Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура древнего Китая




Общие черты. Культ образованности и грамотности. Человек – венец природы. Философия и мифология долгое время неотделимы. Сильные пережитки ПО. Неравномерность общественного развития. Земледельческий народ, а значит, как и другие подобные, созерцательный. Наблюдение за светилами, очень точные расчеты. В 7 в. – первая комета, в 5 в. – созвездия. Великая китайская стена III в. д.н.э. Потребности ирригации и фортификации => развитие механики. Сначала писали царапающим инструментом на бамбуковых планках, затем перешли к письму тушью на шелке => развитие лит-ры.

Космогония: инь и ян – из первобытного хаоса, ян – на небо, инь – на землю, вместе – человека и все остальное. Также миф о Паньгу.

Философия. Основное учение – Дао, т.е. путь, которым следуют все вещи. Связан с астрономией, т.к. упорядоченность движения светил. Сначала – идея ци. Ци – это первоматерия, легкая часть которой воспаряет к небу, а тяжелая и мутная – к земле. То, что наверху – ян-ци, то, что снизу – инь-ци. Они взаимодействуют и получается 5 первоначал, а из них – все сущее. «Хунфань» («Великий план») – 5 элементов. «Ицзин» («Книга перемен») – в основе 8 триграмм. Тайцзи («великий передел») в дальнейшем трактуется как основа для появления инь и ян. Взаимодействие инь и ян – и есть Дао.

Эпоха Чжаньго. Сер. 1 тыс. Обострились социальные отношения между сословиями, а также – их с государством. Отсюда – выделение четырех основных школ:

Конфуцианство. 6-5 вв. Конфуций – странствующий проповедник (Учитель Кун). Любил диалоги, типа Платон. Диалоги это записаны в трактате («Луньюй» - «Беседы и суждения») его учениками. Главная цель его учения «усовершенствование благородного мужа». Открыл первую школу, где учил грамоту любить и др. Постепенно конфуцианство развивалось от одного из учений до догматического, а в конце древности даже претендовало на роль мировой религии, но не судьба. Триада «Небо-Человек-Земля». Пережитки тотемизма и связь с природой. Мир неизменен, занятия людей предопределены раз и навсегда. Т.е. если ты сявка, то это надолго. Независимость знания от практики. В период империи Хань конфуцианство – практически гос-доктрина. После смерти Конфуция в конфуцианстве – 8 школ, 2 основные Мэнцзы и Сюнцзы.

Мэнцзы. Гуманное правление – почитание традиций. Культ предков. Четыре добродетели присущи всем, т.е человек изначально добр. Следование конфуцианству позволяет занять подобающее место на том свете.

Сюньцзы. Тоже предопределенность социального статуса. Учение о ритуале (ли). Закон - для народа, ритуал – для аристократии. Человек изначально зол. Жесткая иерархия и единая власть.

Даосизм. Лаоцзы. 5-4 вв. Оппозиция конфуцианству. Экологическая мудрость. Нет насилию, войнам, жесткой централизованной власти!!! Никакого социального предопределения. Небо не обожествляется, оно – часть природы. Природа не обожествляется. Боги – тоже материя. Никакого культа предков. Мир состоит из мельчайших неделимых частичек. Все перетекает. Основные философы – Лецзы и Чжуанцзы.

Лецзы: вещи сами рождаются из семян и в них же возвращаются. Потустороннего мира нет.

Чжуанцзы: у каждого м.б. своя мораль. Со смертью тела исчезает душа чела.

Моизм. Мо Ди. 5-4 вв. Оппозиция конфуцианству. Вера в духов, в Волю Неба, НО: эта воля познаваема, а социального предопределения нет. Большое внимание – подтверждению знаний опытом. Культ предков – и простым людям тоже. Богатство – добродетель, к нему надо стремиться. В общем, против традциционной аристократии в поддержку новой, выделившейся из простых людей. Равенство государств как основа мирной внешней политики. Осуждение захватнических войн и поддержка оборонительных (искусство фортификации).

Легисты. В отличие от моистов – во власти, но тоже в оппозиции конфуцианству. Шан Ян (тот самый), Хань Фэйцзы. Против старой аристократии, за единые гласные законы, их строгое исполнение. Особая связь с политикой. История – поступательный замкнутый процесс. Венец ее – бюрократическая монархия о всей Поднебесной. Нет традициям. Нет вере в духов. Официальное признание в империи Цинь.

Империя Хань.

Астрономия. Уточнение календарей. Солнечные пятна.

Физика. Система мер и весов. Компас. Резонанс. Число пи. Солнечные часы. Глобус. Водоподъемный насос. Усовершенствование плуга.

Почвоведение. …

Медицина. Эпидемология.

Архитектура.

Маткультура. Изобрели лак. Краски. Шелк – по ВШП во всем мире. Бумага.

История. Сыма Цянь и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.