Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Магия как форма смысловых взаимоотношений в мифологическом пространстве




IX

 

В мифологическом пространстве существуют некоторые силы, которые связывают действия и события всего пространства в некоторое единое целое, которое имеет свой смысл, и в нем все направлено на воплощение этого смысла. Эти силы, несущие смысловую нагрузку в мифе, есть движение смысла. Смысл, который имеет мифологическое пространство, существует не только как нечто проникающее во все области пространства, но и как движущая сила. Два различных состояния смысла в пространстве (смысл, который содержится во всех объектах пространства и смысл, движущий действие, совершающий) существуют в нем слитно и нераздельно. Слитно потому, что смысл один и тот же, а раздельно потому, что находится одновременно в разных состояниях покоя и движения. В этом один из парадоксов мифа.

С одной стороны, движение смысла в мифологическом пространстве, направляющее и осуществляющее единство человека и окружающей среды, называется магией. С другой, магия - это только направленная сила и применяется для воздействия человеком на тот или иной объект в мифологическом пространстве. Объясняется это также структурой мифа.

Любой миф магичен, мистичен, так как раскрывает в символической форме сакральный смысл мироздания. Магия в обыденном представлении - это способ воздействия человека на объекты мифологического пространства. Но в представлении человека, находящегося внутри мифологического пространства (вернее погрузившего себя самого в мифологическое пространство), - магия это проявление сакрального смысла мира, его внутреннее движение, взаимосвязи и соотношения явлений и объектов мира между собой. Это в представлении человека вызвано родством всего окружающего, смысловым единством, которое человек выражал в символе.

В мифе не только человек зависит от мироздания, но и мироздание, космос зависит от него. Внутреннее родство, смысловые взаимосвязи всего мира человек для себя определяет как взаимосвязи действующие и глобально довлеющие на него самого. Но в восприятии человека лежит прямая зависимость своей жизни и жизни космоса - на сколько зависим человек от космоса, настолько же и космос должен зависеть от него, хотя он гораздо мощнее и сильнее человека. Человек претендует на эту зависимость, исходя из того же принципа родства - космос наделен сознанием и человек наделен сознанием. Поэтому если космос может действовать на него, то и человек вправе как-то соотноситься с ним: с помощью его, привлекая его как сознание или личность, как своего помощника, человек может достигать своих целей.

Воздействие человека на объекты мифологического пространства, прибегая к помощи космических сил, космического сознания, называется магией. Магия - это когда между человеком и его изображением, предметом и любым другим объектом есть смысловая (мистическая) связь. Например, действуя на изображение человека, можно воздействовать на самого человека: подчинить его своей воле, умертвить и т. д.

Магия - это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической (смысловой, родственной) сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли.

Три вышеизложенных функции магии в мифе обусловлены тем, что человек воспринимал мир живым существом, а его внутреннюю силу движений, влияющий на ход мирового развития, сопоставлял со своей и называл эти два разнородных явления магией. Возможно также, для разделения различных понятий в первом случае пользоваться определением сакрального или мистического, во втором - магией. Но три разнородных явления в мифе необходимо причислять по смыслу к одной природе явлений, так как в обоих случаях - это проявления внутренних сил человека, пространства, бога (богов).

Значение обряда в мифе, ритуала, произведенного действия, сказанного слово, не только определяет мифологическое пространство как замкнутую систему, но и содержит в себе волевое воздействие с привлечением сил мира, цель которого подчинить себе того или иного человека, ту или иную космическую силу. Заклинания, ритмика танца, - были сильным воздействием, так как всегда связаны с самыми глубокими смыслами явлений и предметов. Сказанное слово определяет смысл явлений и предметов, а ритмика танца повторяет внутренний ритм, дыхание, движение человеческого тела и окружающей среды.

Магическое управление природой и ее силами часто подменяло реальное, практическое воздействие на природные условия. Слова «таинство», «сакральное», «мистическое» - все эти слова связаны с некоторыми обрядами, в которых использовалась магия.

Сопричастность человека и окружающей среды со стороны человека определялась существованием магии, как смыслового воздействия на объекты мифологического пространства. Связующая сила объектов в пространстве, несущая движение смысла, определяемая им, - это основные функции магии и волшебства (см. Приложение 7).

Само значение слова «волшебство» во многих мифологиях идентично слову «магия», но все-таки некоторое отличие есть. Магия - это, прежде всего, действия человека, а волшебство подразумевает человека, но часто этим человеком являются олицетворения тех или иных сил природы.

Например, во многих мифах есть некоторая невидимая личность, которая направляет действия героев и самого мифа. Эта личность на протяжении мифа может никак не показать себя и до конца не будет известен ее облик и какие бы то ни было описания и характеристики. В русских сказках часто встречаются волшебные животные, которые действуют как личности, наделенные способностями предвидеть, вести героя, обладать волшебством и т. д. Одним из таких животных является Серый Волк. В данном случае - это Тотем (начальник, прародитель рода), мистическое животное, которое ведет свое происхождение от верховного бога или от могучей стихии грозы.

Но, как и магия, волшебство имеет те же принципы существования в мифологическом пространстве, за тем исключением, что как человек, личность в пространстве действует воплощение верховного бога или воплощение могучей стихии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.