Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифологическое пространство и его смыслы




VII

 

Итак, в мифе «родственные» отношения человека и окружающего мира поддерживаются символами, обрядами и различными предметами (амулетами, оберегами, татуировками и пр.), которые обнажают взаимосвязь человека и того или иного животного, человека и той или иной стихии, подчеркивают с ней родство. Единство, которое возникает в результате подтверждения «родственных» связей человека и окружающей среды с помощью обрядов, существует как некоторое замкнутое пространство, некоторая замкнутая система. Замкнутость пространства - это его законченность, завершенность, гармоничность и целостность. Единство - это единый организм мифа, который целостен и потому замкнут.

В рамках этого пространства образуются некоторые мифологические взаимоотношения. Эти мифологические взаимоотношения можно характеризовать как отношения или взаимосвязи, осуществляющиеся по внутренним, смысловым параметрам. Отношения в мифе возможны только тогда, когда все живое и неживое соотносится друг с другом по внутреннему смыслу, обнажая его, определяя свое значение в пространстве и свои функции. Часто бывает так, что все объекты в мифе вообще не делятся на живое или неживое, так как все имеет свой «голос» и свое значение, выраженное во внешнем виде, в словах, в действиях.

Например, и камни, и волки, и птицы могут быть объединены единой качественной «родственной» связью. Обязательно и камни, и волки, и птицы носят на себе черты или признаки друг друга или какого-то общего смысла. Если горы алмазные, то у волков алмазные глаза, а у птиц алмазные клювы. Как волки и птицы, так и горы могут говорить, и обязательно это пространство замкнуто и имеет какое-то значение, нечто такое, что нужно человеку преодолеть или постичь.

Смысл того или иного явления, случая, действия в мифологическом пространстве постигается через смыслы предметов или существ, которые в нем участвуют. По основным, ярко выраженным качествам (словам, действиям) выясняется какой смысл, какое стремление, или какую цель преследует то или иное живое существо; какой смысл несет тот или иной предмет. Например, гриб, может предложить свою помощь человеку, говоря, что он придает сил или разума, необходимых для какого-то основного действия в мифе и т. д.

От обстановки зависит какое-либо событие, так как она подтверждает, осуществляет, создает вокруг некоторую атмосферу при помощи символического значения некоторых ее атрибутов или простых предметов. Значение события может даже изменится от атмосферы, в которой оно происходит. Всегда очень важно обращать внимание на атмосферу, на то, что окружает человека в момент какого-то события. Именно по этим элементам можно всегда определить: какое действие на благо, а какое нет. Например, если рядом с каким-то существом, совершающим внешне добрый поступок, все живое чахнет и умирает, значит существо это не то, за которое себя выдает. Смысл его действий обнаруживается в окружающей его атмосфере (обстановке). Поступок его обманчив и направлен на разрушение существующего единства или разрушение мира в целом.

Смысл в мифологическом пространстве несет все живое и неживое, - явления, существа, стихии, человек, предметы. Основные смыслы мифологического пространства направлены, как правило, на преодоление какой-либо дисгармонии между окружающей средой и человеком. Например, запустение земли и горе прекрасной принцессы, томящейся в заточении, олицетворяющей плодородие этой земли, можно устранить, освободив ее, и тем самым вернуть плодородие земле. Или герой часто отправляется в странствия, чтобы объединить разрозненные царство: небо, землю и подземное царство (как герои «Рамаяны» см. Приложение 5).

В мифологическом пространстве случается только то, что должно случится, все действия направлены на единение с окружающей средой и постижение ее тайного смысла, смысла ее бытия. Знание смысла необходимо для того, чтобы человек не только был единым со средой и сознательно совершал поступки в этом пространстве, но и мог на правах творца участвовать в процессах внутреннего изменения пространства. Например, какой-либо герой объединяет три разрозненных царства или достигает совершенства, обретая всю полноту пространства, объединяясь с ним и олицетворяя какие-то его качества, становясь главным носителем его смысла.

Мифологическое пространство осмыслено и само несет смысл - таким воспринимает его человек «отражая» свое собственное состояние жизни (тождество человека и природы). Пространство некоторым образом нуждается в главном носителе, своего рода символе, держателе основного смысла существования его. Именно поэтому в мифах все пространство говорит и соотносится с человеком. Например, с героями говорят и помогают им в достижении цели и горы, и птицы, и животным, и стихии.

Пространство воспринимается человеком как нечто наделенное собственным сознанием, осмысленным существованием и потому требует некоторый физический облик. Облик предмета или символа недостаточен, так как предмет не может осуществлять полнокровных осмысленных «жизнеспособных» требований пространства и потому ему требуется не предмет, а живое существо. Животные (Серый Волк в русских сказках) и растения носят в мифологическом пространстве характер символический, осмысленный, но не могут полноправно менять и дополнять смыслы пространства. Для этого необходим человек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.