Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты философии эпохи феодализма




 

Если в рабовладельческом обществе выступила целая плеяда выдающихся мыслителей, заложивших первые основы научно-материалистического и диалектического взглядов на мир, то в эпоху феодализма на протяжении многих столетий средневековья (с IV по XV в.) господствующим мировоззрением было религиозно-идеалистическое мировоззрение, тормозившее развитие научного познания природы и общества. Философия, естествознание, литература, развитие всей духовной культуры было подчинено интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о боге и его творении мира, о незыблемости господства светских и духовных феодалов. Тяжелым религиозным туманом обволакивалось сознание крепостных крестьян и ремесленников, эксплуатируемых феодалами помещиками и церковниками.

 

В феодальном обществе, экономически и политически раздробленном, отмечал Энгельс, наиболее централизованной организацией являлась церковь, которая в каждой стране Западной Европы владела приблизительно третьей частью всей земли и составляла поэтому крупнейшую силу в феодальной организации. "Церковь с ее феодальным землевладением служила реальной связью между различными странами; феодальная организация церкви освящала религией светский феодальный государственный строй. Духовенство к тому же было единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия - все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви" *.

 

*. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 295.

 

Деятели науки, философии в условиях феодального общества выходили в своем большинстве из духовного сословия. Философская мысль могла существовать только в религиозной оболочке. Все живое, мыслящее, идущее вразрез с религией, жестоко подавлялось. Вера ставилась выше знаний, религия - выше науки. Философия в феодальном обществе, говорил Энгельс, превратилась в служанку богословия, в официальную философию, преподававшуюся в школах, а затем - в университетах. Средневековая школьная - схоластическая (от латин. sehola - школа) - философия была оторвана от жизни, изучения явлений природы и общества, в центре ее внимания находились проблемы бытия божьего, бессмертия души, рая, ада и т. д.

 

Несмотря на беспредельное господство религиозно-идеалистического мировоззрения, в схоластической философии не было единства. В ней имелись два основных направления, между которыми шла острая борьба на продолжении длительного времени. Одно из этих направлений - реализм, второе - номинализм. Основным вопросом, по которому шла борьба между номиналистами и реалистами, был вопрос об отношении общего к единичному, общих родов и понятий к отдельным вещам.

 

Реалисты (от латин. realis - вещественный) доказывали, что реально существует только общее - бог и высшие эманации (истечения) божества - ум и мировая душа. Вещи, предметы, кажущиеся существующими, являются лишь порождением божества, духовного мира идей. Реалисты широко использовали идеалистическое учение Платона о мире идей и мире вещей, а также идеалистические положения Аристотеля. Виднейшими реалистами были Августин Блаженный (354 - 430), Иоанн Скот (Эриугена) (810 - 877), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Фома Аквинский (1225 - 1274) и др.

 

В учении Фомы Аквинского религиозно-идеалистическая философия средневекового реализма получила свое наиболее яркое завершение. Его учение - томизм (от имени Thomas - Фома) - было объявлено в XIX в. официальной философией католической церкви и в наши дни теологами широко используется в борьбе против диалектико-материалистического мировоззрения. Утверждая, что предметом философии являются истины разума, а предметом теологии истины откровения, Фома считал, что конечным объектом философии и теологии является бог, поэтому нет якобы принципиальной разницы между ними. Он стремился доказать, что философия ниже богословия в такой же мере, в какой человеческий разум ниже божественной премудрости, что религиозные истины не могут быть уязвимы со стороны философии.

 

Причиной возникновения и развития материального мира Фома считал бога. Над всем и во всем царит божественный закон. Бог, согласно его учению, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это - чистая форма - источник всех форм, благодаря которым из пассивной материи возникают разнообразные вещи. Используя идеалистические мысли Аристотеля о форме и материи, Фома доказывал первичность божественного начала и вторичность материальной действительности. "Поповщина, - писал В. И. Ленин, - убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое" *.

 

*. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 325.

 

В учении об универсалиях, общих понятиях, Фома дает один из вариантов реалистической философии. Он доказывал, что универсалии существуют до вещей, как идеальные прообразы индивидуальных предметов в божественном разуме. Потом они существуют в вещах.

 

После вещей универсалии образуются в человеческом разуме, где они возникают как понятия путем абстрагирования от отдельных вещей. Первичными, следовательно, являются божественные универсалии, а вторичными - материальные вещи.

 

Фома немало сделал для обоснования божественного происхождения власти монарха и необходимости подчинения народных масс своим господам, выдавая это за добродетель. Он также доказывал, что светской власти подчиняются лишь тела людей, а не их души.

 

Душами ведает церковь, и ее власть является всеобъемлющей.

 

Папа - наместник Христа. По требованию церкви светская власть должна беспощадно карать еретиков. Многих представителей науки сожгли на кострах,именно по требованию церкви в период средневековья.

 

Номиналисты (от латин. nomina - имена) доказывали, что реально существуют конкретные вещи, предметы, явления с их качествами и свойствами, а общее, понятия связаны лишь с человеческим сознанием. Это имена, которые человек дает вещам, группам и классам вещей. Одни номиналисты, например, Росцелин (ок. 1050 - iiiO), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (ок. 1300 - 1350) считали, что общее суть лишь дуновение звука, существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего, ни частного. Другие, как, например, Дунс Скот (ок. 1265 - 1308) полагали, что общее не есть только продукт ума, оно имеет основание и в самих вещах, как их сущность, и после них, как понятия, которые наш ум отвлекает от этих сущностей.

 

Номинализм представлял собой зародыш материалистического направления в схоластике. Учение номиналистов об объективности предметов материального мира подрывало религиозно-идеалистические положения о творении мира богом. Не случайно поэтому в 1092 г.

 

в Суассоне было осуждено церковным собором учение Росцелина, а в 1121 г. - учение Абеляра. Но не следует забывать, что средневековый номинализм лишь обнаруживал тенденцию, зародыши материализма, но не отрицал бога и его всемогущества.

 

В период феодализма выступило немало мыслителей, в воззрениях которых были сильные материалистические тенденции. Так, например, выдающийся философ Средней Азии Ибн-Сина (Авиценна) (ок. 980 - 1037) отрицал создание мира богом. Он считал, что мир, как и бог, существует вечно. В своей философии он стремился использовать материалистические положения аристотелевской философии. Арабский мыслитель Ибн-Рошд (Аверроэс) (1126 - 1198), опираясь на натурфилософию Аристотеля, стремился усилить в пой материалистические идеи, положения, выступал за отделение науки от религии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.