Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парфия. Общество, государство и культура




Основные этапы исторического и культурного развития Средней Азии до середины I тыс. до н. э.

По этапам:

1. VI тыс. Джейтун. Зарождение производящего хозяйства (см. «неолитические культуры Средней Азии», археология). Посёлки на 50-300 жителей с центром в святилище.

2. V-IV тыс. Освоение меди. Начинают разводить КРС и верблюдов. Начало ирригационного земледелия. Появляются сравнительно крупные оазисы – 1000-2000 чел. Клёвая керамика и с двухцветной росписью Статуэтки богини-Матери. Устанавливаются связи с Эламом и Шумером

3. III тыс. – бронза. Возникают первые крупные города: Алтын-депе и Намазга-депе (5000-10000). Развитие ремесла: гончарный круг и двуярусные горны для глины. Ремесло отделяется от земледлия (по Э. – второе крупное разделение труда).

Культура Алтын-депе: что-то вроде пиктографической письменности, напоминающей протоэламскую, протошумерскую. Связи с Хараппой. Есть 4-ступенчатый зиккурат. Развито ремесло. Три чётко разграниченных группы населения: рядовые общинники (живут в плохеньких домах-полуобщагах, скромный инвентарь в погребениях), общинная знать (отдельные дома, побогаче всё в целом) и городская элита – вожди и жрецы (большие виллы, очень богатые погребения. Почему-то выше остальных ростом).

4. С середины II тыс. упадок Алтын-депе. Основные очаги с юга переносятся на восток. Усиливаются связи с Месопотамией. Ремесло такое же. Осваивается среднее течение Амударьи, а также бассейн Мургаба. Возникают центры цивилизации в областях Маргиана (мургаб) и Бактрия (амуд.).

5. На рубеже тысячелетий: на западе по побережью каспия распространяются скотоводческие племена с севера. Вероятно, проикают индоиранцы с юга. Взаимодействие трёх культур. Земледельцы начинают использовать лошадь. Появляется сложная ирригационная система. Распространяется железо (X-VII в. – юг, VI-IV – вся территория). Основные соцгруппы по «Авесте»: жрецы, воины (колесницы), крестьяне-скотоводы, ремесленники, рабы (рабство сугубо патриархальное). Земледельцы объединяются вокруг оазисов. Во главе оазисов правитель-жрец. Оазисы могли объединяться в более крупные образования. Там – глава, совет старейшин, верховный жрец. Такое, вероятно, было в VII-1/2 VI в Бактрии (туда ходили ассирийцы).

Одновременно складываются крупные общности номадов. Сакские культуры (см. «ранний железный век», археология).

VII в. – формирование зороастризма (см. воп. 48). Вероятнее всего, жил и творил в Бактрии. Хотя есть вариант, что Мидия.

6. 545 – захват этих территорий Персией. В рамках её – доведение общества до ума.

 

1. Изначально – территория к ЮВ от Каспия, к нему примыкающая

2. Своё, отдельное от Селевкидов, гос-во к –250 г. Почти сразу захвачено кочевниками, которые поставили свою династию. Основатель – Аршак. Уже он начинает завоевательную политику, хотя и приходится отбиваться от обиженных Селевкидов (важно: у Парфии – очень сильная армия. Гвоздь сезона – катафрактарии – кавалерия с огромными пиками в супертяжёлой броне). Династия утверждается, но к 209 вынуждены признать верховодство Селевкидов. Однако при Митридате I (сер. –II в.) снова скидывают и начинают завоевания: Мидия и Месопотамия.

Те же кочевники, что разрушили Греко-Бактрию (см. воп. 47) обрушиваются на Парфию, но она держится, хотя с огромными потерями. Митридат II (123-87) предоставляет им область для расселения (Сакастан, совр. сеистан). Он же, очень сильно расширившись на запад, выходит к границам Рима.

После него Парфия становится вечным соперником Рима на востоке. Несколько удачных оборон от римлян (самое известное – разгромили Красса при Каррах, -53 г.), но долговременных удач в наступлении не было (брали Сирию и МА, но ненадолго).

С рубежа эр начиная – гниёт. Попытки реформ проваливаются (Артабан III). С конца I в. н.э. растёт сепаратизм, некоторые территории отлагаются. Антонины (Траян и Адриан) громят, захватывают Месопотамию (два раза, оба ненадолго). III в. – решительный кризис. К 20-м годам захватывается Сасанидами (Новоперсидская держава)

Всё это можно очень подробно не учить – сослаться на формулировку вопроса. Римско-парфянские отношения – это уже история античности.

3. Полустройство: очень зыбко и аморфно. Власть принадлежит не одной династии, но всему роду. Царь избирается советом племенной (?, наверно имеется в виду верхушка, образованная племенем кочевников из которого был Аршак) знати и жречества. Ими же может сниматься. Внутри самого государства нет никакого единства: множество полузависимых областей и автономий, нет централизации.

4. Экономика: очень большая роль у городов, которые всячески поддерживаются. Понятно, торговля и ремесло. Играют на том, что держат трансконтинентальную торговлю (геоположение) и препятствуют попыткам её демонополизации. Однако же среди территорий – Месопотамия и пр. (с/х).

5. Соц: всё как обычно, но: много рабов. Рабство классическое.

6. Культура. Типичный эллинизм с периодически изменявшейся значимостью греческой составляющей. Таки не возникло собственно парфянской традиции (хотя пытались). На раннем этапе (до –I в.) влияние греческой культуры очень велико (царская резиденция в Нисе). В поздний период больше внимания к восточной традиции, в т. ч. парфянской. Монументальность, тяжеловесность во всём (стремление создать имперский стиль).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.