Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы современного русского литературного языка 4 страница




Следующий этап изучение теории и истории рассматриваемой проблемы, который предполагает ознакомление с научной литературой по данной проблеме. Это прежде всего первоисточники, знание которых является обязательным, теоретические труды (статьи, монографии) известных авторов, исследовавших данную проблему, а также критическая литература по избранной теме. Подбор материала имеет значение для всей работы. Выделяются четыре источника накопления материала: личный опыт; размышления и наблюдения; интервью и беседы; чтение. Рекомендуется читать больше и с пользой, при чтении вести записи. В поиске литературы следует обратиться 1) к картотекам, которые имеются в каждой библиотеке; 2) указателям по периодической печати; 3) журналам общего характера и реферативным; 4) энциклопедиям; 5) биографическим справочникам; 6) статистическим справочникам; 7) библиографическим обзорам (например, «Книжное обозрение); 8) брошюрам и бюллетеням, 9) Интернет-ресурсам.

Уровень студенческой исследовательской работы зависит от количества и качества проработанной литературы. Кроме того, чтение развивает мыслительную деятельность, память, культуру речи.

При изучении литературы необходимо: 1) конспектировать основные положения; 2) составить словарь основных терминов и понятий; 3) выписывать цитаты.

Конспектирование (от лат. conspectus обзор, очерк), краткое письменное изложение содержания статьи, монографии, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т. д. В процессе конспектирования следует выделять главное, последовательно излагать материал, устанавливать связи между отдельными положениями. Конспектирование развивает логическое мышление, совершенствует культуру речи, закрепляет в памяти прочитанное. При конспектировании необходимо выделить главную мысль изучаемого текста, разделить его на смысловые единицы, в соответствии с которыми делаются записи.

Текст всегда несет в себе информацию, которую можно разделить на два вида: основную и вспомогательную. Основная информация раскрывает содержание темы (определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д.). Вспомогательная информация представлена в комментариях, поясняющих основной материал.

Конспектирование возможно в виде тезисов. Тезис в записи – это положение, вбирающее в себя сущность значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится убедить, вывод, к которому он приходит. Тезис (от греч. thesis – положение, истинность которого должна быть доказана ) – это доказываемое или опровергаемое положение. В отличие от выписок, содержащих иллюстративный или фактический материал, тезисы должны иметь доказательства рассуждением, т.е. идеи тезисов должны быть защищены.

На первый план научного знания, базирующегося на определенных научных теориях, гипотезах, выходит научное мышление, формой которого является понятие. Составление словаря основных понятий и терминов, используемых в изучаемых текстах, помогает осмыслить их значение. Понятийный аппарат, раскрытие содержания основных понятий, на которые опирается автор в научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе, имеет большое значение, поскольку умение оперировать понятиями показывает уровень усвоения материала и его осмысления.

При изучении научной литературы необходимо делать выписки. Выпискинебольшие фрагменты текста – неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные или близкие к дословным записи. Выписки представляют собой более сложную форму записей содержания исходного источника информации. Это не что иное, как цитаты (цитата – точная, буквальная выдержка из какого-либо текста), заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном порядке наиболее важные мысли автора, определенные сведения. При выписывании цитаты берутся в кавычки, указывается фамилия и инициалы автора, название произведения, место и год издания, страница, на которой можно найти данную цитату.

Следующий этап работы – анализ имеющейся литературы по изучаемой теме. Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение, разбор) – это метод научного исследования, предполагающий всесторонний разбор тех или иных положений, выдвинутых авторами монографий, статей, на которые опирается студент в своей работе. Выделение и рассмотрение основных классических и современных работ по теме исследования предполагает их сравнительный анализ.

Осмысление собранного материала и выдвижение рабочей гипотезы – это следующий этап научно-исследовательской работы, тесно связанный с предыдущим. Анализ изученного материала позволяет увидеть основные проблемы, рассматриваемые в рамках темы исследователями, приводит к обобщению основных положений рассмотренных концепций в рамках различных подходов к решению проблемы. Мысленное соединение в одно целое частей объекта или явления, полученных в результате анализа (синтез) приводит к обобщению, систематизации изученного материала.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Выдвижение рабочей гипотезы связано с определением позиций автора в рассмотрении проблемы на основе изучения имеющихся концепций (их интеграция, выбор определенной концепции, обоснование собственной позиции).

Составление плана работы – важный этап творческого процесса. План – основа композиции речи. Композиция речи представляет собой последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом автора. Правильно составленный план предоставляет возможность четко и логично выстроить подобранный для исследования материал. План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. План – это матрица, которая постепенно заполняется предметным содержанием (М.Львов). По форме членения и записывания планы могут быть подразделены на следующие виды: простой, сложный, план-схема, тезисный план, план-конспект. Простой план содержит основные пункты, в которых отражается структура исследования, его содержание. Сложный план в отличие от простого имеет к части или основным пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют содержание основных. План может быть записан в виде схемы (план-схема), в которой отражается взаимосвязь зафиксированных положений. Тезисный план – план, в котором основные положения представлены в виде тезисов. В плане-конспекте более широко освещаются основные положения исследования, каждый пункт включает в себя краткое изложение основных идей, концепций, положений, соответствующих цели и задачам исследования.

План должен быть «говорящим», т.е. отражать содержание исследования в кратких формулировках, обозначающих в плане пункты, по которым просматривается логическая структура текста.

Текстовое оформление – сложный этап исследовательской работы. Проработанный материал, свою интерпретацию позиций тех или иных исследователей изучаемой проблемы, различные подходы, собственную позицию необходимо связать, соединить, оформить в целое, т.е. создать текст. Текст – всякая записанная речь. Построение текста зависит от избранного типа речи, приемов изложения и объяснения содержания речи.

Научно-исследовательская работа является одной из форм реализации научного стиля. Основными способами создания жанров научной литературы являются описание и рассуждение [40]. Поскольку цель научного описания – раскрытие предмета, явления или процесса, установление связей и соотношений, то описания не могут составлять в целом весь текст, но только небольшую его часть. Различаются описания подробные, детальные и сжатые, краткие. В центре описания может быть один предмет, процесс, явление или сравнение (сопоставление – противопоставление) нескольких процессов, предметов, явлений. Существуют простой и усложненный варианты композиции описания. В простом описании строение текста определяется процессом исследования, проведенном автором. Усложненное описание содержит теоретические отступления, рассуждения автора.

Распространенный тип научной речи – рассуждение, целью которого является проверка истинности или ложности какого-либо утверждения с помощью убедительных доводов. Рассуждение строится как цепь умозаключений, основанных на доказательствах и опровержениях. Это сопоставления и противопоставления, выявленные причинно-следственные связи, позволяющие сделать определенные выводы и обобщения.

Для логической организации текста используются следующие методы: дедукция, индукция, проблемное изложение, аналогия.

Дедукция (лат. deductio – выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным положениям и законам. Дедуктивный метод изложения используется при необходимости рассмотрения чего-либо на основании уже известного, позволяет сделать выводы. Дедуктивное рассуждение состоит из трех этапов: 1) выдвижение тезиса или гипотезы; 2) развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение с применением различных типов аргументов – логических выводов, служащих основанием доказательства или опровержения; 3) выводы и предложения.

Индуктивный метод (лат. inductio – наведение) – это движение мысли от частного к общему, от знания единичных или частных фактов к общим, обобщение частных фактов и получение общего вывода, сделанного на основании изучения отдельных фактов. Композиционно индукция отличается от дедукции. Индуктивное рассуждение состоит из следующих этапов: 1) определяется цель исследования; 2) излагаются накопленные факты, делается анализ, сравнение и синтез полученного материала; 3) на основе материала основной части исследования делаются выводы, устанавливаются закономерности, выявляются признаки явления или процесса.

Проблемное изложение предполагает активизацию мыслительной деятельности. Здесь проблемные вопросы, посредством решения которых приходят к теоретическим обобщениям, формулированию закономерностей, ставятся в определенной последовательности.

Метод аналогии в изложении восходит к логической операции «умозаключение по аналогии» (греч. analogia – сходный, соответственный), т.е. умозаключение о принадлежности предмету, явлению определенных признаков на основании сходства существенных признаков данных предметов или явлений с другими.

Типы речи и методы изложения материала определяются целями и задачами исследовательской работы, а также индивидуальными особенностями речевой деятельности автора-исследователя.

Один из видов учебно-исследовательских и научно-исследовательских студенческих работ – это реферат. Подготовка реферата требует изучения и анализа необходимой специальной литературы. К реферату, как и другим видам учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ, предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и по оформлению.

Реферат (лат. refero – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать теоретические положения с условиями современности, проводить глубокий анализ исследованного материала, делать выводы, обобщения. Одна из главных задач реферата – доложить, донести идеи до аудитории. Это научно-исследовательская работа студента, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения исследователей, рассматривающих данную проблему, а также собственный взгляд на нее. Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-тематический характер. Для подготовки реферата, соответствующего по содержанию требованиям, необходимо изучить как можно больше литературы по избранной теме (15 – 20 источников). Это сами источники, теоретические труды, критическая литература, статьи из периодических журналов. Объем реферата – 15-20 страниц машинописного текста. Структура реферата включает в себя введение, основную часть и заключение, список использованной литературы, приложение. Приложение – это иллюстративного материала в виде схем, таблиц, графиков, чертежей, рисунков и т.п. (но приложение в общий объем реферата не входит).

Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами с соответствии с учебными планами. Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению знаний и приобретению навыков исследовательской работы. Курсовая работа направлена на освоение следующих учебно-исследовательских умений:

Ø поиск источников по проблеме исследования;

Ø работа с понятийным аппаратом темы исследования;

Ø выделение и рассмотрение основных классических и современных работ по теме исследования, их сравнительный анализ;

Ø обобщение основных положений рассмотренных концепций в рамках различных подходов к решению проблемы;

Ø определение позиций автора в рассмотрении проблемы на основе изучения имеющихся концепций (их интеграция, выбор определенной концепции, обоснование собственной позиции);

Ø формулирование собственной позиции автора в выводах.

Существуют общие положения по выполнению курсовых работ. Важным этапом является определение темы курсовой работы. Следующий этап – работа с первоисточниками, научной и критической литературой по теме исследования, составление конспекта. Затем следует этап составления плана-конспекта, в котором отражается структура курсовой работы.

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. В структуру входят следующие разделы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы и приложение.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется объект и предмет, формулируются цель и задачи, представляется теоретическая и методологическая база исследования.

Основная часть курсовой работы состоит из двух (трех) глав, которые могут быть разделены на параграфы в соответствии с поставленными задачами.

Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению данной проблемы, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом студент не ограничивается изложением фактов, а выявляет тенденции развития изучаемой проблемы.

В заключении делаются обоснованные выводы, к которым приходит автор в процессе выполнения курсовой работы.

В приложении представляются чертежи, схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п., а также материалы справочного характера, терминологический словарь.

В список включается только та литература, которая использована в исследовании, что подтверждается цитатами и ссылками в контексте курсовой работы. При написании курсовых работ рекомендуется использовать литературу не только на русском, но и на иностранных языках. Следует обратить внимание на правильное оформление списка литературы: фамилия автора, его инициалы, название произведения, место и год издания (Бадмаев Б.Ц., Малышева А.А. Психология обучения речевому мастерству. М., 1999).

Важным процессом в работе над письменным текстом является редактирование, предполагающее критический его анализ. Редактирование требует многократного вычитывания текста с целью его исправления, дополнения, уточнения. Это трудоемкий процесс, проходящий в несколько этапов: 1) выверить текст с точки зрения его логики (логическая структура, выделение главного, аргументов, доказательств); 2) выверить языковую структуру теста (выбор слов и словосочетаний, правильность и разнообразие синтаксических конструкций, точность цитирования, орфографические и пунктуационные ошибки); 3) необходимо исправить все опечатки.

Научно-исследовательская работа выполняется в научном стиле. Здесь необходимо учесть все требования, которые предъявляются к такого вида работам. Научное творчество характеризуется научным мышлением, формой которого является понятие. Используемые в тексте понятия и термины определяют специфику данного текста в русле обозначенной проблемы. Суждения и умозаключения должны следовать одно за другим в строгой логической последовательности, что подчеркивает логическую структуру текста. При отборе языковых средств необходимо учесть такие особенности научного стиля, как отвлеченность и обобщенность. В речи следует использовать слова с общим и абстрактным значением. Слова употребляются в их точном значении, не допускается двусмысленность в оборотах речи, а также слова с эмоционально-экспрессивной окраской, просторечные, жаргонные, диалектные. Язык текста должен строго соответствовать литературным нормам (лексическим, грамматическим и стилистическим). Используются формы глаголов 3 лица и местоимения он, она, они (они указывают на следующее). Употребление местоимения мы, с одной стороны, как авторского (как мы указали), с другой – имеется в виду как совокупность – мы с вами, с аудиторией (мы отметим), которое может быть заменено безличной или инфинитивной конструкцией (можно констатировать, если принять). В научной речи часто используются стандартные выражения и словосочетания, словесные клише, штампы, повторы лексических конструкций (как указывает, из чего следует, и др.).

Характерным для научного стиля является употребление сложных синтаксических конструкций, среди которых преобладают повествовательные, сложноподчиненные предложения, отражающие причинно-следственные отношения (так что), неопределенно-личные предложения (нефть добывают) и пассивные конструкции (нефть добывается). Используется правильный порядок слов для более полного выражения ясности и точности. Обратный порядок слов (инверсия) применяется с целью усиления, выделения определенной части общего высказывания.

Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Логичность текста достигается 1) четким и правильным выделением абзацев, которые логически связаны между собой; 2) употреблением наречий, указывающих на последовательность (сначала, прежде всего, далее); 3)использованием вводных слов, необходимых для выражения отношений между частями текста (во-первых, итак, таким образом).

В тексте курсовой работы не должно быть сокращений, за исключением общепринятых.

Курсовая работа должна быть содержательной и самостоятельной, правильно оформленной. Существуют общие требования к оформлению курсовой работы. Курсовая работа выполняется на бумаге стандарта А 4 на одной стороне листа, листы сшиваются в папке или переплетаются. Общий объем курсовой работы на 2 курсе – 25 - 30 страниц, на 3 курсе – 30 - 40 страниц, на 4 курсе – 40 – 50 страниц (без приложения).

Завершающим этапом выполнения научно-исследовательской работы является публичная защита. Это итог всей научно-исследовательской работы. В публичной защите студент демонстрирует свои знания в теоретическом аспекте избранной проблемы, а также проявляет уровень общей культуры и культуры речи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.