Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пер­вые пред­став­ле­ния о куль­ту­ре




I

 

Са­мо сло­во «куль­ту­ра» вос­хо­дит к рим­ской ан­тич­но­сти, обо­зна­ча­ет - об­ра­бот­ка, уход, воз­де­лы­вание, то есть име­ет отношение, пре­ж­де все­го к зем­ле, - зем­ле­де­лию и сель­скому хо­зяй­ст­ву. Вто­ро­сте­пен­ное зна­че­ние это­го сло­ва бы­ло вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние. С те­че­ни­ем вре­ме­ни, это сло­во ста­ло при­об­ре­тать ре­ли­ги­оз­ное зна­че­ние - культ (по­кло­не­ние, по­чи­та­ние). Толь­ко в позд­ней ан­тич­но­сти оно ста­ло обо­зна­чать об­ще­ст­вен­ную и ре­ли­ги­оз­ную дея­тель­ность в об­ра­зо­ва­нии и вос­пи­та­нии, а так­же в раз­ви­тии та­ких об­лас­тей дея­тель­но­сти как ис­кус­ст­во и нау­ка, ко­то­рые к то­му вре­ме­ни уже по­лу­чи­ли свое раз­де­ле­ние.

Древ­ние гре­ки, соз­да­вшие куль­ту­ру, которая на два тысячелетия определила развитие западноевропейской и американской культуры, воспринимали вос­пи­та­ние че­ло­ве­ка как це­ло­ст­ной лич­но­сти с нрав­ст­вен­ны­ми ос­но­ва­ми жиз­ни, в от­ли­чие от вос­пи­та­ния же­ст­ко­го про­фес­сио­на­ла в оп­ре­де­лен­ной об­лас­ти об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, ос­но­вы ми­ро­воз­зре­ния ко­то­ро­го ба­зи­ру­ют­ся не на нрав­ст­вен­но­сти, а ис­клю­чи­тель­но на за­щи­те ин­те­ре­сов в сво­ей об­лас­ти.

Куль­ту­ра - это раз­лич­ные об­лас­ти дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, осмысляющего сущность бытия, и дея­тель­ность в этих об­лас­тях. Культура произошла из материального воплощения человеческих представлений о мире (наскальные рисунки, первые предметы быта и пр.) и рассматривать ее структуру необходимо как форму, реализующую творчество и свободу личности.

Под культурой мы понимаем первые материальные формы быта человека и его представления о мире. Бытовая культура была тесно связана с представлениями человека о мире, выражала сущность его восприятия окружающей среды и своего положения в мире. Предметы быта имели форму окружающих человека растений и деревьев, зверей и птиц, копировали их формы, в которой человек пытался определить свое значение среди окружающей его живой природы. Большинство символов, рожденных в первобытной культуре, определяющих значение человека и живого в мире, было связано с плодородием.

Фор­ми­ро­вание от­но­ше­ний человека и окружающего мира (по греч. - космоса) повлекло за собой осмысление существования Бо­га, который для древнего человека скрывался за всем живым и неживым в окружающей его природе. Окружающий мир человек воспринимал как себя, наделял сознанием и глубиной смысла. Сознание можно определить как высшую, свойственная лишь человеку, форму осмысления объективной действительности. Оно представляет собой совокупность мыслительных и психических процессов, которые направлены на поиски смысла в окружающем человека мире. Культура осуществляет потребность человека в поисках тайного смысла бытия, выражаясь в материальных символах.

Рождение знака и символа в сознание человека было возможным, благодаря ассоциативному рассмотрению разнородных явлений и сущностей в мире, которые по своим качествам действий (воздействий, взаимодействий и пр.) могли быть схожи по своему смыслу.

Че­ло­век пытался найти и определить по­до­бия в окружающей среде, желая, та­ким об­ра­зом, по­стичь при­ро­ду окружающего. С помощью познания, которое заключалось в установлении разных закономерностей в космосе, человек рассчитывал обрести господство над познанной частью мира, господство над окружающей средой. На первом этапе познания в этом ему помогало определение подобных законов в окружающей среде, подобия качеств разных предметов и явлений, человека и всего живого, из которых складывались знаки и символы.

Первоначально че­ло­век наделял окружающую среду теми качествами, которые находились в нем самом, наделял характером, который существует благодаря некоторому осмысленному сознанию всего живого. Так человек понимал для себя Бога. Следующим шагом было обо­же­ст­в­ление всех при­род­ных си­л, всех живых существ и объектов неживой природы в ок­ру­жаю­щей сре­де, из которых он стал вы­би­рать се­бе по подобным качествам и характеристикам хра­ни­те­лей. Чертами проявления характера стихий являлись грозы, бури, солнечная жара, мягкость или суровость климата, плодородие земли, - все те климатические условия, которые окружали то или иное человеческое общество и приписывались основным человеческим общественным качествам, то есть отличало тот или иной род.

Та­ким образом, воз­ни­ка­ет пан­те­изм (пан­те­он - от греч. слова - мно­го­бо­жие) - различное число хранителей - природных сил, которые человек считал своими прародителями (см. Приложение 1). К их помощи человек прибегал, на их характерных чертах основывался. Например, какая-либо человеческая формация жила в районе, где бури с сильными проливными дождями было явление постоянное, люди не только приспосабливались к ним, но и считали этот «бурный», «невоздержанный», «грозный», но «плодородный» характер самым важным. Человека, владеющего этим характером в полной мере, избирали вождем. Людей, обладающих этим характером в частичной, но не в полной мере, могли избрать на самые важные «должности» в родовом обществе, которые могли влиять на те или иные стороны общественной жизни. Главным при любом общественно важном выборе являлось проявление «бурного» характера и его «плодородной», благой силы, его влияние на окружающее, которые можно было уподобить влиянию стихии на окружающую среду.

Человек определял для себя не один важный природный «характер», а несколько. Пантеизм - это много богов, которые находятся на иерархической лестнице, в зависимости от способности влияния на окружающую среду. Че­ло­ве­ка всю­ду ок­ру­жа­ли бо­же­ст­вен­ные си­лы, ко­то­рые че­ло­век сам на­де­лял лич­но­ст­ным на­ча­лом.

Первобытная культура отражала взаимодействия человека и окружающей среды, отражала его понимание ее, познание ее принципов и носила культовый (религиозный) характер, потому, что отражала отношения человека и его хранителей-богов-стихий. Главным в культуре было создание знаков и символов, которые влияли на сознание и приобщали к таинственным взаимоотношениям человека и окружающей среды, говорили о таинственных взаимосвязях всего живого и общекосмических стихийных процессов, контролируемых богами-хранителями (осознанной частью этих стихий), открывали подобные качества человека и окружающей среды, тем самым, подчеркивая родство и близость.

Прин­цип куль­тур­но­го про­грес­са стал оп­ре­де­лять­ся то­гда, ко­гда в античности произошло раз­де­ле­ние на нау­ку и куль­ту­ру. Про­гресс ис­кус­ст­ва про­ис­хо­дит бла­го­да­ря соз­да­нию уни­каль­ных про­из­ве­де­ний и пред­ме­тов, по­пыт­ка вос­соз­да­ния ко­то­рых с не­ко­то­ры­ми из­ме­не­ния­ми при­ве­ла к ро­ж­де­нию но­вых сти­лей. Про­гресс же нау­ки воз­мо­жен при повторяемости и воз­мож­но­сти вос­про­из­ве­де­ния стро­го оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом ка­ких-ли­бо на­уч­ных фе­но­ме­нов. Например, при попытки повторения какого-либо шедевра искусства может возникнуть новый шедевр, с иными чертами, который спровоцирует новые повторения и т. д. При повторении добавляются авторские черты, шедевр искусства становится самостоятельным отличным от первого, что и порождает различные стили. В науке какой-либо феномен проверяется опытным путем. И еще большее постижении того или иного принципа можно осуществить только при возможности вновь и вновь точно повторить опыт.

На основе познаний окружающей среды и установления в ней закономерностей, стали возникать и нравственные принципы разных народов. Жизнь в различных климатических условиях формировала самые разнообразные народные характеры и народные черты. У каждого народа в зависимости от климатических условий сложились свои знаки и символы, которыми украшались дома, одежда, возникали свои обряды и традиции: поведения, отношения к людям и Богу.

Традиции, «жизненные формы», «формы жизни» - манеры, позы, жесты, поведение и отношение являются знаками «жизненного содержания» - чувств, переживаний, верований сугубо национального характера Примечание 1. Национальные черты - это своеобразное выражение чувств и мыслей, которое вытекает из представлений о мире (о его сотворении, о действующих в мире и в людях силах, о Боге), таким образом, национальный характер основывается на познании тем или иным народом окружающего мира.

Примечание 1 Ю. С. Степанов «Язык и метод. К современной философии языка». В этой книге находится ряд любопытных сравнений культурных традиций Запада и Востока. Например, «европейцы, здороваясь, протягивают для пожатия руку, что способно не только удивить, но и оттолкнуть китайца, японца или индийца (пожать руку чужого человека!). Христиане-мужчины, входя в церковь, костел или кирку, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову.

В Европе цвет траура черный, а в Китае - белый.» В Китае считается, что черт ходит по прямой и потому у входа в любое жилище находятся ширмы таким образом, что войти по прямой невозможно, а в Европе наоборот - черт только и ходит по кривой и потому он «кривой» и «лукавый» (лука, излучина, дуга и пр.).

«Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восхищаться вещицей в доме китайца, хозяин ему дарит этот предмет - того требует вежливость. Мы говорим детям, что в гостях ничего нельзя оставлять на тарелке (чтобы не обидеть хозяина и не показать, что угощение не понравилось). В Китае же к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не дотрагивается, - правила вежливости требуют показать, что ты сыт».

«В Японии пересечения улиц имеют названия - а сами улицы нет. Для немца из Пруссии вы [находитесь] «в комнате», если вы можете говорить и видеть кого-нибудь в комнате, хотя бы вы и стояли на пороге. Для американца вы «в комнате» только тогда, когда внутри целиком ваше тело и вы можете оторвать руку от дверного косяка. Колумбиец или мексиканец часто находят, что североамериканец, с которым они разговаривают, держится холодно и отчужденно только потому, что североамериканец не любит, чтобы до него дотрагивались и отступает назад как раз тогда, когда колумбиец считает, что он подошел достаточно близко, чтобы заговорить. Для американца удобным расстоянием при разговоре будет 75 см, но для мексиканца это слишком далеко». Совокупность обычаев организует пространство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.