Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Сборщики налогов и сборов




Представители налогоплательщика, плательщика сбора

Личное участие налогоплательщиков и сборщиков налогов и сборов в отношениях, регулируемых законодательством о на­логах и сборах, не лишает их права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях.

Налоговый кодекс предусматривает два вида представи­тельства:

—законное представительство;

—уполномоченное представительство.

Законное представительство осуществляется законным пред­ставителем. Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными фе­деральными законами.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на ос­новании закона или се учредительных документов. Действия (бездействие) законных представителей организации, совер­шенные в связи с участием этой организации в отношениях,


регулируемых законодательством о налогах и сборах, призна­ются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответ­ствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченное представительство осуществляется уполно­моченным представителем.

Уполномоченным представителем налогоплательщика (пла­тельщика сборов) считается физическое или юридическое лицо, уполномоченное этим лицом представлять его интересы в отно­шениях с налоговыми органами и иными участниками налого­вых отношений.

Уполномоченными представителями не могут быть:

— должностные лица налоговых, таможенных органов, ор­ганов государственных внебюджетных фондов и органов внут­ренних дел;

— судьи;

—следователи;

— прокуроры.

Уполномоченный представитель организации осуществля­ет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Уполномоченный представитель физического лица может осуществлять свои полномочия на основании:

— нотариально удостоверенной доверенности;

— доверенности, приравненной к нотариально удостоверен­ной в соответствии с гражданским законодательством РФ.


5. 1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях

Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы.

Деятельность сборщиков позволяет облегчить организацию взаимоотношений множества налогоплательщиков (платель­щиков сборов) и органов казначейства, число представителей которых по объективным причинам должно быть строго огра­ничено.

Несмотря на отказ законодателя от использования в дей­ствующем тексте НК понятия «сборщик налогов и сборов», функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почто­вые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.

Сборщики налогов и сборов могут участвовать в налого­вых правоотношениях как лично, так и через своих предста­вителей. Представителями сборщиков, как правило, являются должностные лииа организации, наделенной правом сбора на­логов и сборов.

5.2. Налоговые агенты

При необходимости аккумуляции финансовых средств у большого количества налогоплательщиков (как, например, при сборе НДФЛ) целесообразно встраивание в цепочку до­полнительного субъекта (налогового агента) обладающего в части сбора налоговых платежей расширенными полномо­чиями (например, не только обязанностями по приему, но и по исчислению и удержанию соответствующих сумм). Так, на­пример, в России налоговые агенты осуществляют функции не только по перечислению налоговых платежей, но и исчисляют их размер и удерживают соответствующую сумму при выплате налогоплательщику.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соот­ветствии с НК возложены обязанности по исчислению, удер-


жанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюд­жетную систему РФ.

Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и на тех физических лип, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Липо получает статус налогового агента только для исполне­ния конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и в роли на­логоплательщика и плательщика сборов.

Налоговыми агентами признаются также российские орга­низации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых возлага­ется обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.

Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно и от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.

Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщи­ки, а именно;

—право на информацию;

—право на получение официального письменного разъяс­нения;

—право на управление налоговыми выплатами (право осу­ществлять налоговый менеджмент);

—право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;

—право лично или через представителя участвовать в нало­говых правоотношениях;

 

—право давать пояснения о характере собственных дей­ствий в сфере налоговых правоотношений;

—право на корректное отношение со стороны иных участ­ников налоговых правоотношений;

—право не соблюдать незаконные предписания и требова­ния;

—право на защиту нарушенных прав и законных интересов;

—право на возмещение неправомерно нанесенных убыт­ков.

Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержа­нию. Согласно НК налоговые агенты обязаны;

1) исчислять, удерживать и перечислять законно установ­ленные налоги; 44


 

2) информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности;

3) вести в установленном порядке учет;

4) обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанность уплачивать законно установленные налога для налогового агента означает необходимость правильно и свое­временно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять на соответствующие сче­та Федерального казначейства соответствующие налоги.

Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, уста­новленный для налогоплательщиков, применяются к нало­говым агентам только в отношении удержанных с налогопла­тельщиков сумм налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в по­рядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплатель­щиком.

Обязанность информировать налоговые органы и их должно­стных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета:

—о невозможности удержать налог у налогоплательщика;

—сумме задолженности налогоплательщика.

Кроме этого, налоговый агент должен представлять в на­логовый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанность вести в установленном порядке учет для нало­гового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:

—начисленных и выплаченных налогоплательщикам до­ходов;

—исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет­ную систему налогов.

Ответственность налогового агента. В налоговых отноше­ниях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплатель­щика, а собственные интересы. За неисполнение или ненад­лежащее исполнение возложенных на него обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственно­сти за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или пе­речислении в бюджетную систему налогов.


5.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов

Банки обязаны исполнять поручения:

— налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерально­го казначейства;

— по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взыскан­ных) налогов, сборов, пеней и штрафов;

— местных администраций и организаций федеральной
почтовой связи на перечисление в бюджетную систему РФ на
соответствующий счет Федерального казначейства денежных
средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков
(налоговых агентов, плательщиков сборов);

— налогового органа на перечисление налога (сборов, пеней
и штрафов) в бюджетную систему РФ за счет денежных средств
налогоплательщика или налогового агента в очередности, уста­
новленной гражданским законодательством РФ.

Плата за обслуживание по указанным операциям не взима­ется.

При напичии денежных средств на счете налогоплательщи­ка (налогового агента, плательщика сборов) банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и по­ручения налогового органа.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение преду­смотренных обязанностей банки несут ответственность, уста­новленную НК. Применение мер ответственности не освобож­дает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога (сбора, пени и штрафов). В случае неиспол­нения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств и иного имущества.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в тече­ние одного календарного года является основанием для обра­щения налогового органа в ЦБР с ходатайством об аннулиро­вании лицензии на осуществление банковской деятельности.


Тема 6. НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6. 1. Налоговая администрация: цели и задачи деятельности

Налоговая администрация — это институт государствен­ного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.

Государственная (национальная) налоговая администрация — это совокупность государственных структур исполнительной власти, созданных или соответствующим образом специали­зированных для обеспечения налоговой безопасности госу­дарства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем осуществления мероприятий государственного налогового администрирования, реализуемых с целью защиты механизма налогообложения.

Понятие «государственная налоговая администрация» мо­жет быть тождественно понятию «налоговая администрация» в том случае, если речь не идет о системе негосударственного управления в сфере налогообложения или системе налогового администрирования на международном уровне.

Функционирование системы государственной налоговой адми­нистрации предполагает решение задач по контролю за соблю­дением налогового законодательства налогоплательщиками, а также профилактики, выявления, раскрытия, расследования фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществления мер по возмещению ущерба государству в по­добных случаях. Решение каждой из поставленных задач деле­гируется соответствующим специализированным организаци­онным звеньям налоговой администрации.

На систему государственной налоговой администрации возлагается выполнение двух генеральных функций в налого­вой сфере: контрольной и правоохранной,

В результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит выявление фактов нестандартно­го, отклоняющегося поведения налоговых субъектов. Следует обратить внимание, что полученные результаты носят сугубо констатационный характер. С содержательной точки зрения по результатам такой деятельности можно лишь сделать вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения нало-



гового субъекта. Опенка характера, установление причин и по­следствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят. Ответы на эти вопросы получают в ходе правоохрани­тельной деятельности системы налоговой администрации.

Правоохранная деятельность системы налоговой админист­рации заключается во всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указываю шей на возможное про­блемное поведение налогового субъекта, и принятии адекват­ных мер по пресечению противоправного поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.