КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система экономических показателей
Рассматривая систему экономической информации, нельзя обойти вниманием систему экономических показателей. Их можно подразделить на: а) стоимостные и натуральные - в зависимости от положенных в основу измерителей; б) количественные и качественные - в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется; в) объемные и удельные - в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же в их соотношении; г) нормативные, плановые, учетные, отчетные и аналитические – по способу формирования. Стоимостные показатели - это показатели, отражающие количественные характеристики экономических величин в стоимостном выражении. Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей, денежного измерителя вытекает из наличия товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений и действия закона стоимости в условиях свободного рынка. Одним из важнейших стоимостных показателей на промышленных предприятиях является показатель реализованной продукции. Разработка бизнес-планов по объему реализации продукции обусловлена необходимостью более тесной связи производства и потребления, производства и рынка. Важным стоимостным показателем, используемым в анализе, является показатель товарной продукции. В состав товарной продукции входят готовые изделия, реализуемые полуфабрикаты, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Показатель валовой продукции, широко применявшийся в экономике СССР, с переходом к рыночным отношениям несколько утратил свое значение. Показатель товарной продукции в большей степени, чем валовой, позволяет сделать в аналитическом исследовании переход к показателю реализованной продукции. В стоимостном выражении дается оценка валовой и товарной продукции сельскохозяйственных предприятий, что необходимо и для подсчета совокупного общественного продукта. Широко применяются стоимостные показатели в торговле и общественном питании. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный товарооборот, издержки обращения, прибыль, финансовое состояние. Денежный, стоимостной измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий; он более чем какой-либо другой, выражает особенности рыночной экономики. Натуральные показатели - это показатели, которые отражают количественные характеристики экономических величин в их материально-вещественном содержании. Используются в плановой и учетно-аналитической практике всех предприятий. В промышленности они применяются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее материально-вещественном содержании. Применение того или иного конкретного измерителя зависит от физических свойств продукции. Так, продукция обувной промышленности измеряется в парах обуви (по видам, размерам, сортам); продукция прядильного производства - в килограммах и тоннах пряжи, ткацкого и отделочного производств - в погонных и квадратных метрах ткани; продукция ликероводочной промышленности измеряется в декалитрах; мукомольной промышленности - в тоннах; продукция табачной промышленности измеряется в миллионах штук папирос и сигарет и т.д. В сельскохозяйственном производстве эти показатели используются для натурального измерения сбора зерна, картофеля, овощей, выхода продукции животноводства (молока - в центнерах, скота - в живом весе). Количественно выражается поголовье животных (в целом, по видам и группам); в натуральных показателях оценивается земельный фонд и его использование. На предприятиях оптовой торговли товары также учитываются ианализируются не только в стоимостном, но и в натуральном выражении (по ассортименту в соответствии с установленной номенклатурой). Оптовая и розничная торговля предъявляет свои заказы промышленности преимущественно в натуральных показателях, поскольку они наилучшим образом характеризуют спрос на конкретные предметы потребления. В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров. В предприятиях общественного питания выпуск собственной продукции выражается следующим образом. Основная продукция измеряется в физических блюдах (холодные закуски, первые, вторые и третьи блюда); вспомогательная продукция - в натуральных единицах, свойственных тому или иному виду изделий. Значение натуральных показателей со временем будет возрастать. Использование электронно-вычислительной техники позволяет производить глубокий экономический анализ в натуральных показателях деятельности промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий. Наряду с натуральными показателями в аналитической практике используется и условно-натуральные. Эти показатели применяют при планировании и анализе деятельности предприятий, выпускающих изделия разнообразного ассортимента, для получения обобщающих характеристик объема производства и для сравнительного изучения выпуска всей продукции за ряд лет. Так, продукцию обувного предприятия нельзя выразить в физических парах обуви, но ее можно выразить в условных парах. Для этого производится пересчет всей продукции в условные пары на основе коэффициентов трудоемкости. Текстильные предприятия выпускают швейные нитки в катушках различной длины. Для обобщающего анализа этой продукции она переводится в условные катушки (длиной 200 м). В консервной промышленности продукция пересчитывается в тысячи условных банок (тубы). К условно-натуральным показателям, используемым в сельском хозяйстве, относятся такие показатели, как зачетный вес реализуемой продукции, кормовая единица (для кукурузы, кормовой сахарной свеклы, овса, сеяных трав). В оптовой торговле (на базах длительного хранения картофеля, овощей и фруктов) используется такой условно-натуральный показатель, как тонно-месяц (тонно-день), на холодильных установках - показатель приведенного грузооборота. В общественном питании таким показателем будет условное блюдо. Количество условных блюд определяется посредством пересчета физических блюд с учетом коэффициентов трудоемкости. Использование условно-натуральных показателей делает аналитические расчеты и выводы более достоверными и обоснованными. Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях, выпуск продукции текстильным комбинатом в метрах, процент выполнения производственной программы (в натуральном или денежном выражении); оптовый товарооборот по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях, выпуск собственной продукции предприятиями общественного питания в рублях, в физических и условных блюдах; объем розничного товарооборота в рублях и т.д. Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат. Показатели, характеризующие, например, качество промышленной продукции, довольно разнообразны. Они зависят от технологических особенностей того или иного производства. В текстильной, легкой и пищевой промышленности, например, широко принято деление продукции на сорта. Иногда продукция подразделяется на стандартную и нестандартную. Например, качество продукции в маслодельной промышленности оценивается в баллах. Важнейшими качественными показателями, характеризующими результаты работы сельскохозяйственных предприятий, являются урожайность с 1 га и продуктивность одной головы домашних животных. Урожайность, в свою очередь, зависит от качества посевного материала, обработки земли, своевременности посева, от качества работ по уходу за растениями, от своевременной уборки урожая. Продуктивность животных зависит от породы скота, качества кормов, режима кормления и ухода за животными. К качественным показателям работы предприятий оптовой и розничной торговли можно отнесли следующие: - удельный вес товаров, проданных с применением прогрессивных методов торговли; - показатель ритмичности торговли, особенно продовольственными товарами и товарами повседневного спроса; - выполнение плана товарооборота по заданной структуре товаров (с учетом внутригруппового ассортимента); - степень удовлетворения спроса покупателей на товары (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса); - покупательский спрос и его прогноз на будущее (в связи с явлениями сезонности, изменением вкусов потребителей, моды, предложением новых товаров производителями); - способ приемки товаров (сплошная или выборочная приемка) с целью недопущения завоза некомплектных и недоброкачественных товаров, ограничения поступления низкосортных товаров (может оцениваться как отсутствие претензий со стороны покупателей на низкое качество проданных товаров); - качество обслуживания покупателей (отсутствие жалоб на очереди и невнимательное отношение); - соблюдение требований санитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами). В общественном питании качественными показателями считаются: ритмичность производства и реализация обеденной продукции; достаточный набор блюд, вспомогательной продукции и покупных товаров в ежедневном меню; строгое соблюдение рецептуры и технологии приготовления блюд; калорийность и питательная полноценность собственной продукции; соблюдение санитарных правил при изготовлении и реализации продукции; быстрое и культурное обслуживание населения. Величины оптового и розничного товарооборота, оборотных средств, издержек обращения, прибыли - все это объемные показатели. Удельные (относительные) показатели вторичны, так как являются производными от соответствующих объемных показателей. Выпуск продукции и количество рабочих - объемные показатели, а отношение первого ко второму, т.е. выработка продукции на одного рабочего, -удельный показатель. Выпуск продукции на один станок, на один агрегат, на один квадратный метр производственной площади - все это удельные (относительные) показатели. Удельными показателями являются урожайность с 1 га и продуктивность одной головы скота, продуктивность сельского хозяйства на 100 га земельных угодий. В торговле и общественном питании удельными показателями можно считать: товарооборот на одного работника, на 1 м2 торговой площади, на 1 м3 складской и холодильной емкости, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек, валовых доходов, отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах. Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение бизнес-плана, структуру, динамику, интенсивность развития. Каждый из рассмотренных выше показателей имеет определенный экономический смысл и свое назначение в процессе проведения контроля и анализа. Экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей. Только при этом условии можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятельность предприятий и организаций, оценить их работу в целом.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |