Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы соиальной философии 4 страница. n эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития - духовное творчество




n эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития - духовное творчество

n культура - чисто духовное образование

3) неклассическая (модернистская):

n ориетируется на повседневную жизнь человека.

n культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальнотси, взаимодействующей между собой и воспринимаемой человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.

4) постмодернистская.

Философское осмысление культуры - без субъекта.

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то определение, полученное с помощью выделения какой-либо совокупности признаков.

Следоваительно, определения «культуры» выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных подходов к осмыслению культуры:

1) аксеологический (ценностный) подход:

n выделение сферы бытия, называемой миром ценностей. Именно, к этому миру и применимо понятие «культура».

n культура - итог всего многобразия деятельности человека как совокупность материальных и духовных ценностей.

n Главные проблемы этого подхода - понимание природы ценностей, их происхождение общезначимости.

2) деятельный:

n культура выступает специфическим способом человеческой деятельности.

n в деятелности реализуется единство субъективного и объективного.

n культура - способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, основа творческой активности человека.

3) структуралистический: культура - совокупность социальных элементов, носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятленость (брак, семья, обычай, тексты, символы...), но без учета личных факторов.

4) социологический: - культура - социальный инструмент, который позволяет рассматривать общество как устойчивую целостность, отличную от природы.

5) гуманитарный: внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры.

Вывод: Все эти подходы взаимодополняют друг друга. Однако, сохраняется потребность в формировании обопщенного понимания культуры. Философия рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом, а как всеобщую характеристику мира как целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек находит себя.

 

2.22 Культура и цивилизация: Общее и специфическое.

 

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

Слово «цивилизация» появилось во францухком яхыке в середине 18 в. В русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, просвятители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Четыре подхода в интерпретации поняти «цивилизации»:

1) культурологогический (т.е. социокультурное образование)

Вебер, Тайнби: цивилизация - особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которых составляет религия.

Тайлор: Цивилизация - знания, верования, искусство, нравственность и привычки, усвоенные человеком как членом общества.

2) социологический (т.е. социальное образовнаие)

Уилкинсон: Социальное образование, имеющее общий временной и пространственный параметр, сосредоточенное вокруг городских центров, благодаря действию механизмов их связей, в первую очередь социально-политических.

3) этнопсихологический

n связь пониятия цивилизации с особенностями этнической истории (Л. Гумилев)

n специфика культуры и психологии народа

4) географический

n влияет географическая среда

В целом преобладает культурологический подход.

Цивилизация - это культура материальная (узкий смысл).

Цивилизация - это совокупных материальных и духовных достижений (широкий смысл)

Еще в 19 в. Активно противопоставлялись термины: «культура» и «цивилизация» (Кант, Шиллер)

Многие исследования сходятся на том, что цивилизация - внешний по-отношению к человеку мир, в то время как культура - внешний. Но это уместно только в рамках деятельностного подхода к пониманию культуры, а при ценностном не обоснованно.

Вместе с тем необходимо согласиться, что цивилизация - внешний мир. Однако, при этом не следует противопоставлять понятия «культура» и «цивилизация», ибо культура как надиндивидуальная реальность также является внешней.

Есть 5 подходов к пониманию, осмыслению культуры: (см. Вопрос 2.21)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.