались, Не мигая, смотреть в этот сад; Жду я, тревогой объят, Жду тут на самом пути: Этой тропой через сад Ты обещалась прийти; В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно! Ср. у Бунина: О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.
В аналогичной функции - указания на объект непосредственного восприятия - местоимение этот часто выступает в стихах А. Ахматовой: Цветов и неживых вещей Приятен запах в этом доме; И не похожа на полет Походка медленная эта;Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами; Единственного в этом парке дуба Листва еще бесцветна и тонка; А этот дождик, солнечный и редкий, Мне утешенье и благая весть. Слово этот в пространственно-изобразительной функции нередко можно встретить в стихах современных поэтов. Восприятие мира часто передает таким путем поэт А. Жигулин. Показательно впечатление, высказанное в рецензии на сборник его стихов: «Сосредоточенность, сфокусированность поэтического взгляда вдруг может дать ощущение пространства и простора. Когда мы вслед за поэтом видим И эти намокшие колья, И стадо на том берегу, И зелень свекольного поля На сизом остывшем лугу... И эти кусты, и осинки, И берег с холодной травой, И женщину в красной косынке Над свежей зеленой ботвой…
Это не элементарно-правдоподобное описание, а результат смелого и свободного выбора деталей и цветов. Такай пейзаж сродни не передвижникам, а скорее Камилю Коро и ранним импрессионистам» (Новикова 1981). «Ощущение пространства и простора» создается уже в первых двух строках местоименными указаниями на ближние предметы (эти…) и отдаленное пространство (на том …). Так очерчивается пространственная рамка, которая далее заполняется «свободно выбранными» деталями и цветами.
Все приведенные случаи функционирования местоимения этот, рождающего образ восприятия, убеждают в том, что, определяя образный смысл языка лирической поэзии, важно принимать во внимание точку зрения говорящего.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |