КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия русских революционных демократов xix века. 4 страница
К тому же русские материалисты вели непримиримую борьбу не только с идеалистами, но и с вульгарными материалистами, которые, не понимая специфики сознания и его активной роли, стремились отождествлять химико-биологические процессы с психическими.
Русские материалисты сыграли немалую роль в борьбе с агностицизмом, в разработке определенных проблем теории познания.
Худшей слабостью человеческого ума они считали его недоверие к своим собственным силам и возможностям, резко критиковали не только кантианцев и других философов-агностиков, но и естествоиспытателей, сбившихся на путь агностицизма. Признавая познаваемость мира и его закономерностей, русские материалисты считали источником человеческих знаний предметы и явления материального мира. Познание, говорили они, начинается с восприятия предметов и явлений, с чувственного опыта. Но чувственный опыт имеет свои пределы, границы. С помощью органов чувств люди познают различные свойства предметов и явлений, накапливают материал, сведения об отдельных предметах и явлениях. Сущность же вещей и предметов, закономерность материального мира вскрывается, говорили русские материалисты, с помощью мышления. Опираясь на опыт, чувственные восприятия, человеческое мышление устанавливает общие черты и связи, присущие предметам и явлениям, познает законы объективного мира. Русские материалисты учили, что успешное познание природы и общества возможно лишь в том случае, если опыт и мышление, чувственное и рациональное познание будут находиться в тесном единстве. В связи с этим они резко критиковали эмпириков, чуждавшихся теоретического мышления, и рационалистов, отрывавших мышление от чувственного познания и достижений конкретных наук. Они развивали глубокие мысли о необходимости прочного союза между философией и конкретными науками, подчеркивая, что философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии.
Материалисты России признавали процесс познания беспредельным. Они вели борьбу на два фронта, с одной стороны, против мыслителей, например, Гегеля, претендовавших на установление истины в последней инстанции, с другой - против тех философов и ученых, которые отрицали истинность знаний в связи с изменениями естественнонаучных представлений. Они были уверены в том, что будущее развитие человеческой мысли далеко превзойдет своею полнотою и глубиной все, что произвела мысль их века. Разрабатывая теорию познания, революционные демократы ставили вопрос о конкретноисторическом подходе к явлениям природы и общества. Они правильно считали, что без учета обстоятельств, места и времени нельзя понять сущность явлений, невозможно дать научный ответ ни на один вопрос, касающийся природы и общества. Пагубна или благодетельна война? - на этот и подобные вопросы, писал Чернышевский, мы не можем дать однозначного ответа, без конкретного анализа характера войны. Одни войны благодетельны, другие - пагубны и вредны для человечества. Революционные демократы вели борьбу против абстрактно-схоластического подхода к философским, научным, эстетическим и другим вопросам.
Русские материалисты признавали, что каждая область знаний и наука в целом стремится к истине, к познанию ее в полном объеме.
Они требовали от людей смелости и дерзания, творческого подхода в решении научных проблем, высоко ценили пытливость мысли, большое значение придавали гипотезам в научном познании. Величайшим моментом в процессе познания революционные демократы считали практику. Чернышевский подчеркивал, что практика является великой разоблачительницей обманов и самообольщений не только в практических делах, но также в делах чувства и мысли.
Поэтому-то, говорил он, в науке ныне принята она существенным критериумом всех спорных пунктов. "Что подлежит спору в теории, на чистоту решается практикою действительной жизни" *. Практику Чернышевский считал не только критерием истины, но и [источником] всех наших знаний о мире.
* Н. Г. Чернышевский. Избр. филос. соч., стр. 390 - 391
Придавая большую роль практике в процессе познания, русские материалисты превосходили своих предшественников материалистов, но они не поднялись до марксистского понимания практики как совокупной деятельности, основой которой является общественно-производственная деятельность людей.
Русские революционные демократы сыграли большую роль в разработке проблем материалистической диалектики. В противоположность Фейербаху они не отбросили полностью философию Гегеля, а высоко ценили его диалектику, критически ее перерабатывали и стремились диалектически рассмотреть природу и общество.
Всеобщим законом объективного мира русские материалисты считали взаимосвязь и взаимодействие явлений природы и общества.
Без учета этого закона, говорили они, нельзя понять сущности предметов и явлений. Вскрывая взаимосвязи, русские материалисты указывали на важнейший принцип диалектики, отражающий движение и изменение объективной действительности. Развитие мира признавалось ими как вечный беспредельный процесс. Природа, писал Герцен, есть процесс, течение, перелив, движение. Человечество, говорил Белинский, никогда не может сказать себе: стой, довольно, больше идти некуда. Чернышевский убедительно показал несостоятельность метафизических утверждений о том, что движение якобы имело начало и придет к своему концу.
Развитие революционные демократы рассматривали как поступательное движение от простого к более сложному, от несовершенного к более совершенному, которое идет не по прямой линии, а спиральными кругами, причем высшая стадия развития представляется по форме как бы возвращением к низшей форме, но при сходстве формы содержание в конце безмерно богаче и выше, чем в начале. Новый этап развития не отбрасывает целиком предыдущего, но превосходит его и тем самым подчиняет себе. Возникающее новое, согласно учению революционных демократов, противоположно старому, хотя само вытекает из него. Переход от старого к новому, по их мнению, совершается через скачок, перерыв постепенности.
Источником развития природы и общества они считали противоречие, борьбу противоположностей. Все живое, говорил Белинский, есть результат борьбы. Мир, писали Герцен и Чернышевский, противоречив, единое раздваивается на противоположности, взаимоотношение между которыми определяет самодвижение, саморазвитие объективной действительности. Борьба противоположностей, достигая своего кульминационного пункта, находит свое разрешение, по учению революционных демократов, не в примирении, как думал Гегель, а в насильственном перевороте. Крайность, писал Чернышевский, может быть побеждаема только другой крайностью. Без напряжения сил нельзя одолеть сильного врага. Борьба противоположностей всегда была движущей силой истории. Без уничтожения старого и победы нового, говорил Белинский, история человечества превратилась бы в стоячее и вонючее болото.
Пользуясь диалектическим методом, революционные демократы обнажали противоречия эксплуататорского общества и обосновывали естественную закономерность борьбы трудящихся масс против царизма, крепостничества, эксплуатации. Классовая борьба рассматривалась ими как выражение непримиримых противоречий между дармоедством и трудом, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Диалектику русские революционные демократы считали "алгеброй революции", теоретическим обоснованием необходимости коренного преобразования общественной жизни. Свои философские принципы они связывали с революционной борьбой народных масс.
Революционные демократы развили ряд материалистических положений об обществе. Они считали, что творцом материальной и духовной культуры являются народные массы, от борьбы которых зависят судьбы человечества. Огромную роль они сыграли в разработке теории искусства. Энгельс считал, что критическая школа Чернышевского и Добролюбова бесконечно превышает все, что сделала в этом направлении официальная наука Германии и Франции *. Однако русские революционные демократы не сумели вскрыть диалектику развития производительных сил и производственных отношений и понять причины смены одной общественно-экономической формации другой. В целом их взгляды на общество были идеалистическими. Поэтому они не могли дать научного обоснования перехода от эксплуататорского общества к коммунистическому.
* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 36, стр. 147.
Говоря о первичности материи и вторичности сознания, русские революционные демократы не поднялись до понимания того, что общественное бытие, материальные условия жизни общества определяют общественное сознание. Чернышевский вслед за Фейербахом придерживался антропологического принципа в философии.
Он, как и другие революционные демократы, не всегда учитывал роль общественно-исторической практики в формировании сознания человека. В. И. Ленин отмечал, что узок термин Фейербаха и Чернышевского "антропологический принцип" в философии.
И антропологический принцип и натурализм суть лишь неточные, слабые описания материализма" *.
Русские революционные демократы не сумели создать стройного диалектико-материалистического мировоззрения, но они ближе всех подошли к марксизму и его философии, сыграли огромную роль в подготовке условий для быстрого распространения марксистской теории в России **.
Классики марксизма-ленинизма высоко ценили революционных демократов, их научно-философские и эстетические взгляды ***.
* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 64.
** См.: "К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина". Тезисы ЦК КПСС. М., 1970, стр. 8 - 9.
*** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 17 - 18; "Переписка Маркса и Энгельса с русскими политическими деятелями". М., 1947, стр. 28 - 29, 53 - 59, 66, 178, 230; В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 21, стр. 13 - 20; т. 48, стр. 381 - 384; т. 26, стр. 309 - 314; т, 25, стр, 95 - 100; т. 2, стр. 508 - 521; т. 1, стр, 289 - 292; т, 19, стр, 168 - 175.
ГЛАВА III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА.
Свыше ста лет развитие революционного движения и общественной мысли неразрывно связано с марксизмом и его философией. На каждом этапе исторического развития марксизм становится все крепче, закаленнее и жизненнее, все большее число передовых людей встает под знамя бессмертных идей. Марксизм ныне стал господствующей идеологией в СССР и странах социалистического содружества Азии и Европы. Идеи марксизма-ленинизма захватывают сердца трудящихся и ярким пламенем освещают им путь к подлинно человеческой жизни - к коммунизму. Поэтому марксизм и его философия вызывают страх и злобу у эксплуататорских классов, и все защитники капиталистического строя вели и ведут борьбу против марксистско-ленинской теории, используя в этой борьбе все средства.
Марксистская философия - диалектический и исторический материализм - создана Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) и в новых исторических условиях творчески развита Владимиром Ильичем Лениным (1870 - 1924).
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |